Внеклассное мероприятие по математике

Разделы: Математика


Цели:

  • научить применять имеющиеся математические знания в нестандартных ситуациях;
  • развивать логическое мышление, внимание, смекалку;
  • способствовать развитию интереса обучающихся к математике через участие в ЗМША.

Подготовительный этап:

  1. Подбор конкурсов для ЗМША.
  2. Подготовка необходимых материалов к конкурсам.
  3. Подготовка костюмов (красная шапочка, дед, баба, Дед Мороз и снегурочка, коротышки из цветочного города).
  4. Классам заранее дается домашнее задание :
  • придумать название своей команды, девиз,
  • выбрать капитана,
  • подготовить творческий номер и математическую газету.

Оформление актового зала: стулья расставлены отдельными рядами для каждой команды, на стенах вывешены различные газеты с математическими головоломками, высказывания о математике и портреты математиков.

Участники: учащиеся 5 “Б”, 6 “А” и 6 “Б”.

Время проведения: 90 минут.

Ход мероприятия

Заседание начинает учитель математики (далее УМ).

1. Посвящение пятиклассников в слушатели Малой Школьной Академии.

Команде пятого класса учитель математики задает вопросы.

  1. Сколько хвостов у семи котов? (7)
  2. Сколько ушей у пяти малышей? (10)
  3. Сколько на руках пальчиков у четырех мальчиков? (40)
  4. Сколько носов у двух псов? (2)
  5. Сколько ушек у трех старушек? (6)
  6. Скорость полета стрелы, выпущенной из лука Ивана- Царевича, - 50 км/ч.Стрела долетела до Царевны-лягушки за 2 часа. Скорость пешего Ивана- Царевича - 5 км/ч. За сколько часов Иван-царевич доберется до своей невесты? (20ч)

2. Учащиеся исполняют гимн Малой Школьной Академии:

Гимн ЗМША

(на мотив песни из кинофильма “Приключения Электроника”)

1.А в Японии прогресс,
Там учебный весь процесс.
Без компьютера не мыслим,
А мы можем с ним и без.

Припев:

Позабыты хлопоты,
Остановлен бег.
Вкалывают роботы,
А не человек.

2.До чего дошел прогресс,
Знаем больше, чем Фалес.
ЭВМы нам помогут
Математика не лес.

Припев:

Позабыли книги мы
За все 10 лет.
Думали, мы справимся
И без них, но нет.

3. Вот и к нам идет прогресс,
Стало времени в обрез.
Не гулять теперь по свету,
За учебник надо сесть.

Припев:

Надо вспомнить книги нам
За все 10 лет,
А то в академики
Нам дороги нет

3.Представление ученого совета (в состав входят учителя математики).

4.Представление команд.

5. Блицтурнир.

УМ: Задач у нас большой запас

А для кого они?- Для вас.

Поэтому давайте перейдем к первому конкурсу “блицтурнир”.

Каждой команде по очереди задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  • Мотоцикл ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько машин шло в этот поселок?
  • На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  • 5 картофелин сварились за 30 минут. Сколько минут варилась одна картофелина?
  • Горело 7 свечей.4 из них потухли. Сколько свечей осталось?
  • Ленту разрезали в 6 местах. Сколько частей получилось?
  • Сегодня в 12 часов ночи шел дождь. Может ли через несколько дней в это же время быть солнечная погода?
  • 10 вагонов одного поезда проехали 50 км. Сколько км. проехал каждый вагон?
  • У животного две правые и две левые ноги, две ноги спереди и две сзади. Сколько всего ног у животного?
  • Шли две матери с дочкой, да бабушка с внучкой. Достали из корзины полтора пирога. Помногу ли досталось?
  • К 7 прибавить 5. Как правильно записать: “одиннадцать” или “адиннадцать”?
  • На столе стояли 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе?
  • Что больше 2 дм или 23 см?

6. “Красная шапочка”

УМ: А вот и первая гостья – Красная шапочка.

Красная шапочка: Здравствуйте, ребята! Я только что вернулась из далекого и долгого путешествия по сказочным мирам. Но когда я вернулась, все в моем мире изменилось, я ничего не могу узнать. Тропинок в лесу стало больше, да и сам лес стал густым и зеленым. Ребята помогите мне добраться до моей любимой бабушки. Я давно ее не видела и хочу навестить, но не могу найти дороги.

Чтобы добраться до бабушки я должна выбрать нужную тропинку, помогите мне это сделать, одна я не справлюсь. Сейчас я выдам каждой команде бланк с заданием. Вы должны будете последовательно ответить на вопросы, написанные в бланке и в зависимости от того, какой ответ у вас получиться перейти к следующему вопросу. И в конце, когда вы ответите на все вопросы вы придете к одному из домиков.

Когда команда справиться с заданием капитан поднимает сигнальную карточку, я подхожу, и вы называете мне номер домика. Затем мы посмотрим, в каком из домиков живет моя бабушка, и кто из команд приведет меня к ней. За правильный ответ команда получит 3 балла.

7.Музыкальная пауза (6 “б” класс исполняет частушки)

Сейчас частушки вам споем,
Как мы учимся, живем.
Только очень просим вас –
Не судите строго нас.

Я с Ромашкою дружу,
В гости я к нему хожу.
Он задачи мне решает,
А я рядышком сижу.

Лучше Вани в школе нет
По стрельбе, метанию.
Он свой новенький портфель
Разметал по зданию.

В школу Лена опоздала,
Хотя рана утром встала.
Юбки, блузки примеряла
В чем пойти она решала.

Ой да, школу мы закончим
На одни пятерочки,
Потому что мы такие
Смышленые девчоночки.

Школа вся дрожит, трясется,
6 “Б” в буфет несется.
Лучше к стенке отойти,
Чтоб с дороги не смели.

Над тетрадкой Влад рыдает,
Как пример решить – не знает.
Плачет баба, стонет дед,
Ну не сходится ответ.

Наш Сережа рыболов,
У него большой улов:
Четыре двойки, два кола …
Поздравляем рыбака.

Я таблицу умножения
Перед сном учила.
Утром встала – всю таблицу
Начисто забыла!

Хороши у нас частушки,
Хороши припевочки.
Хорошо учитесь в школе,
Мальчики и девочки.

8. “Цветочная заморочка”.

УМ: А вот и новые гости - коротышки из цветочного города.

Ромашка: Здравствуйте, ребята! Мы занимаемся посадкой цветов в нашем городе. Благодаря нам он и называется “цветочным”. И задачку хотим вам загадать про цветы.

Бушка: Весной мы взяли ящики для рассады с надписями “огурцы”, “цветы” и “колокольчики”. Посадили семена ромашек, огурцов и колокольчиков в эти ящики, так что все надписи оказались неверными. Что же вырастет в ящике с надписью “колокольчики”?

Команда, правильно ответившая на вопрос и давшая полный ответ, получит 3 балла.

9. “Юные художники” (Во время этого конкурса УМ задает для болельщиков вопросы из сказок).

УМ выдает командам приготовленные расчерченные листы (клетка 1см*1см). На каждом листе уже отмечена первая точка А1. От этой точки, следуя инструкциям, команда должна нарисовать рисунок. За верно выполненное задание команда получит 2 балла.

Инструкция:

  1. От точки А1 отступите 2 клетки влево и 4 клетки вверх, поставьте точку А2;
  2. Соедините точки А1 и А2;
  3. От точки А2 отступите 1 клетку вниз и 3 клетки вправо, поставьте точку А3;
  4. Соедините точки А2 и А3;
  5. От точки А3 отступите 2 клетки вправо и 1 клетку вверх, поставьте точку А4;
  6. Соедините точки А3 и А4;
  7. От точки А4 отступите 1 клетку вправо, поставьте точку А5;
  8. Соедините точки А4 и А5;
  9. От точки А5 отступите 1 клетку вниз и 2 клетки вправо, поставьте точку А6;
  10. Соедините точки А5 и А6;
  11. От точки А6 отступите 3 клетки вправо и 1 клетку вверх, поставьте точку А7;
  12. Соедините точки А6 и А7;
  13. От точки А7 отступите 4 клетки вниз и 2 клетки влево, поставьте точки А8;
  14. Соедините точки А7 и А8;
  15. От точки А8 отступите 11 клеток вниз и 4 клетки вправо, поставьте точку А9;
  16. Соедините точки А8 и А9;
  17. От точки А9 отступите 3 клетки вниз, поставьте точку А10;
  18. Соедините точки А9 и А10;
  19. От точки А10 отступите 2 клетки вниз и 3 клетки влево, поставьте точку А11;
  20. Соедините точки А10 и А11;
  21. От точки А11 отступите 9 клеток влево, поставьте точку А12;
  22. Соедините точки А11 и А12;
  23. От точки А12 отступите 3 клетки влево и 2 клетки вверх, поставьте точку А13;
  24. Соедините точки А12 и А13;
  25. От точки А13 отступите 3 клетки вверх, поставьте точку А14;
  26. Соедините точки А13 и А14;
  27. Соедините точки А14 и А1;
  28. Соедините точки А1 и А8.

Пока команда работает, болельщики отвечают на вопросы из сказок (за каждый правильный ответ команда получает дополнительный балл):

  • Камешки какого цвета бросал Мальчик-с-пальчик позади себя на дорогу? (белого)
  • С каким кувшином отправилась старшая дочь из сказки “Волшебница” к колодцу? (с серебряным)
  • В кого превратился великан-людоед из сказки Шарля Перро? (в мышь)
  • Как называл своего хозяина кот в сапогах? (маркиз Карабас)
  • Как прозвали само крохотного героя в одной из сказок? (Мальчик-с-пальчик)
  • Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы попасть в бабушкин дом? (дернуть за веревочку)
  • Какую песню пела Красная Шапочка в одноименном фильме? (“Если долго-долго-долго …)
  • Сколько вопросов задала Красная Шапочка мнимой бабушке? (четыре)
  • В кого превратилась крыса в сказке “Золушка”? (в кучера)
  • Что закричал кот, когда по берегу реки проезжал король? (“Помогите!”)
  • Какое наследство оставил мельник своим сыновьям? (мельницу, осла, кота)
  • Что предсказала волшебница маленькой принцессе в сказке “Рике с хохолком”? (глупость)
  • “С этой минуты, - сказала волшебница, - каждый раз, когда ты скажешь слово, ты будешь ронять изо рта … Что?” (драгоценный камень)
  • Как звали волшебницу в сказке “Ослиная Шкура”? (Сирень)
  • Сколько лет рыбачил старик из сказки А. С. Пушкина “О рыбаке и рыбке” до того, как он поймал золотую рыбку? (33)

Команды справились с заданием. У каждой из них должен получиться мешок с подарками.

УМ: Как вы думаете, какой герой придет к нам в гости?

Правильно Дед Мороз!

10. Дед Мороз и Снегурочка.

Дед Мороз:

Я пришел из далека,
Моя ноша тяжела:
Ребусов, задачек воз,
Еле-еле их донес.

Каждой команде Дед Мороз дает по 2 конверта: первый с ребусами, второй с картинками (по картинкам необходимо определить о каком крылатом выражении идет речь) За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Ребусы:

Известное

Аккуратность

Лиса

Париж

Косточка 

Крылатые выражения:

Не руби сук, на котором сидишь

Не делай из мухи слона

Тянуть кота за хвост

Сесть в лужу 

Смотреть, как баран на новые ворота

Снегурочка: Ой, дедушка! Совсем ты замучил ребят своими загадками и ребусами. А ведь у меня тоже есть задание для команд. Я в руках держу не простую книгу, а волшебную книгу сказок. Здесь собраны все известные, всеми любимые и читаемые с детства сказки. Книга большая и тяжелая. Поэтому ответьте мне на несколько довольно простых. Ответы на мои вопросы вы записывайте на листочках.

Итак, мои вопросы:

  1. Сколько страниц в моей книге?
  2. Какова, по вашему мнению, масса книги?
  3. Какую известную геометрическую фигуру представляет моя книга?

11.Театральная пауза (сценка 6 “а”)

Славик – математик

Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач,
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть учебник скверный,
Может быть таланта нет.
Но нашел он способ верный –
Сразу посмотреть ответ.
Сколько чашек, сколько ложек?
Можно проще, без затей.

Он сложил часы и кошек.
Перемножил на людей.
Занимайся на здоровье,
Если вам не жалко сил.
Ну, зачем читать условие.
Раз умножил, два сложил.
В общем, нехитра наука,
Если посмотреть ответ.
Только дед моложе внука
Оказался на пять лет.

И к Свердловску город Нальчик
Ближе стал, чем Камышов.
И один индийский мальчик
Съел 125 слонов.
Типографская машина
Выдала семь тонн овса.
Оказалось, у вагона
Три десятых колеса.

Стал от Марса путь недлинный,
200 метров от Земли.
Два мальчишки с половиной
С полдевчонкой в школу шли.
Славик – математик бойкий.
Множит, делит пополам.
Интересно, сколько двоек
Стоит лени килограмм?

12. “Колобок”.

Забегают бабка и дед.

Дед: Ой беда, беда … Потеряли колобка!

Баба: Где ж ты наш маленький,

Вкусненький, сладенький,

Кругленький, гладенький, где?

Дед: Все обыскали мы, перекопали мы,

Не отыскали нигде.

УМ: А мы можем вам чем-нибудь помочь?

Баба: Вот колобок оставил нам задачку. Если решим, то узнаем где он.

УМ: А что за заданье?

Дед: Сначала нужно решить уравнения. По ключу нужно найти букву, соответствующую ответу и эту буквы вписать в карточку.

Баба: Карточки с уравнениями пронумерованы. Буква, соответствующая ответу уравнения в 1 карточке будет первой буквой, буква соответствующая ответу уравнения во 2 карточке будет второй буквой и так далее.

Дед: Если вы правильно решите все задания и найдете все буквы, то мы сможем узнать, где наш колобок. Команда, которая первая даст правильный ответ получит 3 балла, вторая -2 балла, третья – 1 балл.

Ключ: каждой букве соответствует ее номер в алфавите. Можно командам выдать уже готовый ключ или дать им задание самим составить ключ.

Задание для 5 класса:

2х-32=0; (О)

(х+8):2=10; (К)

х+2х=48; (О)

х+10=36; (Ш)

36-2х=12; (К)

(х+14):6=5 (О)

Задание для 6 класса:

2Х+3,2=35,2; (О)

(х+8):2=10; (К)

х+2х=48; (О)

48,8-2х=16,8; (Ш)

5х-35,5=24,5; (К)

(х+14):6=5 . (О)

13.Музыкальная пауза (5 “б” класс - танец под песню из м/ф “Бременские музыканты” )

14. “Знай наших”. (Конкурс пословиц и поговорок, где есть числа)

15. Подведение итогов. Награждение команд (вручение дипломов и призов).