Дидактический материал по физике

Разделы: Физика


Модуль 1. Кинематика.

УЭ - 0 Общая цель урока:

В процессе работы над учебными элементами (УЭ) вы должны:

1. Повторить понятия: механическое движение, материальная точка, система отсчёта, траектория, радиус – вектор, перемещение, путь, средняя скорость, равномерное прямолинейное движение, ускорение, равноускоренное прямолинейное движение, угловая скорость, поступательное движение, центростремительное ускорение.

2. Закрепить знания о законах: закон движения, закон прямолинейного движения, равноускоренного прямолинейного движения.

3. Узнать о применимости этих законов.

УЭ – 1

 

П
И
С
Ь
М
Е
Н
Н
О

Цель: проверить, что (и хорошо ли) мы знаем основные понятия.

Индивидуальная работа.

I. Выполните следующие задания.

1. Дополните предложение:

А. Совокупность тела отсчёта, связанной с ним системы координат и часов …
Б. Движение, при котором любая прямая, перемещается параллельно самой себе…
В. Изменение пространственного положения тела относительно других тел с …
Г. Движение с постоянной по модулю и направлению скоростью …
Д. Прямолинейное движение, при котором ускорение скорости и постоянно по…
Е. Вектор, соединяющий начало отсчёта с положением материальной точки в произвольный момент времени …

2. Выберите правильный ответ:

1. Предложены две задачи:

1) Рассчитать период обращения вокруг Земли искусственного спутника – шара радиусом 20 м.
2) Рассчитать силу Архимеда, действующую в воде на деревянный шар радиусом 10 см. В какой задаче шар можно рассматривать как материальную точку?

А. Только в задаче 1.
Б. только в задаче 2.
В. В задачах 1 и 2.
Г. Ни в одной из двух
задач.

2. Среди перечисленных ниже физических величин, какая одна величина скалярная?

А. Сила.
Б. Скорость.
В. Перемещение.
Г. Ускорение.
Д. Путь
.

3. Луна вращается вокруг Земли по круговой орбите радиусом 400 000 км с периодом примерно 27,3 суток. Каким будет перемещение Луны за 54,6 сут.?

А. 0 км.
Б. 400 000 км.
В. 800 000км.
Г. 1 260 000км.
Д. 5 000 000 км
.

4. Даны два вектора а и в (рис.1). Какой из векторов на (рис. 2) является суммой этих векторов?

А. Только с.
Б. Только d.
В. Только е.
Г. е и f
Е. с и d.

5. Тело движется равномерно по окружности в направлении часовой стрелки. Какая стрелка (рис. 3) указывает направление вектора скорости при таком движении?

А. 1.
Б. 2.
В. 3.
Г. 4.
Д. 5.

6. Тело движется равномерно по окружности в направлении часовой стрелки. Какая стрелка (рис. 3) указывает направление вектора ускорения при таком движении?

А. 1.
Б. 2.
В. 3.
Г. 4.
Д. 5.

7. По графику зависимости скорости тела от времени (рис. 4) определите ускорение в момент времени 3 с.

А. 80м/ с2.
Б. 20 м/с2.
В. 15 м/с2.
Г. 5 м/ с2
Д. 0
.

8. Велосипедист начинает движение из состояния покоя и движется прямолинейно равноускоренно. Через 10 с после начала движения его скорость становится равной 5 м/с. С каким ускорением двигался велосипедист?

А. 50 м/с2.
Б. 10м/с2.

В. 5 м/с2.
Г. 2 м/с2.
Д. 0,5 м/с2.

9. Тело движется равномерно по окружности. Как изменится его центростремительное ускорение при увеличении скорости в 2 раза и уменьшении радиуса окружности в 4 раза?

А. Увеличится в 2 раза.
Б. Уменьшится в 2 раза.
В. Увеличится в 16 раз.
Г. Уменьшится в 8 раз.

10. По графику скорости (рис.5) определите модуль ускорения движения тела в интервале времени 0 – 5 с и путь, пройденный телом за это время.

А. 10 м/с2, 125 м.
Б. 10м/с2, 175 м.
В. 10 м/с2, 75м.
Г.8м/с2, 100м.
Д.8м/с2, 150м
.

11. Период обращения тела, движущегося равномерно по окружности, увеличился в 2 раза. Частота обращения

А. возросла в 2 раза. Б. уменьшилась в 2 раза. В. Возросла в 4 раза. Г. уменьшилась в 4 раза.

II . Проверьте правильность выполнения заданий у учителя.
III. Переходите к следующему УЭ, если вы не допустили ошибок.
IV . Вернитесь к ранее изученному материалу, если вы допустили ошибки.

Главы 1 и 2 учебника, лекции 1,2,3.

V . Оцените свою работу: 1 – 2 ошибки – 5 баллов, 3 – 6 ошибок – 4 балла, 7 – 8 ошибок – 3 балла, более 8 ошибок – 2 балла.

Поставьте себе оценку _______ .

УЭ – 2

П
И
С
Ь
М
Е
Н
Н
О

Цель: закрепить знания законов.

Работа в паре.

I . Обсудите вопрос: какие основные законы (формулы) вы прошли в данной теме?
II. Что означает каждая буква?
III. В каких единицах измеряется каждая величина?
IV . Проверьте свою работу по приложению к УЭ – 2.
V. Оцените свою работу:

Нет ошибок – 5 баллов, 1 -2 ошибки – 4 балла. Есть ошибки, работал, пользуясь приложением, но частично самостоятельно – 3 балла. Работал, всё время пользуясь приложением – 2 балла.

Поставьте себе оценку ________.

УЭ – 3

Рисуем

Г
Р
А
Ф
И
К
И

Цель: закрепить геометрический смысл физических величин, формул, законов.

Работа в паре.

I . Изобразите на графике равномерное прямолинейное движение.

II . Изобразите прямолинейное равноускоренное движение материальной точки.

III. Чему равно ускорение при прямолинейном равнозамедленном движении, если начальная скорость равна нулю? Изобразите графически.

IV, Проверьте свою работу по приложению к УЭ – 3.
V. Оцените свою работу по той же шкале оценок, что и в УЭ – 2.
VI. Вы хорошо поработали. Настало время подвести итоги.

Поставьте себе оценку _______ .

УЭ - 4 Цель: подвести итоги урока.

Работаем вместе.

I. Какие знания повторили?
II. Что нового узнали?
III. Какие умения отрабатывали?
IV. С какими результатами вы дошли до конца?

Индивидуальная работа.

V.Определите индивидуальное домашнее задание, исходя из собственных результатов:

- вы набрали 15 баллов – по желанию выполняете олимпиадные задания;
- вы набрали 12 – 14 баллов – повторите материал по лекциям;
- вы набрали менее 12 баллов – повторите материал по учебнику, если хотите что-то знать.

VI. Попробуйте оценить ( определить) собственные знания и умения по изученной теме следующим образом:

“Я всё понял, смогу объяснить этот материал другому”
“Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учебника”
“Я понял материал частично”
“Я ничего не понял”.

Приложение к модулю №1.

УЭ - 2

I. х =х0+vх * t
а = v х - v0х / t
v х = v+ ах * t
х = х0 + v0х * t + ах * t2 / 2
w = 2img8.gif (58 bytes) / T = 2img8.gif (58 bytes) * v
v = w * R
а= v2 / R

II. III. х0, х (м) – начальная и конечная координаты тела;
а (м/ с2) – ускорение;
v0х, v х (м/с) – проекции начальной и конечной скоростей;
t (с) – время;
w (рад/с) – угловая скорость;
v ( с-1 , Гц ) – частота;
Т (с) – период.

УЭ - 3

Ответы к модулю 1 (находятся у учителя).

УЭ – 1.

А: система отсчёта
Б: поступательное
В: течением времени - механическое
Г: равномерное, прямолинейное
Д: по модулю - равноускоренное
Е: радиус – вектор

2.

1. А
2. Д
3. А
4. Г
5. Б
6. В
7. Г
8. Д
9. В
10. Д
11. Б

Модуль 2. ДИНАМИКА.

УЭ - 0 Общая цель урока:

В процессе над учебными элементами (УЭ) вы должны:

1. Повторить понятия: движение по инерции, инертность, масса, сила реакции опоры , сила трения, сила тяжести, вес тела, перегрузка, невесомость, динамика.
2. Закрепить знания по законам Ньютона, законам Гука,

УЭ – 1

П
И
С
Ь
М
Е
Н
Н
О

Цель: проверить, что (и хорошо ли) мы знаем основные понятия.

Индивидуальная работа.

I. Выполните следующие задания:

1. Дополните предложение:

А. Количественное описание взаимодействия тел, определяющего характер их движения…
Б. Движение, происходящее без внешних воздействий…
В. Системы отсчёта, в которых тело, не взаимодействующее с другими телами, сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения…
Г. Векторная физическая величина, являющаяся мерой взаимодействия тела с другими телами, в р в результате которого тело приобретает ускорение…
Д. Физическая величина, характеризующая меру инертности тела…
Е. Гравитационная сила, действующая на тело…

2. Выберите правильный ответ:

1. Кто открыл закон инерции?

А. Гераклит.
Б. Аристотель.
В. Ломоносов.
Г. Ньютон.
Д. Галилей.

2. Под действием силы 10 Н пружина длиной 1м удлинилась на 0,1м. Какова жёсткость пру пружины?

А. 10Н/м.
Б. 100Н/м.
В.0,1 м/Н.
Г. 0,01 м/Н.
Д. 1Н/м.

3. На тело действуют сила тяжести 30 Н и сила 40Н, направленная горизонтально. Каково

Значение модуля равнодействующих этих сил?

А. 10Н.
Б. 70Н.
В. 50Н.
Г .1250Н.
Д.500Н.

4. Под действием силы 10Н тело движется с ускорением 5м/с2. Какова масса тела?

А. 2 кг.
Б. 0,5 кг.
В. 50 кг.

5. Одинаков ли вес одного и того же тела на экваторе и на полюсе Земли?

А. Одинаков.
Б. Неодинаков, больше на экваторе.
В. Неодинаков, меньше на экваторе.
Г. Зимой больше на экваторе, летом меньше на экваторе.

6. Под действием какой силы изменяется направление движения искусственных спутников, запущенных в околопланетное пространство вокруг Земли?

А. Силы тяготения.
Б. Силы тяжести.
В. Силы упругости.
Г. Силы реакции опоры
.

7. С какой силой упряжка собак равномерно перемещает сани с грузом массой 250 кг, если коэффициент трения скольжения 0,1?

А. 260 Н.
Б. 245 Н.
В. 25 Н.

II. Проверьте правильность выполнения заданий у учителя.
III. Переходите к следующему УЭ, если вы не допустили ошибок.
IV. Вернитесь к ранее изученному материалу, если вы допустили ошибки.

Главы 3 и 4 учебника.

V. Оцените свою работу:

1 -2 ошибки – 5 баллов, 3 – 4 ошибки – 4 балла, 5 ошибок – 3 балла, более 5 ошибок – 2 б.

Поставьте себе оценку _________ .

УЭ – 2

П
И
С
Ь
М
Е
Н
Н
О

Цель: закрепить знания законов.

Работа в паре.

I. Обсудите вопрос: какие основные законы (формулы) вы прошли в данной теме?
II. Что означает каждая буква?
III. В каких единицах измеряется каждая величина?
IV. Проверьте свою работу по приложению к УЭ – 2.
V. Оцените свою работу:

Нет ошибок – 5баллов, 1 -2 ошибки – 4 балла. Есть ошибки, работал, пользуясь приложением,

но частично самостоятельно – 3 балла. Работал, всё время пользуясь приложением – 2 балла.

Поставьте себе оценку __________.

УЭ – 3

 

Р
И
С
У
Е
М

Цель: закрепить геометрический смысл физических величин, формул, законов.

Работа в паре.

I. Изобразите второй закон Ньютона, записав его в импульсной форме, на графике (сила постоянна)
II. Изобразите силы действия и противодействия в случаях взаимодействия тел, приведённых на рисунке 1.

III. На рисунке 2 приведён график зависимости деформации тела от приложенной к нему силы .Начальная длина тела 20 см. Найдите всё, что можно найти.
IV. Проверьте свою работу по приложению к УЭ – 3.
V. Оцените свою работу по той же шкале оценок, что и в УЭ – 2.
VI. Вы хорошо поработали. Настало время подвести итоги.

Поставьте себе оценку ________.

УЭ – 4

 

У
С
Т
Н
О

Цель: подвести итоги урока.

Работаем вместе.

I. Какие знания повторили?
II. Что нового узнали?
III. Какие умения отрабатывали?
IV. С какими результатами вы дошли до конца?

Индивидуальная работа.

V. Определите индивидуальное домашнее задание, исходя из собственных результатов:

- вы набрали 15 баллов – выполняете олимпиадные задания;
- вы набрали 12 – 14 баллов – повторите материал по лекциям, если хотите что-то знать;
- вы набрали менее 12 баллов – повторите материл по учебнику.

VI. Попробуйте оценить собственные знания и умения по изученной теме следующим образом:

“Я всё понял, смогу объяснить этот материал другому”.
“Я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учебника”.
“Я понял материал частично”.
“Я ничего не понял”.

 Модуль 2. Динамика. Приложение.

Ответы к модулю 2 (находятся у учителя).

УЭ – 1.

I. 1.

А. динамика
Б. по инерции
В. инерциальная
Г. сила
Д. масса
Е. сила тяжести

II . 2.

1. Д
2. Б
3. В
4. А
5. В
6. А
7. Б