Программа развития МОУ СОШ № 24 г. Альметьевск (Республика Татарстан) "Семья – ДОУ – СОШ – вуз"

Разделы: Администрирование школы


(Приложение 1)

Наименование Программы Кумулятивный полифункциональный педагогический комплекс "Семья-ДОУ-СОШ-ВУЗ", реализующий разноуровневые преемственные образовательные и социально-культурные программы.
Основания для разработки Программы Концепция Федеральной Целевой Программы развития образования на 2006-2010 гг., Региональная Целевая Программа по реализации национального проекта "Образование" на 2007-2008 гг., утверждена МО и Н РТ.
Дата принятия решения о разработке Программы Решение педагогического совета от 28.08.2006 года № 1 "Об утверждении Программы развития школы на 2006-2011 гг."
Заказчик Программы Администрация школы
Координатор Программы Администрация школы
Основной разработчик Программы Администрация школы, Попечительский Совет школы.
Цель Программы - разработка и реализация инновационной модели кумулятивного полифункционального педагогического комплекса (КППК) "Семья - ДОУ - СОШ - ВУЗ", реализующего разноуровневые преемственные образовательные и социокультурные программы;

- создание в КППК оптимальных условий для разностороннего творческого, духовного и культурного развития личности субъектов образования (дошкольников, школьников и студентов), их позитивной личностной, социальной и профессиональной ориентации, самореализации как уникального индивида, полезного и конкурентоспособного члена общества и гражданина.

Задачи Программы Объединение усилий Семьи, ДОУ, СОШ и ВУЗа по созданию единого образовательного, социокультурного и креативно-развивающего пространства для комплексной реализации образовательных и социокультурных программ.

Обеспечение высокого качества и доступность образования на всех уровнях КППК.

Создание оптимальных условий для социализации детей, школьников и студентов, социальной адаптации, ориентации и самореализации.

Организация социального партнерства путем привлечения к деятельности КППК широкой общественности (родителей, спонсоров, представителей из различных социальных сфер - бизнеса, культуры, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка, духовенства, СМИ).

Валеологизация образования на основе внедрения здоровьесберегающих технологий, программ и систем.

Оптимизация системы управления на основе интеграции управленческих уровней (ДОУ, СОШ, ВУЗ) и структур, научного и информационного обеспечения, реализации современных принципов менеджмента.

Обеспечение общественного продвижения национального проекта "Образование"

Важнейшие целевые индикативные показатели -Число педагогических работников школы, имеющих высшую и первую квалификационные категории (22,5%).

-Число педагогических работников школы, освоивших информационно-коммуникационные технологии (45%);

-Число педагогических работников школы, освоивших современные образовательные технологии (64%);

-Число девятиклассников школы, освоивших информационно- коммуникационные технологии (55%);

-Количество кабинетов, располагающих автоматизированными рабочими местами учителя (6);

-Количество учащихся с высоким качеством результатов обучения и воспитания (43,7%).

Сроки и этапы реализации Программы 1. Подготовительный этап - 2006г.

2. Основной этап - 2007 -2010г.г.

3. Заключительный этап - 2011г.

Направления реализации программных мероприятий Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Создание и обеспечение здоровьесберегающей среды в образовательном процессе.

Информатизация школы.

Демократизация управления школой.

Источники финансирования Программы Региональный бюджет, муниципальный бюджет, внебюджетные средства
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Увеличение числа педагогических работников школы, имеющих высшую и первую квалификационные категории, до 60%

- увеличение числа педагогических работников школы, освоивших информационно-коммуникационные технологии, до100 %;

-увеличение числа педагогических работников, освоивших современные образовательные технологии, до100%;

-увеличение числа девятиклассников школы, освоивших информационно-коммуникационные технологии, до100 %;

-увеличение количества кабинетов, располагающих автоматизированными рабочими местами учителя, до39 единиц, в том числе стационарных - до15, мобильных АРМ- до27;

-увеличение количества предметов Образовательной программы, обеспеченных цифровыми образовательными ресурсами, до 95% процентов;

-увеличение количества учащихся школы с высоким качеством результатов обучения и воспитания до 70%.

МОУ - СОШ № 24 построена в новом микрорайоне, созданном в 1996 году. Отсутствие (до 2001г.) школы в микрорайоне и социума со сложившейся системой работы подростковых клубов и СМС возлагало на школу-новостройку определенные обязательства. Наряду с полными семьями есть малообеспеченные, неполные и многодетные семьи, что натолкнуло на создание воспитательного пространства школы, в центре которого личность ребенка, семья, учреждения дополнительного образования.

Деятельность школы началась с рождения своих традиций, поиска приоритетных направлений и конкретных форм внеклассной работы, работы с родителями. Определилась стратегия развития школы - личностно ориентированное обучение в условиях создания нового коллектива педагогов, учащихся и родителей.

В школе укоренились такие традиции, как "Дарение цветка", "Дарение книги", "Аллея выпускников". Большой вклад вносят ученики в благоустройство микрорайона. При участии учащихся, родителей, ЖКХ, лесничества озеленяются школьный двор и территория микрорайона, что способствует сплочению жителей микрорайона.

Школа - центр воспитательной внеурочной деятельности учащихся. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка, поэтому в школе проводятся родительские лектории, дни открытого расписания, работает консультационный пункт. Родители привлекаются к дежурству на дискотеках, на территории школы и микрорайона. Ежегодно проводится конкурс на лучший рисунок, запечатленный в подъезде дома данного микрорайона. Не один подъезд был украшен детскими рисунками. Летом создаются пришкольный лагерь "Солнышко", трудовые бригады, активисты школы отдыхают в лагере "Юниор" при ЦДЮТ. Это решает проблему занятости детей в летнее время.

В 2002 году в микрорайоне открылся детский сад. Педагогический коллектив школы оказал и оказывает действенную помощь в осуществлении преемственности. На базе школы, детского сада №36 и Альметьеского муниципального института при поддержке администрации г.Альметьевск был создан муниципальный образовательный округ 21 века "Детский сад - Школа - Вуз", целью которого является реализация разноуровневых преемственных образовательных и социокультурных программ. Функция школы в этом образовательном округе - это формирование личности, адаптированной к современным процессам информатизации, рыночных преобразований, национального возрождения; приобщение к культуре межнациональных отношений.

За 7 лет школа зарекомендовала себя в городе как учреждение с высоким уровнем образовательной и воспитательной системы, центр эколого-нравственного и этического воспитания в микрорайоне Тургай.

Школа тесно сотрудничает со следующими вузами города: Альметьевским Государственным Нефтяным Институтом (с 2001 г.), с Альметьевским Государственным Институтом Муниципальной Службы (с 2002г.), привлекая преподавателей этих вузов в профориентационную работу.

Учащиеся школы получают высокий образовательный уровень, необходимую социально-психологическую помощь, так как педагогический коллектив не только высоко профессионален, но и социально компетентен.

Результаты образовательного процесса позволяют утверждать о готовности педагогического коллектива к развитию деятельности в режиме образовательного округа "Семья - Детский сад - Школа - ВУЗ".

Проблема, на решение которой направлена Программа

Изменения, происходящие в социально-экономической, политической и культурной жизни людей, ставят образовательные учреждения в качественно новое положение.

Деятельность традиционных монофункциональных учебных заведений - так называемых "школ ЗУН", приоритетом которых еще со времен первых древнегреческих "схол" являются лишь образовательные ориентиры и ценности, постоянно входит в противоречие с объективными социальными реалиями и тенденциями.

В этих условиях для современных детей и молодежи, безусловно, нужен новый тип социального института, функционирующего адекватно с их запросами и интересами.

В настоящее время мы являемся очевидцами качественных изменений, происходящих в детской и молодежной среде в новых рыночных условиях (жесткой конкуренции, потребительского спроса и размеров увеличения прожиточного минимума, смены социально-культурных ценностей, информатизации общества) - это:

  • ранняя социализация молодежи;
  • расширение границ информационной компетентности молодежи (вследствие доступности любой информации);
  • изменение социального статуса молодежи (утверждение политики "омоложения" общества, власти, бизнеса и других социальных сфер, активное вытеснение молодежью старого поколения);
  • расширение спектра запросов, интересов, ценностных ориентиров детей, подростков и юношей, активизация их творческих возможностей и резервных сил;

Первое противоречие - школы не удовлетворяют растущие динамичные запросы детей, подростков и молодежи. В традиционных схоластических ("книжных") учебных заведениях растущий человек (будь то ребенок, подросток или юноша) невольно оказывается в позиции "школяра", усваивающего невостребованные для него в данный момент его жизни ЗУНы - ЗУНы "на потом" для неизвестной далекой будущей жизни. Известный ученый педагог В.А. Сухомлинский образно сравнил такого ученика с засохшим цветком, вложенным между страницами книги под названием "Школа".

Второе противоречие - школы в силу своей монофукциональности не являются главным организующим фактором, социальным инструментом воздействия на личность растущего человека и бессильны противостоять негативным и стихийным внешним факторам. Вследствие чего они невольно становятся заложниками внешних обстоятельств: в школьной жизни узакониваются уличные нормы и правила, безнравственные отношения и бескультурье.

К сожалению, многие молодежные проблемы решаются и проявляются в стихийной форме и отнюдь не в благоприятных социально-культурных условиях - на улице, в асоциальных группах, бездуховной, бескультурной и охлократической среде.

Третье противоречие - школа не выполняет важную для общества и человека функцию - культурообразующую. В нашем обществе принято отождествлять понятия "образованность" и "культура", "образованный человек" и "культурный человек". Отсюда - парадокс, заставляющий нас задуматься о самом себе в настоящем и будущем времени. Мы образованное общество, но с низким уровнем культуры и духовности.

Образованность как "сумма ЗУН", получаемая учащимися в традиционных учебных заведениях, представляет лишь иллюзию культурности, следствием чего являются такие феномены как технократизм, потребительство, цивилизованное варварство и бездуховность.

По нашему мнению, культуру невозможно формировать обучением, она осваивается только в воспитательно-развивающей социально-культурной среде.

Итак, востребованность нового типа социального института организации жизни и деятельности детей и молодежи, функционирующего в качестве полисервисного креативно-развивающего (в том числе и образовательного) и социально - культурного педагогического комплекса очевидна. На наш взгляд, современное образовательное учреждение должно быть многомерным социально-культурным пространством - центром организации разносторонней жизни и деятельности детей, подростков и молодежи, функционирующим в режиме "опережающего" (инновационного) развития в целях "окультуривания" общества в целом.

Вышеизложенные причины, обусловленные проблематикой исследования, легли в основу разработки настоящей модели образовательного учреждения - кумулятивного полифункционального педагогического комплекса "Семья - ДОУ - СОШ - ВУЗ", реализующего разноуровневые преемственные образовательные и социально - культурные программы.

Модель комплекса, представленную в программе, можно назвать инновационной по следующим показателям:

  • актуальность и востребованность;
  • полифункциональность (направленность на решение комплекса задач, реализацию образовательных, креативно-развивающих, воспитательных, социально-культурных программ);
  • полисервисность (оказание широкого спектра услуг для различных социальных групп: дошкольников, школьников, студентов, учителей и воспитателей, родителей);
  • авангардность (функционирование КППК в режиме "опережающего" развития)
  • адаптивность, мобильность и конкурентоспособность в динамичных рыночных условиях;
  • системность и преемственность в функционировании комплекса;
  • научность (концептуальная обоснованность и научное обеспечение Программы);
  • диверсификация и интеграция в содержании образовательных и социокультурных программ;
  • гуманно-ориентированная и креативно-развивающая среда КППК, позволяющая всем субъектам единого процесса стать активными участниками и творцами социально- культурной жизни (деятельностный подход);
  • демократичность в управлении, в деловых и межличностных отношениях (интеграция государственных и общественных механизмов в управлении, единство единоначалия и коллективности, педагогического руководства, соуправления и самоуправления);
  • социально-культурная направленность деятельности КППК;
  • соответствие критериям конкурсного отбора Приоритетного национального Проекта "Образование".

Концептуальные основы Программы развития

1.Система исходных теоретических понятий - ориентиров:

Кумулятивный полифункциональный педагогический комплекс (КППК) - образовательное, социокультурное креативно-развивающее пространство, образованное на основе интеграции и кумуляции трех разноуровневых образовательных учреждений (детского сада (1 ступень), общеобразовательной школы (2 ступень) и ВУЗа (3 ступень), функционально взаимодополняющих друг - друга в реализации общих целей, задач и программ.

Культура (лат. сultura - возделывание, обрабатывание) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики; "очеловеченная" природа; результат воспитания человека в культурно-развивающей среде.

Духовность - вечные истинные ценности, святые заповеди - основы смысла жизни, нравственности, культуры, деятельности, силы, красоты и здоровья человека.

Культурное развитие личности - формирование и развитие его общей культуры, важнейшими составляющими которой являются:

  • культура умственного труда;
  • нравственная культура (духовность);
  • физическая культура;
  • правовая культура;
  • художественно-эстетическая культура;
  • политическая культура;
  • экологическая и валеологическая культура;
  • этнокультура;
  • культура поведения;
  • культура труда;
  • культура внешнего вида;
  • культура речи, общения, межличностных и деловых отношений.

Педоцентризм - педагогическая позиция, рассматривающая растущего человека (ребенка, подростка, юношу) в центре внимания как субъекта развития (социального, культурного, духовного, психического, физического, интеллектуального).

Социализация личности - социальная ориентация, адаптация и самореализация личности, формирование социально-ориентированной личности; процесс освоения человеком социально-культурных ценностей, ролей, отношений и норм, социального опыта (опыта жизни в различных социальных группах), утверждения его социального статуса.

Здоровый образ жизни - благополучная, разумно и культурно организованная жизнь и деятельность человека, полезно отражающаяся на состоянии его организма, психики и духовности.

Информатизация образования - комплекс мер по компьютерному, программному, техническому, технологическому обеспечению учебно-воспитательного и управленческого процессов, активному внедрению информационных и коммуникативных технологий.

Образовательные технологии - управляемые, алгоритмизированные, воспроизводимые и эффективные системы организации учебно-воспитательного процесса, гарантирующие успешную его результативность.

2.Ведущие теоретические положения и принципы организации деятельности КППК:

  • интегративность и кумулятивность образовательных учреждений;
  • полифункциональность и полисервисность образовательных учреждений;
  • социальная и культурологическая направленность учебно-воспитательного процесса;
  • демократичность системы управления;
  • диверсификация образования;
  • валеологизация образования;
  • информатизация и технологизация образования;
  • приоритет воспитательно-развивающей функции в педагогической деятельности;
  • принцип сотрудничества, сотворчества и соуправления;
  • учет национально-региональных и местных условий, специфики, функциональных и резервных возможностей КППК:
  • социальное партнерство, связь с общественностью;
  • креативно-развивающий характер обучения и воспитания на основе деятельностного и педоцентрического подходов к субъектам образования, ориентации на зону их ближайшего развития;
  • принципы природосообразности, целесообразности и культуросообразности в обучении и воспитании;
  • программно-целевой подход в управлении деятельностью КППК.

Миссия КППК - культурообразующая, включающая в себя и образовательную как важнейшую ее часть.

Миссия педагога - (воспитателя детского сада, школьного учителя, преподавателя ВУЗа) - человекообразующая на основе ценностных приоритетов: "Духовность", "Образование", "Культура".

Миссия воспитанника, школьника, студента - позитивная, активная и творческая самореализация как личности - индивида, личности - члена общества, личности - гражданина и личности - универсума (носителя духовности и культуры) в социокультурной среде.

Инновационные программы, активно используемые КППК "Семья - ДОУ - СОШ - ВУЗ"

  • Программа "Здоровье"
  • Программа "Одаренные дети"
  • Программа профильной подготовки школьников "Путь в будущую профессию"
  • Программа "Взаимодействие семьи и школы"
  • Программа "Духовность, Образование и Культура - ценностные ориентиры в
  • воспитании субъектов образования: дошкольников, школьников и студентов"
  • Программа Клуба молодого учителя "Профессиональная культура учителя"

Задача современной школы в создании такой адаптивной образовательной среды, где бы максимально был реализован потенциал учащегося и педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами. В МОУ СОШ № 24 все формы деятельности педагогического коллектива подчинены личностному развитию ребенка, его самореализации, самоопределению, самосовершенствованию.