Влияние региональных особенностей и запроса социума на организацию групп предшкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Региональные особенности.

Город Норильск - удивительно красивое и уникальное место в Красноярском крае. Красноярский край расположен на самом большом материке - Евразии, в его азиатской части. На территории края находится географический центр России.
Красноярский край расположен главным образом в пределах Восточной Сибири, в бассейне реки Енисея. Он простирается от берегов Северного Ледовитого океана до гор Южной Сибири. Около 1/5 территории края находится за Северным Полярным кругом. Территория нашего края вытянута с юга на север и имеет огромную площадь 2 340 000 кв. километров. Далеко за Полярным кругом, на оледенелом краю великой земли сибирской лежит полуостров Таймыр. Таймыр во многих отношениях уникален. Полуостров поражает суровой природой, Это край лютых морозов, сильных студеных ветров и затяжных пург. Зима здесь продолжается 250-280 дней; средняя годовая температура от -10 до -12°C. При этом средняя температура самого холодного месяца января от - 29° до-35°C. Среднемесячная температура июля около +12°, +7 °C. Зима холодная, продолжительная (8-9 месяцев). Лето холодное, короткое. Среднегодовое количество осадков до 275 мм. Сильные ветры. Устойчивые морозы продолжаются до 275 дней. Зимой полярная ночь длится 65 суток, а полярный день – до 83 суток.

В северной части края, на полуострове Таймыр находится зона тундры. На природу тундры большое влияние оказывает удаленность от теплых морей, океанов, близость Северного Ледовитого океана. На Таймырском полуострове всюду распространена многолетняя (вечная) мерзлота, которая местами превышает толщину 500 метров. В недрах вечной мерзлоты скрыты богатые месторождения: до 42% мировых запасов газа и 13% нефти, а также 40% мировых запасов никеля и платины.

Норильск – самое фантастическое творение, созданное руками человека. Его называют жемчужиной Заполярья. Норильск – индустриальный, культурный и научный центр Заполярья. Здесь построен крупнейший Норильский горно - металлургический комбинат. Норильчане и талнахцы добывают драгоценную руду и плавят металл.

2. Программа предшкольного образования детей 5-7 лет в городе Норильске.

Наш город не является исключением из большого перечня городов России, где имеет место проблема устройства детей в детские сады. Предшкольное образование стало одним из путей выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.

“Программа предшкольного образования детей 5-7 лет” разработана Агенством образования Администрации Красноярского края. Базисное содержание программы выстроено по принципу необходимости и достаточности для полноценного общего развития детей и включает четыре основные линии развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно – эстетическое. Продолжительность образовательного процесса рассчитана на один - два года. Чтобы реализовать основные линии развития детей, образовательный процесс организуется максимально компактно. В программе представлено содержание, отражающее как различные области действительности, так и виды детской деятельности: игру, рисование, драматизацию, конструирование и др. Особое место занимает игра детей, в первую очередь, самодеятельная. Формы организации детской деятельности различные, но средства для достижения образовательных задач - игровые.

3. Особенности запроса социума нашего региона.

В районе Талнах города Норильска обучением и воспитанием детей занимается десять школ. Наша школа № 43 является государственным средним общеобразовательным учебным заведением, расположенным в пятом микрорайоне района Талнах г. Норильска.

Согласно постановлению Главы города Норильска от 27.04.06 №717 в результате реорганизации МОУ “СОШ № 43” с 01.09.06 г. имеет два здания.

Анализ результатов международного исследования качества образования PISA показал, что “уровень достижений российских учащихся в значительной степени определяется такими факторами, как социальная среда, социальный статус и образование родителей”. Перечисленные факторы относятся к внутришкольным, поэтому мы, в первую очередь, проанализировали именно эти факторы (социальный состав родителей учащихся школы, образование родителей учащихся нашей школы и т. д.). Население микрорайона неоднородно. Большую часть его составляют рабочие и работники бюджетных организаций. Учитывая образовательные потребности и запросы населения микрорайона, школа реализует программы предшкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования на основании лицензии серии

А №159031 от 20.04.2007 года.

Приложение 1

4. Предшкольное образование - это инновационная образовательная практика в муниципальном общеобразовательном учреждении “СОШ № 43”.

Учитывая природно-климатические условия проживания и запросы социума, нами создана уникальная модель организации групп предшкольной подготовки. Для групп предоставлено помещение второго корпуса школы (бывший детский сад). Второй год наша школа реализует “Программу предшкольного образования детей 5-7 лет”.

Созданы условия для предоставления безвозмездных, дополнительных образовательных услуг по выравниванию стартовых возможностей детей 5-7 лет, не посещающих детский сад, разработаны и осуществлены следующие мероприятия:

  1. Разработан пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование ГПО.
  2. Создана предметно-развивающая среда.
  3. Выявлен заказ родителей.
  4. Осуществлена подготовка и комплектование ГПО педагогами.
  5. Разрабатывается методическая база ГПО. Определяется УМК.

Климатогеографические и техногенные факторы: температура воздуха, недостаток солнца, биомагнитные бури, неблагоприятная экологическая обстановка, малоподвижный образ жизни, специфичность и экстремальность природных условий Крайнего Севера оказывают негативное влияние на детский организм, на здоровье ребенка и его физическое развитие. Поэтому средства физического воспитания - ходьба, бег, специальные беговые упражнения, развивающие упражнения на все группы мышц, подвижные и спортивные игры, включены во все виды деятельности детей. В нашей школе воспитанники посещают плавательный бассейн.

Неблагоприятные условия проживания (полярная ночь, полярный день), низкая температура окружающей среды, геомагнитные бури - это причины, из-за которых родители затрудняются приводить детей на занятия на три часа. Для увеличения времени пребывания детей в группах предшкольного образования, организовали сотрудничество со специалистами из центра внешкольной работы. График работы психолога и логопеда составлен так, чтобы родители могли приводить детей к 9 часам утра (один раз в неделю к каждому специалисту). После группового занятия в 10 часов детей забирает воспитатель группы и занимается с ними до 13 часов. После 13 часов дети занимаются со специалистами из центра внешкольной работы (ритмика – один раз в неделю) или с учителем английского языка (один раз в неделю) по желанию родителей и вокалом (один раз в неделю). В группах организовано горячее питание.

Приложение 2

Игра - основной вид деятельности детей. В каждой группе есть приемная, групповая комната для занятий с прекрасной развивающей средой, игровая комната с набором мягких модулей, игр и игрушек для детей (по зонам: для мальчиков и девочек).

В школе работают специалисты: логопед, психолог, инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель, воспитатели со специальным образованием (воспитатель дошкольного учреждения и учитель начальной школы).

Осуществляется сетевое взаимодействие: с ЦВР (Талнах), творческим объединением “Олимп”, группой “Маска”, учащимися 10 “Б” класса в рамках акции “Дети – детям” МОУ “СОШ №43”, ДОУ № 74 “Земляничка”.

Деятельность ГПО освящается в средствах массовой информации (“Заполярная Правда” и “Заполярный Вестник”) и на школьном портале (http://www.43school.jino-net.ru).

В настоящее время наши группы посещают 75 детей. Открыто пять одновозрастных групп, наполняемость групп – 15 детей.

В конце прошлого учебного года и в сентябре этого года была проведена диагностика первоклассников по подготовке к школе и адаптации. Результаты показали, что дети, посещавшие ГПО, подготовлены к школе и безболезненно проходят адаптационный период. С первых дней учебы дети вовлекаются в общественную жизнь школы, участвуют в праздниках, смотрах, конкурсах.

Анализируя работу, мы пришли к выводу, что занятия с детьми в ГПО дают положительный результат в плане нравственного, эстетического, физического воспитания, а также помогают каждому ребёнку раскрыть свои индивидуальные способности.

Заключение по результатам психологического обследования в ГПО

(октябрь 2007г., май 2008г.)

  

 

Увеличение количества воспитанников, посещающих ГПО:

 Адаптация выпускников ГПО в 1 классах (21 чел.)

Литература:

  • Огнева Н.Э., Фомичева Т.П., Раицкая Г.В. и др. Программа предшкольного образования детей 5-7 лет. – Красноярск, 2006.
  • Якушкин Г.Д., Павлов Б.М., Якубенко Э.В. Таймыр - край удивительный.– М.: Советская Россия, 1976.
  • Попова А. И. Край родной Красноярский. – Издательство Красноярского краевого центра непрерывного повышения квалификации кадров, 1994.