Практическая часть педагогического опыта. Планы-конспекты двух уроков: «Сказочная птица»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


В приводимых планах-конспектах двух уроков ставятся цели по развитию, обучению и воспитанию детей и решаются задачи по активизации творческого мышления, развитию эмоционального восприятия, знакомству с разными видами искусства, развитию фантазии и воображения.

Цели уроков (урок 1 и урок 2):

а) развивающая:

- развитие гуманистического мировоззрения,
- расширение кругозора учащихся,
- знакомство с произведениями разных видов искусства (изобразительное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, поэзия, музыка),
- расширение возможностей образного мышления,
- развитие эмоционального мира,
- активизация творческих способностей

б) обучающая:

- расширение теоретических знаний по изобразительному искусству,
- освоение практических приемов и техник графики,
- дальнейшее освоение графических материалов и инструментов (восковые мелки, фломастеры)

в) воспитательная:

- развитие личности ребенка через его взаимодействие с окружающими людьми: взрослыми (преподаватель) и сверстниками (ученики),
- воспитание культурных навыков поведения и общения.

Задачи уроков (урок 1 и урок 2):

а) развивающие:

- поддержание неослабевающего интереса к художественной культуре и наследию прошлого показом иллюстративного материала,
- развитие эмоционального мира ребенка средствами изобразительного искусства,
- совершенствование образного мышления предложенными творческими заданиями,
- развитие фантазии и воображения при выполнении собственных работ,
- постоянное развитие интереса к творческой деятельности разными видами творческих заданий,
- стимуляция активности детей во время урока (теоретическая часть с опросом и практическая часть с выполнением творческого задания),
- развитие потребности самовыражения

б) обучающие (теоретические и практические):

- расширение теоретических знаний по изобразительному искусству,
- освоение терминологии,
- развитие представлений о выразительных средствах графики (линия, штрих, пятно),
- знакомство с произведениями графического искусства,
- практическое освоение графических материалов (восковые мелки, фломастеры),
- освоение техник и приемов графики,
- обучение анализу художественных произведений,
- обучение анализу собственных работ и работ сверстников в процессе обсуждения созданных произведений

в) воспитательные:

- культурное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,
- развитие самокритичного отношения к собственному творчеству,
- развитие корректного отношения к творчеству других.

План-конспект проведения урока 1

1. Организация начала занятий.

2. Вводная часть урока.

Преподаватель называет детям тему урока “Сказочная птица” и кратко рассказывает о ходе первого и второго урока: “Мы поговорим о волшебных птицах, которых вы встречали в сказках. Мы посмотрим репродукции картин русских художников и иллюстрации к литературным произведениям, в которых встречаются сказочные птицы. Я покажу вам, как художники разных стран изображали сказочных птиц в далекие времена и сейчас. Мы поговорим о том, где еще встречаются изображения птиц. Познакомимся с образом птицы в русском народном искусстве и в архитектуре. Посмотрим отрывок “Тайна птицы Сирин” из видеофильма “Народные промыслы”. Из него вы узнаете о том, каких птиц изображали русские народные художники в украшениях одежды, предметах быта и архитектуре. Увидев столько разнообразных птиц, вы подумаете и нарисуете свою сказочную птицу. В конце второго урока мы устроим выставку ваших работ и поговорим о том, какие у вас получились птицы. Вы сами о них расскажите и подумаете, что вам понравилось в рисунках других детей. В заключении урока я дам домашнее задание.”

3. Основная часть урока.

Преподаватель говорит: “Теперь давайте подробнее поговорим о сказочных птицах, каких вы знаете”.

Дети вспоминают и называют известных им по сказкам птиц и дают эмоциональную оценку своего восприятия сказочных персонажей. (Предполагаемые ответы: Жар-птица в русских народных сказках и в сказке П. Ершова “Конек-Горбунок”. Сказочные Гуси-лебеди из русских сказок. Говорящий ворон из сказки Г.Х. Андерсена “Снежная королева”. “Сказка о золотом петушке” А.С. Пушкина и др.)

Преподаватель продолжает: “Вы много вспомнили, и теперь я покажу вам, как разные художники изображали птиц”. (Идет показ репродукции картины М. Врубеля “Царевна-Лебедь”

<Рисунок1>.

Дети смотрят птиц в иллюстрациях И. Билибина к сказкам

<Рисунок2>.

Знакомятся с изображениями птиц в русских народных сказках.)

Преподаватель говорит: “Люди очень давно стали изображать птиц. Образы птиц есть в сказках и мифах разных народов. Есть птицы добрые, которые помогают людям. Есть птицы, которые предсказывают будущее (Гамаюн-птица вещая в русских сказках и былинах). Есть птицы, которые могут превращаться в людей. Есть злые птицы – Гарпии. Есть волшебная птица Феникс, которой поклонялись в Аравии и Египте. Много волшебных птиц придумали художники в Китае и в странах Востока”. Преподаватель рассказывает и одновременно показывает перечисленных птиц в искусстве разных народов.

<Рисунок3>

Далее преподаватель переходит к рассказу о русском народном искусстве: “Вы видите, что образ птицы пришел к нам из далекого прошлого. Наши предки тоже очень любили изображать птиц и наделять их сказочными способностями. Поэтический язык народа бережно передает из поколения в поколение мифы и поверья, где образ птицы один из любимейших от Севера до Юга. В народном искусстве мир сказаний оживает в разных материалах. По поверьям древних славян, утки и лебеди везут солнце к восходу по подземным рекам. В давние времена люди считали, что птица Сирин – птица счастья может защитить их от несчастий и бед. Поэтому много мотивов, связанных с птицами, есть в традиционном народном искусстве.

<Рисунок4>

Наши предки вышивали птиц на всевозможных оберегах, полотенцах и деталях одежды. Это было важной частью культурной традиции”. (Преподаватель показывает изображения птиц в вышивке.)

Преподаватель говорит: “Предметы быта также украшались росписными птицами-оберегами”. (Педагог показывает птиц, нарисованных на прялках, посуде и детских игрушках)

<Рисунок5>

Преподаватель продолжает: “Особенно люди старались защитить свое жилье. В деревянной резьбе, украшающей избы, встречаются изображения птиц – хранительниц дома.” (Преподаватель показывает фотографии фрагментов деревянной резьбы, украшающей избы: лобовые доски, наличники)

<Рисунок6>

Преподаватель рассказывает: “Современные народные мастера тоже любят изображать птиц в своих произведениях”. (Педагог показывает синих птиц Гжели в росписи посуды.)

Преподаватель говорит: “Тема птицы-берегини, птицы счастья – Птицы Сирин – проходит в русском искусстве через разные виды народного творчества, и сейчас мы с вами посмотрим отрывок “Тайна птицы Сирин” из видеокассеты “Народные промыслы”. (Дети смотрят предлагаемый материал.)

Преподаватель говорит: “Не только художники обращались к образу птицы. И поэты, и композиторы использовали тему птиц в своих произведениях. Послушайте отрывок из сказки “Конек-Горбунок”, где говорится о сказочных птицах:

“…Вот полночною порой
Свет разлился над горой
Буд-то полдни наступают
Жары-птицы налетают…”

Мы с вами поговорили о сказочных птицах и посмотрели, как художники разных стран изображали сказочных птиц. А теперь вы сами подумайте и нарисуйте свою птицу. Мы с вами видели, что птицы могут летать в небе, ходить среди травы и цветов, сидеть на деревьях. Подумайте над композицией своей картины и какие вы возьмете цвета, чтобы передать свой замысел.” (Дети начинают рисовать. Звучит музыкальное произведение Э.Грига “Птичка”.)

Окончание урока 1.

Перемена.

План-конспект проведения урока 2

3. Продолжение основной части урока.

Звучит отрывок из оперы Н.Римского-Корсакова “Сказке о Царе Салтане” - “Три чуда” - “Царевна-Лебедь”.

Дети заканчивают свою работу.

4. Заключительная часть урока.

Преподаватель развешивает рисунки на доске и делает экспозицию выставки творческих работ.


<Рисунок7> (Маркина Елизавета, 9 лет “Жар-птица”);


<Рисунок8> (Тушнова Вероника, 7 лет “Жар-птица”);


<Рисунок9> (Гоптарь Евгений, 8 лет “Жар-птица”);


<Рисунок10> (Галяпов Владимир, 8 лет “Жар-птица”);


<Рисунок11> (Зайцева Ксения, 9 лет “Жар-птица”);


<Рисунок12> (Фомин Иван, 9 лет “Жар-птица”);


<Рисунок13> (Онещук Анна, 7 лет “Жар-птица”);


<Рисунок14> (Арбузова Юлия, 7 лет “Жар-птица”).

Преподаватель говорит: “Вы очень хорошо поработали сегодня. А теперь давайте вместе посмотрим и поговорим о ваших рисунках. Каждая птица – неповторима, и у каждой – свое собственное настроение. Расскажите, пожалуйста, каждый о своей птице: какая она, где живет, что делает. Может быть, вы даже придумаете своей птице имя”. (Дети рассказывают о своих птицах.)

Преподаватель продолжает: “А теперь, давайте, все вместе подумаем и выберем самую сказочную птицу, самую веселую и радостную, самую грустную, самую сердитую и еще самую-самую, каких вы придумаете выбрать”. (Дети обсуждают и выбирают рисунки птиц, прислушиваясь к эмоциональному состоянию изображенных птиц и их образному и творческому решению.)

Преподаватель заканчивает урок: “Вы нарисовали сегодня прекрасных птиц, и у нас получилась замечательная выставка, а теперь я дам задание к следующему уроку. Подумайте, пожалуйста, каких других сказочных зверей и существ вы знаете, и в каких сказках вы их встречали. На следующем уроке у нас будет тема занятия “Сказочные животные”.

Уборка своего рабочего места.

Окончание урока 2.

Наглядное обеспечение урока 1 и урока 2.

  1. Зрительный ряд: М. Врубель “Царевна-Лебедь”. И. Билибин – иллюстрации к сказкам. Иллюстрации к русским народным сказкам с изображениями птиц. Иллюстрации из книги “Волшебные животные” (серия “Зачарованный мир”).
  2. Народное и декоративно-прикладное искусство: наглядный иллюстративный материал по искусству вышивки, фотографии предметов быта, прялок, детских игрушек, свистулек. Художественные альбомы по искусству Гжели.
  3. Архитектура: фотографии фрагментов деревянной резьбы с изображениями птиц, украшающих избы (лобовые доски, наличники).
  4. Поэтический ряд: П. Ершов, отрывок из сказки “Конек-Горбунок”.
  5. Музыкальный ряд: Э.Григ “Птичка”, Н. Римский-Корсаков “Сказка о Царе-Салтане” (“Три чуда” - “Царевна-Лебедь”).
  6. Видеоряд: “Тайна птицы Сирин” - отрывок из видеофильма “Народные промыслы”.