Физическое развитие на уроках по спортивным играм

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно недооценить. Игра – органически присуща детскому возрасту. Игра может изменить отношение детей к урокам физкультуры, которые им кажутся порой слишком обычными, скучными, надоевшими. Такой игрой я считаю баскетбол.

Баскетбол – командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.

Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости бросков и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

Приведу примеры видов подготовительных упражнений.

  1. В парах передвижение нападающего и защитника.
    Нападающий движется вперед, изменяя направление движения зигзагом. Защитник передвигается приставными шагами и чередует их с рывками, стремясь опередить нападающего и встать на пути его движения.
  2. Салки с защитником.
    Защитник передвигается лицом к водящему. Водящий пытается осалить защитника, коснувшись его спины.
  3. В парах.
    Нападающий продвигается вперед, ведя мяч перед собой, а защитник, держа руки за спиной, пытается занять место на пути нападающего, заставить его изменить направление движения.
  4. Построение в колонну по четыре.
    Одновременно и в одном направлении движутся 4 нападающих и 4 защитника. Нападающие пытаются провести мяч до противоположной стены зала. Защитники активно им противодействуют.
  5. В тройках.
    Двое нападающих, стоя на месте, передают мяч различными способами. Защитник атакует игрока с мячом, стараясь перехватить мяч. Мяч нельзя перебрасывать верхом.
  6. В пятерках.
    Трое нападающих перемещаются, выполняют выходы вперед для получения мяча. Двое защитников стремятся перехватить мяч.

Игровая обстановка в баскетболе меняется очень быстро. Каждая атака создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают баскетболистов постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует также проявления высокой самостоятельности.

Соревновательный характер игры, самостоятельность действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывает у играющих проявления разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроль за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при нужде не падать духом.

Примерные упражнения

  1. Игра 3x3, 4x4, 5x5 на количество передач.
    Нападающие выполняют передачи мяча и выходы на свободное место, применяют ведение.
  2. Игра 2x1.
    Нападающие, передавая мяч друг другу, передвигаются по площадке, выполняют выходы на свободное место, преодолевая сопротивление защитника.
  3. Игра 2x2, 3x3, 4x4, 5x5.
    Нападающие выполняют только передачи мяча и выходы на свободное место.
  4. Двусторонние игры.

Занятия баскетболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья.

В ходе физической подготовки в центре внимания должно быть укрепление здоровья занимающихся, формирование правильного и пропорционального телосложения.

Для баскетбола характерными являются продолжительный интенсивный бег, прыжки, разнообразные высококоординированные движения, быстрая смена деятельности, силовая борьба под щитом. Все это требует высокого уровня развития быстроты, ловкости, силы и гибкости.

В связи с особенностями игровой деятельности проявление выносливости в баскетболе имеет свою специфику. Она заключается в том, что баскетболисты в течении всей игры действуют с переменной интенсивностью при преобладающем преимуществе скоростных функций. Для игры в баскетбол характерным является скоростная выносливость, которая позволяет выполнять интенсивную работу с наибольшей эффективностью.

Средствами ее развития могут служить:

  • челночный бег 3x10, 4x3, 10x10;
  • эстафеты с прыжками, изменением направления бега, рывками;
  • упражнения с резиновыми амортизаторами;
  • передачи набивного мяча различными способами;
  • ходьба в полуприсяде с набивными мячами;
  • передача набивного мяча из различных положений учащихся.

Развивая силу, особое внимание следует обращать на те мышечные группы, которые наиболее важны для игры в баскетбол.

Основные средства для развития силы:

  • в упоре лежа перемещение вправо и влево, одновременно выполняя приставные шаги руками и ногами;
  • отталкивание ладонями от стены (расстояние от стены постепенно увеличивается);
  • в упоре лежа отталкивание от пола двумя руками, попеременно правой и левой рукой;
  • из упора лежа передвижение по кругу, переставляя руки, при этом носки ног на месте;
  • ходьба на руках в положении упора лежа, ноги у партнера.

Для успешной игры в баскетбол особенно важно развивать гибкость в голеностопных, плечевых и кистевых суставах.

Упражнения на гибкость удобнее всего давать в виде заданий на дом. Они приносят наибольший эффект, если их выполнять ежедневно ил даже два раза в день.

В игровой деятельности баскетболиста формы проявления быстроты находят свое выражение в быстроте восприятия, анализе и оценки ситуаций, в быстроте принятия решений и начале действий, в быстроте передвижения и выполнения отдельных приемов и, наконец, быстроте смены одних приемов на другие.

Для развития быстроты реакции применяются следующие упражнения:

  • по зрительному сигналу рывки с места на максимальной скорости из разных исходных положений;
  • стартовые рывки с мячом, с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за летящим мячом;
  • бег в колонне по одному – по постоянному зрительному сигналу выполняется определенное задание:
    1. ускорение,
    2. остановка,
    3. изменение направления,
    4. поворот на 360°,
    5. прыжки вверх,
    6. имитация передачи.

Основной путь развития ловкости – овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями. Упражнения рекомендуется применять близкие к соревновательным, с различными изменениями и дополнениями, вносимыми как в технику выполнения приемов и содержание упражнений, так и в условие и обстановку осуществления их. Это может быть применение необычных, затрудненных исходных положений, изменение скорости или типа движения, усложнение упражнений дополнительными движениями

В качестве примеров приведу конспекты уроков в 5 классе.

Использование всех выше изложенных методов работы приводит к следующим результатам.

Команда школы является постоянным участником районных соревнований по баскетболу, где занимает призовые места.

В составе районной команды участвует в областных соревнованиях по баскетболу. По инициативе самих учащихся команда школы выезжает на товарищеские встречи со школами района и города.

Литература:

  1. Артемьев Ю.С. Чтобы лучше играть в баскетбол. Журнал «Физическая культура в школе», № 4, 2000 год, стр. 31.
  2. Ворошилов П.А. Круговая тренировка по баскетболу. Журнал «Физическая культура в школе», № 2, 2004 год, стр. 19.
  3. Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе. М., «Физкультура и спорт», 1976 год.
  4. Кудряшов З. А., «Студенческий баскетбол», Минск,1983 г.
  5. Коузи Б., Пауэр Ф., «Баскетбол, концепции и анализ», Москва, 1975г.
  6. Портнов Ю.М., «Баскетбол», Москва,1988г.
  7. Яхонтов Е.Р. Мяч летит в кольцо. Лениздат, 1984 год.