Обобщение знаний по теме "Углеводороды"

Разделы: Химия


Цель урока:

Сформировать у учащихся целостное представление об углеводородах различных классов, продемонстрировать генетическую взаимосвязь, подчеркнуть решающее влияние строения органических соединений на химические свойства.

Оборудование:
  • таблицы; 
  • опорные карточки; 
  • шаростержневые модели; 
  • полимеры; 
  • нефть;
  • сигнальные карточки.

Ход урока

  1. Вводная часть. Приветствие. Значение углеводородов (нефть, газ, полимеры).
  2. Повторение материала по теме «Углеводороды».
    1. Самостоятельная работа по дифференцированным карточкам (приложение №1).
    2. Определите, к каким классам относятся углеводороды? Для этого верно выберите букву, при сложении букв должно получиться слово. Ответы:

           

    3. К каким классам относятся данные углеводороды? Назовите общую формулу для каждого класса?
    Цели и задачи формируют дети

    Повторить, обобщить и систематизировать знания о каждом классе веществ на основе сравнительной характеристики состава, строения и свойств. Дать понятие о генетической связи между классами органических соединений и генетическом ряде углеводородов.

  3. Обобщение знаний по теме «Углеводороды».
    1. Назовите по международной номенклатуре вещества:


    2. Покажите с помощью сигнальных карточек, какие связи характерны для каждого вещества? (приложение №2).
    3. Определите вид гибридизации у каждого атома углерода в формуле (а, б), покажите с помощью сигнальных карточек (приложение №2).
    4. В чем причина многообразия органических веществ? (демонстрация творческих работ, шаростержневые модели различных классов углеводородов).
    5. Назовите возможные виды изомерии для каждого класса?
    6. Имеет ли изомеры толуол? Почему?
    7. Какие типы химических реакций характерны для каждого класса?
    8. Используя правило Морковникова, укажите формулу продукта реакции: CH2 = CH – CH3 + HBr →
    9. Вставьте пропущенные вещества в цепочку превращений (дифференцированные задания):


      Ответы: а) CH3 – CH = CH – CH3; б) CH3 – CH2Cl; в) CH3 – CHCl – CH2 – CH3; г) CH3 – CH2 – CH2 – CH3.
    10. В цепочке превращений

      C2H6→X1→X2→X3 вещество Х3 – это а) хлорэтан; б) 1,1 – дихлорэтан; в) 1,2 – дихлорэтан; г) 1,1; 2,2 – тетрахлорэтан.

    11. Обобщение (делают учащиеся).

  4. Представьте, если кончится газ, нефть, что жизнь остановится? (сообщение учащихся о биогазе?). Ученик демонстрирует цепочку превращений одних веществ в другие, начальным продуктом является метан, полученный из отмерших организмов.

  5. Генетическая связь между классами углеводородов (составление схемы).

Подведение итогов!

Д/з: подготовка к К/р.
По составленной схеме осуществите превращение, взяв за основу конкретное вещество, относящееся к классу алканов.

Литература.

  1. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. Настольная книга учителя химии 10 класс. М., 2001 «Блик и Ко».
  2. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин. Учебник химии 10 класс. М.,: Дрофа, 2004г.