Допрофессиональная подготовка воспитанников детского дома "Ласточкино гнездышко" как важнейшее условие профессионального самоопределения

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года особо подчеркивается, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы сотрудничества, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В научно-педагогической литературе и в практике отмечается рост числа школьников "группы риска" (до 50% в зависимости от их классификации и диагностики) (С.А. Беличева, И.В.Дубровина, А.Я.Журкина, Н.А.Заруба, Е.И.Казакова и др.).

Наиболее традиционным путем устройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, остается помещения их в детские дома и интернатные учреждения. Где созданы все условия для жизни, здоровья и развития.

В системе образования РФ на 2003 год насчитывалось:

  • 2176 детских домов
  • 85 детских  домов- школ
  • 157 школ-интернатов

в них насчитывалось 182 тысячи воспитанников.

Но, привыкнув к тому, что о них постоянно заботятся выпускники детских домов, встав на самостоятельный путь, часто теряются в жестоких, рыночных условиях.

С точки зрения психолого-педагогической науки и практики (О.С.Газман, Е.И.Казакова,С.Н.Чистякова и др.) наиболее эффективным и действенным видом помощи детям -сиротам является ранняя допрофессиональная подготовка в условиях образовательного учреждения.

Исходя, из актуальности данной проблемы было принято решение о разработке программы "Допрофессиональная подготовка воспитанников детского дома "Ласточкино гнездышко", как важнейшее условие профессионального самоопределения".

Цель программы: способствовать формированию устойчивых ориентаций на трудовой образ жизни, нравственно-психологическую и, в определенной мере, практическую готовность к труду, воспитание общей и трудовой культуры, развитие творческих способностей, интеллектуальной и психофизиологических качеств личности (В.А. Поляков. С.Н.Чистякова и др.).

Задачи программы:

  • создание условий для развития личности каждого воспитанника путем вовлечения его в различные виды труда сообразно способностям, интересам возможностям;
  • развитие у воспитанников профессиональной компетентности в избранной сфере трудовой деятельности;
  • воспитание культуры личности во всех ее проявлениях, связанных с трудовой деятельностью.

Программа строится на основе принципов:

  • непрерывности и преемственности;
  • соединения обучения с производительным трудом;
  • политехническое образование.

В структуре подготовки детей - сирот к самостоятельной жизни выделяется следующие блоки:

  • мотивационный (процесс побуждения);
  • когнитивный (планирование деятельности, прогнозирование результата);
  • конструктивный (выбор оптимального способа и практическая реализация планов);
  • контрольный (коррекция и контроль процесса и результата деятельности).

Теоретические и практические занятия предполагают такие методы работы с воспитанниками, как рассказ, беседа, лекции, инструктаж, практические работы, демонстрация, самостоятельные наблюдения, поисковые ситуации, экскурсии, работа с профессоведческой научно- популярной литературой, кино-, видео-, аудиосредства. В процессе профессиональных консультаций используются групповые и индивидуальные формы работы, основанные на исследовании мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной,

характерологической сфер личности, соответствие воспитанника избираемой профессиональной сфере.

Условия реализации программы:

  • кадровое обеспечение детского дома (наличие психолога, социального педагога, инструкторов по труду, руководителей кружков и мастерских )
  • материально техническая база (кабинеты психолога, социального педагога, столярного цеха, швейной и вязальной мастерской, компьютерного класса)

Ожидаемые результаты:

  • воспитание культуры труда;
  • накопление социального опыта в коллективном труде;
  • развитие значимых для трудовой деятельности психофизиологических функций организма, профессионально важных качеств личности, общих (интеллектуальных, физических, творческих и др.) и некоторых (например, художественных) способностей;
  • формирование политехнического кругозора и начального уровня профессиональной компетенции;
  • формирование потребностей в труде;
  • воспитание трудолюбия.

Программа "Допрофессиональная подготовка воспитанников детского дома "Ласточкино гнездышко", как важнейшее условие профессионального самоопределения" рассчитана на 1 год обучения в объеме 65 часов,  по 3 основным направлениям.

Возраст обучающихся: от12 до 18 лет.

Учебно-тематический план курса
Допрофессиональная подготовка воспитанников детского дома "Ласточкино гнездышко", как важнейшее условие профессионального самоопределения

1. Профессиональная информация и просвещение

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

1.1 Возникновение профессий, специальностей, специализаций, квалификаций.

1 ч.

1.2 Многообразие мира профессий.

1 ч.

1.3 Встречи с людьми разных профессий.

2 ч.

1.4 Игровые упражнения "Профессия на букву"

"Самая-самая" (приложение № 1)

2 ч.

1.5 Требования профессии к человеку.

Памятка воспитанникам детского дома. (приложение № 1)

1 ч.

1.6 Основные признаки профессии. (Предмет труда, орудия труда, цель, условия труда)

1 ч.

1.7 Практическое занятие. (приложение №2)

2 ч

1.8 Жизненные потребности общества.

Кадровые запросы КО и Тяжинского района.

1 ч.

1.9 Экскурсия на молодежную биржу Тяжинского района.

2 ч.

1.10 Пути получения профессии.

1 ч

1.11 Экскурсия в Тяжинский Агролицей.

(др. ПУ или колледжи).

2 ч.

1.12 Как устроиться на работу?

(Приглашение работника ОК)

1 ч

1.13 Профориентационная игра "Три судьбы". (приложение №3)

1 ч.

1.14 История предприятий района. Посещение краеведческого музея в п. Тяжинском.

1 ч.

1.15 Книги о профессиях.

(выставка книг в библиотеке)

1 ч.

1.16 Педагогическая игра "Я и моя профессия"

1 ч.

  Итого:

21 часов

2. Предварительная профессиональная диагностика

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

2.1 "Как выбрать профессию?" (приложение № 4) 1 ч.
2.2 Игровые упражнения "Человек- профессия", "Автопортрет" (приложение №5) 1 ч.
2.3 Встреча с передовиками сельскохозяйственного труда. 1,5 ч.
2.4 Особенности характера и их проявление в профессиональной деятельности. Беседа психолога. 1 ч
2.5 Просмотр худ. фильма "Офицеры" 2 ч.
2.6 Практическая работа по определению типа темперамента, темперамент и анализ профессиональных ситуаций. Методика Айзенка.

(Центр помощи семье и детям)

2 ч
2.7 Опросник для определения готовности к выбору профессии. (приложение №6) 1 ч.
2.8 Педагогическая игра "Ищу работу". (приложение №7) 1,5 ч.
2.9 Профориентационная игра "Ловушки - капканчики". (приложение №8) 2 ч
  Итого:

13 часов

3. Профессиональные консультации

№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

3.1 Лист выбора профессии. Практическое занятие. (приложение №10) 1,5 ч.
3.2 Дифференциально- диагностический опросник (ДДО). (приложение №11) 2 ч.
3.3 Эмоционально- волевые качества личности в профессиональной деятельности.

Консультация психолога.

2 ч.
3.4 Педагогическая игра "Манера поведения" (приложение № 12) 1 ч.
3.5 Проверь внимание и память.

Работа с психологом.

2 ч.
3.6. Изучение общительности (тест В.Ф.Ряховского)

Работа с психологом.

1,5 ч.
3.7 Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей (КОС)

Работа с психологом.

1,5 ч.
3.8 Опросник для построения личного профессионального плана воспитанника детского дома. (приложение №13) 1,5 ч.
3.9 Здоровье и профессия.

Встреча с медицинскими работниками.

1 ч.
3.10 Профессиональные пробы (столярная мастерская, подсобное хозяйство, швейный цех, вязальная студия, компьютерный класс). 10 ч.
3.11 Индивидуальная работа с психологом и социальным педагогом.

Коррекция и контроль процесса и результата деятельности.

8 ч.
  Итого: 32 часов

 Полный курс составляет: 65 часа.

Этапы программы
Допрофессиональная подготовка воспитанников детского дома "Ласточкино гнездышко", как важнейшее условие профессионального самоопределения

1 Этап

Профессиональная информация и просвещение - ознакомление воспитанников с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом, Кузбасса, Тяжинского района в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д.

2 Этап

Предварительная профессиональная диагностика - выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).

3 Этап

Профессиональная консультация помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям воспитанника, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения подростка.

 Литература

  1. Быков А.С. Воспитательная система детского дома семейного типа: Учебно-практическое пособие.-Новокузнецк:РИОНГПИ, 2002.
  2. Быков А.С. Карнаева И.В. Профессиональное самоопределение подростков в условиях детского дома семейного пита: Методическое пособие / Кемерово: Изд-во КРИПКи ПРО, 2003.
  3. Голик А.Н. Социальная психиатрия сиротства.-М.:Лаборатория базовых знаний, 2000.
  4. Детский дом на рубеже веков: Сб. материалов IV Всеросийских Католиковских педагогических чтений.- М., 2001.
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // официальные документы в образовании. - № 4. - 2002.
  6. Методики психологической диагностики личностных особенностей воспитанников детского дома: Сборник психодиагностических методик/ Под общей редакцией И.В. Ярославцевой. - Иркутск6 Изд-во Иркут. Гос. Пед. ун-та, 2001.
  7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.6ТЦ "Сфера", 2001.
  8. От профильной подготовки к профессиональному образованию: Материалы научно-практической конференции работников образования, Москва, 12 апреля 2002г.- М., 2002.
  9. Палиева Н.А. "Детский дом" №3 июль-сентябрь 2002 , стр.5.
  10. Права детей: Сб. норм.- правовых документов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
  11. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11классы). - М.: ВАКО, 2005
  12. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей- сирот: воспитательный аспект: С борник метод. Материалов.-Иркутск: Изд-во Иркутского гос. Пед. ун-та, 2000.
  13. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.-М.: Генезис, 1999.
  14. Сухомлинский В.А. "Мудрая власть коллектива" Соч.т.3 М.; 1981.
  15. Хациева М.А. Педагогические условия формирования жизненных планов подростков - воспитанников детских домов семейного типа: Монография. - Кемерово: Изд-во обл ИУУ, 1999.
  16. Чепурных Е.Е. Пути решения проблем социального сиротства в Российской Федерации // Все дети - наши. Сборник материалов вторых Всероссийских педагогических Католиковских чтений /Сост. Е.М. Рыбинский, Г.С. Кпасницкая.- М., 1998.
  17. Якиманская И.С. "Личностно-ориентированное обученное в современной школе" М.; 1996.