Урок по окружающему миру "В царстве грибов" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель:

  • познакомить учащихся со строением гриба и их разнообразием.

Оборудование:

  • строение гриба на ватмане,
  • иллюстрация леса с корзинкой для грибов,
  • рисунки и муляжи грибов,
  • текст “Где искать грибы?”,
  • сказочный герой Старичок – Лесовичок”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня к нам на урок пришел Старичок-Лесовичок с загадкой.

Стоит Антошка
На одной ножке,
Сам маленький,
А шляпа большая. (Гриб.)

– Старичок-Лесовичок предлагает совершить путешествие в мир Грибного царства. Из этого путешествия вы узнаете, какие грибы встречаются в природе, узнаете строение грибов. Научитесь мероприятиям по охране грибного царства.

III. Объяснение новой темы

  1. Рассказ учителя о шляпочных грибах.

Учитель. Все грибы делятся на шляпочные и не шляпочные. К шляпочным грибам относятся маслята, боровики, подосиновики. К не шляпочным – относятся гриб трутовик, плесень. Запишем это в конспект. У всех грибов шляпочных и не шляпочных имеются плодовые тела и грибницы. Плодовое тело находится на поверхности почвы, а грибница – в почве.

Шляпочные грибы имеют шляпку и пенек. Если перевернуть шляпку и посмотреть на нее, то у одних грибов можно увидеть трубочки, у других пластинки. Те грибы, у которых трубочки, называются трубчатыми грибами, а те грибы, у которых пластинки, называются пластинчатыми грибами.

Если снять шляпку и положить на поверхность темного стола, то можно увидеть через сутки белые маленькие палочки – это споры. С помощью спор гриб размножается. Споры очень легки, созревая, они высыпаются и разносятся ветром по лесу. Еще могут размножаться грибы и животными. Зайцы, белки съели гриб вместе со спорами. Споры не перевариваются в кишечнике животного и выходят наружу вместе с пометом.

Для прорастания споры необходимы: тепло, почва, влага. И спора начинает прорастать образуя грибницу. Затем на грибницы появляются маленькие плодовые тела. Вот из них вырастет большой гриб.

  1. Рисование гриба в конспекте с названиями частей тела.

Рис. 1. Схема гриба

  1. Ответы на вопросы:
  • Как называется та часть у гриба, которая находится на поверхности почвы? (Грибное тело.) Подпишите на рисунке.
  • Как называется та часть у гриба, которая находится в почве? (Грибница.) Подпишите на рисунке.
  • А плодовое тело у шляпочного гриба что имеет? (Шляпку и пенек.) Подпишите.
  • Как называется гриб, который имеет трубочки на шляпке? (Шляпочный.)
  • Как называется гриб, который имеет пластинки на шляпке? (Пластинчатый.). Подпишите на рисунке.
  1. Чтение текста “Где искать грибы?” [1]

Грибы начинают расти, когда хорошо прогреется и напитается влагой земля.

Подосиновик любит сырые осинки. Другие грибы попрятались, не видать. А этот пожалуй, торчит из травы как яркая пуговка.

Лисичек особенно много в сырое лето. Высыпают они ярко – оранжевыми дорожками среди зеленого мха.

Подберезовик ищи под березами.

Сырожки, как цветы, рассыпаны по всему лесу в изобилии. И шляпки у них бывают всех цветов радуги.

Груздь – мечта грибника. Он ловко маскируется под бугорки, кочки, опавшую листву. Особенно много груздей там, где березняк сходится с ельником.

Хвойные молодые посадки – любимое место маслят.

В сосновых и еловых лесах, растут колониями рыжики.

Опята – необычные грибы. Все грибы растут на земле, а эти – на пнях и деревьях.

А самый вкусный и душистый гриб – боровик (белый гриб). Растет он в березовых, сосновых, и дубовых лесах. Ножка у него толстая, шляпка мясистая, темно – бурая.

Но опасайся несъедобных, ядовитых грибов: бледную поганку, ложных опят, ложных лисичек, ложных груздей!

Учись у взрослых отличать съедобные грибы от несъедобных. Не порть ядовитые грибы, не срывай и не топчи их, потому что есть среди них лекарство для зверей.

Ответы на вопросы.

  1. Где растут подосиновики?
  2. Где растут лисички?
  3. Где растут подберезовики?
  4. Где растут сыроежки?
  5. Где растут грузди?
  6. Где растут опята?
  7. Какой самый вкусный гриб? Где он растет?

Каких грибов надо опасаться?

– Грибы берут из воздуха азот и отдают корням деревьев. А деревья делятся с грибами питательными веществами (сахар). Такое сообщество в природе называют симбиоз. Запишите в тетрадь.

IV. Физкультминутка

Учитель.

Скучно, скучно так сидеть
Друг на друга все глядеть
Не пора ли отдохнуть? (Пора)
Встанем дети.
Скажем тихо.
Раз, два, три, четыре, пять,
Чуть присели и соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть. Урок начать.

V. Игра “Съедобный, несъедобный”

Учитель.

Вот так чудо из чудес
Мы попали сразу в лес.

Сейчас я проверю хорошие ли вы грибники. Я загадываю загадки о грибах, вы отгадываете, снимаете гриб и кладете в корзинку.

(На доске висят две картины. На одной картине изображение леса с грибами, на другой – корзина.)

Глубоко был спрятан он,
Раз, два, три – и вышел вон.
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.
(Боровик.)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.

Я в крепкой шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня увидишь за версту,
Зовусь я...
(Подосиновик.)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.

Не спорю – не белый,
Я братцы, по проще
Расту я обычно в березовой роще.
(Подберезовик.)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.

Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу:
На белой он ножке,
На шляпке горошки.
(Мухомор.)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке,

Зашел мужик в сосняк,
Нашел слизняк.
Бросить – жалко
Съесть – сыро.
(Груздь.)

Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.

У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке
Его не украсит.
А называют бледной...
(Поганкой.)

– Те грибы, которые лежат в корзине называются (Съедобными). А те, что оставили в лесу называют (несъедобными)

VI. Сообщения о грибах-паразитах

– Грибы – паразиты наносят большой вред лесному хозяйству, садам, разрушая древесину деревьев.

В коре дерева появилась рана при поломке веток споры грибов – паразитов попадают в раны и прорастают в грибницу. Грибница распространяется по древесине, разрушает ее, делает трухлявой. Спустя несколько лет после заражения дерева грибницей гриба – паразита на коре появляется плодовые тела, с нижней стороны которых, в мелких трубочках создаются споры.

К ним относится гриб – трутовик. Самый большой гриб обнаружен в США, его вес 136 кг.

В Англии продолжает расти трутовик размером более 4 м в окружности.

– Еще к грибам – паразитам относится гриб – спорынья.

Он поражает злаковые культуры, превращая здоровые зерна в черные, ядовитые рожки. Зерна пшеницы вызывают отравления организма человека и животных. Средневековые рукописи рассказывают нам о вспышках страшной болезни уносившей порой не меньше людей, чем чума и холера. У заболевших людей начиналась гангрена, конвульсии. Сейчас отравления хлебом встречаются редко благодаря хорошей очистке зерна.

VII. Сообщения о плесневых грибах и дрожжах

– Плесневые грибы очень малы, их можно рассмотреть только под микроскоп. Таков гриб – мукор. Образующий плесень. Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, на конском навозе в виде пушистого белого налета, который через некоторое время становится черным.

Размножается мукор спорами. Споры разносятся ветром. При благоприятных условиях они прорастают в грибницу.

Есть еще один плесневый гриб, это гриб – пеницилл. Его открыл доктор Алексей Герасимович Полотебнов в 70 годы прошлого столетия.

Этот гриб разводят специально, чтобы получить из него лекарство пенициллин. Пенициллин широко применяют при воспалении легких, ангине и других заболеваниях.

– К плесневым грибам относят дрожжи. Дрожжи – это микроскопические грибы, с давних пор применяемые человекам. Живут они в жидкости богатой сахаром. Дрожжи добавляют в тесто, они делают его легким и пористым. Еще есть дрожжи, которые добавляют в молочные продукты, например сыр.

VIII. Рубрика “Лесная аптека” [2]

– Из этих сообщений вы узнаете какую пользу приносят грибы человеку.

1-й ученик. Березовый гриб (чага) растет на стволах берез и достигает крупных размеров. Это твердые наросты черного цвета. Внутренняя часть коричневая. Гриб проникает внутрь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. В народной медицине применяют настои из плодов тел как внутреннее средство при тяжелых желудочно – кишечных заболеваниях.

2-й ученик. Мухомор красный растет по всей территории России. Ножка белая, шляпка ярко-красная, иногда оранжевая. Белыми пятнами. Чаще всего мухомор используют для истребления мух и клопов. Но настойку гриба применяют при радикулите. Из-за сильной ядовитости при обращении с мухомором следует соблюдать осторожность.

3-й ученик. Чайный гриб. Считают, что чайный гриб был завезен в Россию из Японии, Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки. Гриб имеет вид толстой слизистой пленки грязно – белого цвета, напоминает медузу. Чайный гриб применяют при заболеваниях печени, желчного пузыря, при склерозе у пожилых людей, при простудных заболеваниях и ангине.

IX. Экологическая служба

– А сейчас перед вами выступит будущий эколог. Он нам расскажет, какие нужно проводить мероприятия по охране грибного царства.

Количество грибов с каждым годом уменьшается. Чтобы это предотвратить, надо грибникам не разрушать грибницы, не нарушать мох, который образуется в течении многих лет. Грибы надо срезать ножом или выкручивать. Ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомые грибы, ядовитые. Если вы сорвали гнилой гриб, его нужно раскрашивать и выкинуть, споры вылетят и прорастут и появятся новые грибы. Ядовитые грибы не сбивай – ими лечатся животные.

X. Итог урока

– Путешествие по царству грибов подошло к концу. Старичок – Лесовичок напоминает вам, чтобы вы помнили правила будущего эколога и выполняли их.

  1. С какой темой познакомились на уроке?
  2. Что нового узнали

Литература

  1. “Педсовет” № 3/1996. “Где искать грибы?”, с. 9.
  2. Газета “Начальная школа”, № 33/1999.