Русский язык – один из богатейших языков мира

Разделы: Русский язык


Небольшое примечание: данный урок проводился мною в рамках 10-летнего юбилея конкурса «Учитель года» «За страницами конкурсной программы» на незнакомых учениках 8-го класса

г. Струнино в качестве мастер-класса, рассчитан на 30 минут.

Тема: Русский язык – один из богатейших языков мира

Цель:

  • Добиться понимания учащимися, что русский язык – один из богатейших языков мира
  • Развивать логическое мышление при выполнении нестандартных заданий
  • Создать благоприятный психологический климат на уроке для возникновения ситуации общения «новый учитель» - «ученик»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Вид урока: урок-путешествие

Оборудование: рисунок (чертёж, схема), на котором в виде здания (дома) изображена языковая система русского языка - от звука к тексту - и обозначены названия разделов науки о языке; на столах у учащихся стихотворение из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»; на доске записаны уравнения: [З]: [С]=[В]:[Х]; [Д/]:[Х]=[М/]: [М]; предложения Я ЗНАЮ ЕЁ И ЕЁ ИЮЛЬСКОЕ УВЛЕЧЕНИЕ; предложение Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

-Здравствуйте, я очень рада видеть вас, мне приятно познакомиться с новыми собеседниками, так как думаю, что общение взаимно обогащает людей. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие по залам столь необычного дома, в виде которого архитектор этого проекта (показать рисунок на доске) представил наш родной язык. Почему дом? Почему родной язык? Полагаю, что человек не может оставаться человеком вне языка. Родной язык для каждого человека примерно то же, что воздух для его тела. На языке мы думаем, общаемся, творим, принимаем решения, и если несвободное дыхание – угроза жизни, то несвободное владение языком – угроза личности.

Человек, плохо владеющий языком, не может ни определить свое мнение, ни выразить его. Он не найдет понимания, поскольку не умеет договариваться. Тонкий юмор, словесное творчество, сложное общение, самоанализ – потерянные для него богатства. Я уверена в том, что сегодня здесь собрались истинные любители и знатоки родного языка, поэтому мы поймем друг друга и сумеем договориться.

-Открываем тетради, записываем число, тему урока.

-Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, какую цель преследовал архитектор, создавая такой проект?

-Итак, я приглашаю вас на первый этаж нашего дома – фонетика, графика.

-Решите уравнение, представленное на доске.

-Что нужно знать, чтобы данное равенство было верным?

-Какие орфографические правила построены на знании вами пар по глухости/звонкости, твердости/мягкости?

-Составьте сами и запишите в тетрадь 1 уравнение. Желающие выходят к доске (2-3 ученика).

-Знаете ли вы фразу, в которой рядом стоят 9 гласных? Она перед вами на доске. Запишите её в тетрадь и составьте фонетическую транскрипцию подчеркнутых букв. Желающие выходят к доске(1 ученик).

-Какое фонетическое явление мы наблюдаем? Почему буквы Е, Е, Ю, Я называют актерами? Какие орфографические правила мы связываем с этими буквами?

-В языке, вы знаете, идет непрерывный процесс образования новых слов. Он подобен цепной реакции: основная масса слов образуется от старых, и только некоторые слова возникают заново. Мы с вами сейчас продемонстрируем и первое, и второе, прогулявшись по залам «Словообразования» (обращаемся к рисунку). Образуйте от слова КОМПЬЮТЕР новые слова и запишите их в тетрадь. Выделите части слова, участвующие в словообразовании. Определите способы словообразования.

-Мы убедились, что, зная словообразовательные модели, мы можем образовать новые слова, используя разные способы образования слов. А теперь попробуем творить сами.

Перед вами стихотворение из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» в переводе Б.Заходера:

Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве.
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.

-Что вы поняли из прочитанного? Почему трудно понять прочитанное?

-Вспомните, как объясняет значение этих слов Шалтай, с которым встретилась Алиса? (Можно зачитать отрывок из сказки, вызвав интерес к книге).

-Попробуйте сами придумать неологизмы и объяснить их значение. Через 1-2 минуты обсуждаем примеры. (Спун-соня, вагонята-вагончики, намакаронился-наелся макарон)

-А что если из таких необыкновенных слов составить целое предложение? (Учитель читает предложение про куздру, записанное на доске).

-О чём или о ком говорится в предложении? Что вы поняли из него?

-Запишите предложение в тетрадь и разберите его по членам предложения. (Один из учеников выполняет работу на доске).

-Какие части слова помогли вам догадаться о содержании этого предложения?

-Я зачитаю вам текст нашей современницы Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые». А вы подумайте и скажите, благодаря чему ожил весь этот спектакль?

-Итак, мы с вами совершили путешествие по разным этажам нашего дома и убедились, что мы владеем настоящим богатством – родным языком. Конечно, в мире есть много вещей, которые сильнее человека: стихии природы, государство, даже наше собственное тело. Но у нас есть невесомое, неощутимое оружие – язык.

Мы можем договориться – и построить дамбу против стихии, сменить не устраивающее нас правительство, спастись в самой безнадежной ситуации. В языке заключена огромная сила. Сама по себе сила не может быть плохой или хорошей. Всё зависит от того, как и для чего сила применяется. Значит, ваше оружие в ваших руках: научитесь им владеть и вам откроется многое.

Спасибо за урок.