Разработка урока по теме "Вода – ты сама жизнь!"

Разделы: Экология


Тема: «Вода – ты сама жизнь»

Главная мысль урока: доказать, что вода самое распространенное на Земле вещество, требующее особой охраны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, CD с презентацией урока, карта мира, проекты учащихся, учебники, фрагмент тетради на печатной основе.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Традиционная форма урока: урок усвоения нового материала.

Нетрадиционная форма урока:  медиа-урок.

Методы урока:

  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
  • Словесные: рассказ, беседа, лекция.
  • Практические: поисковые (метод проектов), исследовательские.

Цели урока:

  • Объяснить учащимся, что вода входит в состав всех живых существ на Земле
  • Рассказать ребятам, где человек использует воду
  • Используя математические данные показать, как возросла цена на воду
  • С помощью схемы ежедневного расхода воды показать учащимся, как огромна потребность в этом природном ресурсе
  • Сформировать у учащихся целостное  мировоззрение о единстве всех составляющих гидросферу
  •  Показать уникальность воды как вещества и важнейшего природного ресурса
  • Рассказать учащимся как происходит загрязнение Мирового океана и Волги в частности
  •  как происходит загрязнение Мирового океана и Волги в частности
  • Рассказать ребятам о причинах возникновения водных войн
  • Организация начала урока. Приветствие учителя, краткое сообщение цели и задачи урока. (1 минута)
  • Формирование новых знаний. (30 минут)

План урока

  1. Значение воды для жизнедеятельности живых существ.
  2. Роль воды в жизни человека.
  3. Пресная вода – дефицитный ресурс.
  4. Экологическое состояние Волги.
  5. Как защитить нашу Волгу?
  6. Возможны ли водные войны? (Лекция, работа у доски с физической картой полушарий) (5 минут)

Конспект урока

Вступление учителя.

Тема сегодняшнего урока звучит так: «ВОДА – САМА ЖИЗНЬ». Ребята, обратите внимание, что в конце темы мы не ставим никакого знака препинания. В конце урока мы вернемся к теме и решим с вами вместе, что же нам поставить в конце предложения.

Целью нашего урока будет доказать, что вода – самая распространенное вещество на Земле, требующая особой охраны.

«Картина видимой природы определяется водой. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход самых основных, самых грандиозных процессов». В. И. Вернадский.

Ребята, посмотрите на карту нашей Земли. Чего на ней больше: суши или воды? (Воды) Поэтому-то, первый космонавт Земли Ю. А. Гагарин назвал ее голубой планетой, т. к. именно такой он увидел ее из космоса. Ребята, а сейчас давайте с вами вспомним Царства живой природы и посмотрим, входит ли вода в состав представителей этих Царств.
Вода уникальна и не заменима. Наверное, многим из вас известно, что вода занимает от 80 до 99 % массы растения и около 75 % веса животного. Вы обратили внимание, что не смотря на то, что человек относится к Царству животных, мы выделили его отдельным звеном. Почему? Потому что человек – единственный из живых существ, который сознательно может воздействовать на водные ресурсы. Его организм очень остро реагирует на нарушение водного баланса: потеря 6 – 8 % влаги от веса тела вызывает тяжелые состояния, близкое к обмороку, а если потери достигли 10 – 12 %, то у человека перестает биться сердце.

Вывод: Таким образом, мы можем сделать вывод, что без воды не было бы такого многообразия живых организмов и они не могли бы долгое время существовать на Земле. 

2. Ребята, а где человек использует воду? (Заслушиваются ответы учащихся)
Все ваши ответы можно обобщить в виде схемы:

Вывод: Мы видим, что в какую бы область деятельности человека мы бы не заглянули, везде ему необходима вода.
3. Возникает вопрос: человек знает, что он без воды не сможет прожить? А бережет ли он воду? А какую воду он использует больше: соленую или пресную? А знаете ли вы, что на пресную воду приходится 2, 5 % из общих запасов воды на Земле. Что же может быть источником пресной воды на Земле? ( Ледники, подземная вода, льды, вода болот, рек, озер, атмосферная влага).

Менее 1 % мировых ресурсов пресной воды доступны для использования человеком. Мировые запасы пресной воды не могут быть увеличены, а число ее потребителей постоянно растет. Последние исследования показали, что во всем мире цена на воду очень возросла. За последние 50 лет цены на нефть выросли в 10 раз, а на воду для бытовых нужд – в 100 раз, а на питьевую воду – в 1000 раз.
Давайте посмотрим на схему ежедневного расхода воды:

В быту:

  • Чистка зубов под краном – 7 л,
  • Слив воды в туалете – 20 л,
  • Принятие душа в течение 6 мин. – 100 л,
  • Принятие ванны – 140 л,
  • Мытье посуды под краном – 110 л,
  • Стирка в стиральной машине – 230 л

При выращивании 1 тонны с/х растений:

  • Пшеницы – 1, 5 тыс. т,
  • Риса – 7 тыс. т,
  • Хлопка – 10 тыс. т

При производстве 1 тонны промышленной продукции:

  • Угля – 2 т,
  • Нефти – 18 т,
  • Бумаги – 200 т,
  • Никеля – 800 т,
  • Вискозного шелка – 1 500 т

Вывод: Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна, цены на воду увеличиваются в тысячи раз. Не зря 2003 год был объявлен ООН Всемирным годом пресной воды. А 22 марта каждый год отмечается Всемирный день воды.
Было подсчитано, что к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в странах, испытывающих умеренную или серьезную нехватку воды.
4. А теперь давайте немного сузим рамки нашей сегодняшней беседы. Чтобы понять, что проблема загрязнения пресной воды существует, нам достаточно с вами вспомнить, что наш город Саратов стоит на самой крупной реке в Европе Волге.
Бассейн Волги покрывает всю территорию Саратовской области. В его пределах протекает 350 притоков Волги, их общая протяженность 12 тыс. км. Сама Волга, протекая через территорию с севера на юг, представлена двумя водохранилищами:

  • Саратовским
  • Волгоградским

Их длина в границах нашего региона составляет 420 км. Итогом их строительства стали такие явления, как оползни и разрушение берегов. Причина – в колебании уровня вследствие работы системы водохранилищ (днем вода сбрасывается, ночью – накапливается).
На территории водохранилищ много участков, где ширина зеркала воды достигает 20 км и большие, постоянные ветры над этим зеркалом поднимают волны до 3 – 4 м высотой, которые силой накопленной энергии бьют в берег.
На отдельных участках левобережья ежегодно съедается до 5 – 8 метров территории в год. За 30 лет существования водохранилищ сотни млн. тонн почвы и горных пород попали в Волгу, многие пункты Левобережья потеряли целые улицы с жилыми домами. В результате загрязнения воды взвешенными частицами рыба уходит с тех пор мест, где ранее обитала и метала икру.
Готовясь к этому уроку я предложила ребятам поработать над двумя темами для проектов.

Первый проект мы назвали «Водолаз».
Для того чтобы нагляднее осветить тему нашего проекта, мы решили представить себя в роли водолазов и спуститься на дно Волги. Что же мы там увидели? В результате наших исследований, изучая дно Волги мы обнаружили, что там, наряду с водными растениями и животными, появилось огромное множество новых жителей.
К ним относятся:

  • Бытовой мусор
  • Затонувшие корабли с грузом.

В акватории Волги сейчас ржавеют в затопленном состоянии не менее 63 единиц брошенных речных судов. Некоторые экологи считают, что такое количество бесхозного железа в воде может нанести серьезный вред экологии нашего региона. Идет коррозия металла, вытекает оставшееся топливо. Вокруг таких кораблей вода отравляется продуктами распада. А подъем затонувшего судна – дело дорогостоящее. Собственнику судна подъем «утопшего имущества» влетит в копеечку.

  • Самолеты со времен ВОВ
  • Мазут, нефтепродукты

Вывод: В результате работы над данным проектом мы пришли к выводу, что в Волгу десятилетиями сбрасываются промышленные стоки, отходы жилищно-коммунального сектора, целые «букеты» таблицы Менделеева: тяжелые металлы, нитраты. В Волге много затопленных судов, свалки мусора, которые могут стать источником инфекционных заболеваний.
Но, оказывается, помимо мусора, отходов промышленных предприятий в Волге стали встречаться и новые виды животных. И это стало темой нашего второго проекта «Кто сегодня плавает в Волге?»
В газете «Комсомольская правда» мы встретили статью «Откуда краб на Волге?!» Из нее мы узнали, что в конце октября прошлого года житель Ярославля поймал необычную рыбу черного цвета длиной 20 см и плоскую как блин. Он отнес ее в Институт биологии внутренних вод РАН. Так впервые был задокументирован факт вылова в Волге речной камбалы.
Раньше считалось, что она обитает только в Крыму и на Дальнем Востоке. Несколько лет назад такой факт вызвал бы небывалое оживление у ученых. Но сейчас они отнеслись к этой истории без особого энтузиазма. Потому что рыба из дальних краев ныне идет в Волгу стройными косяками. И камбала – не самая экзотическая находка.
Но разве может она устоять против десятка крабов, выловленных в Волге учеными в прошлом году? Или против экзотической рыбы-иглы, которая заполнила реки и озера Волжского бассейна настолько, что дети ловят ее сачками на отмелях. Или Каспийской сельди – тюльки. Если бы кто-нибудь из биологов 10 лет назад заикнулся о том, что в реках северо-западной России рыбаки будут ловить селедку сетями, коллеги сочли бы его сумасшедшим. В этом году впервые на Волге стали выдавать лицензии на промышленный лов сельди.
Считалось, что крабы в пресной воде размножаться не могут. Но в ноябре прошлого года в Волге была выловлена самка с икрой.
В результате нашей работы мы составили схему, которую назвали «Кто сегодня плавает в Волге?»

Вывод: таким образом мы видим, что началось формирование новой экосистемы, в которой стали появляться новые виды животных.
5. Ребята, как вы думаете, есть ли и позитивные прогнозы?
С 1993 года, в связи с упадком производства в стране, объем сбрасываемых вод от промышленных предприятий в Саратовской области уменьшился на 15 %. Многие опасные производства стали переходить на безопасные очистные сооружения с замкнуто-оборотной системой, когда грязные отходы не сбрасываются в Волгу.
В Новоузенске и Степном строятся эффективные модульные очистные сооружения. Проводятся ремонтно-восстановительные работы и на старых системах в Балакове, Балашове, Ртищеве.

Вывод: Нужно увеличить количество очистных сооружений и уменьшить количество сточных вод в Волгу.

6. Давайте еще раз посмотрим на карту. Скажите мне, пожалуйста, равномерно ли распределена вода на Земле? (Нет). Как вы думаете, к чему это может привести? А возможны ли водные войны? А как вы считаете, начались ли уже водные войны? (Да). Давайте отметим на карте те страны, где уже идут водные войны (Учитель с помощью цветных флажков отмечает те реки, где идут водные войны)..
За последние 50 лет конфликтов на этой почве отмечалось 507, из них 37 повлекли за собой применение силы.
Треть из насчитывающихся в мире 263-х водных бассейнов принадлежат более чем двум странам, а 19 – более пяти. Многие страны Африки, Южной Америки и Ближнего Востока более чем на половину зависят от зарубежной воды.
По заключению экспертов ООН самое высокое качество воды сегодня обеспечено в Финляндии, Канаде и Новой Зеландии (Россия – седьмая), самое низкое – в Бельгии, Марокко и Индии.
По ее запасам на душу населения лидирует Дания, а Россия в этом списке не входит даже в первую десятку, так что, похоже, пора пересматривать сложившиеся в сознании россиян о наших неисчерпаемых богатствах и в этой области. Хуже всего обеспечены водой Кувейт, Палестина и ОАЭ. Среди развитых стран самая дорогая вода в Германии ($ 2 за 1 куб. м.), самая дешевая – в Канаде ($ 0, 4).

Приведем несколько примеров.

Ртищево. Здесь произошла вспышка вирусного гепатита. За несколько дней заболело более 100 человек. Ее вызвало употребление населением некачественной воды из водозабора из реки Хопер.
Серпухов. В начале 2003 года было выявлено 132 случая заболевания вирусным гепатитом А, причем в 11 случаях от инфекций пострадали дети до 14 лет. Причиной вспышки стало попадание возбудителя болезни в проржавевшую систему водоснабжения в месте со сточными водами из Оки.

Вывод: Таким образом, становится очевидным, что пренебрежительное и халатное отношение к воде привело к возникновению нового вида войн. Не надо изобретать новое оружие и ракеты, достаточно загрязнить обычную питьевую воду. Плохой водой даже можно уничтожить нацию

  • Закрепление знаний. (15 минут)

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь».
Теперь давайте вернемся к теме нашего урока и решим с вами какой же знак препинания нужно поставить в конце предложения?
Ребята решили поставить в конце предложения восклицательный знак.
В заключении давайте проведем деловую игру. Представим себе, что каждый из вас на несколько минут стал мэром города. Что вы можете предложить для водосбережения в быту и повышения качества питьевой воды? (Заслушиваются ответы учащихся).

Вывод: Все меры, предложенные нашими мэрами, эффективны. Добавлю лишь то, что в тех случаях, когда отсутствует возможность повысить качество водопроводной питьевой воды, приходится использовать бутилированную воду, извлеченную из земных глубин. Не стоит забывать и о бытовых фильтрах для очистки водопроводной воды.

Предлагаю  вам назвать пословицы и поговорки о воде и предлагаю Вам предложить правила, обеспечивающие вашу экологическую безопасность, связанную с использованием пресной воды.

  • Подведение итогов.
  • Выставление оценокэ
  •  Домашнее задание. ( По типу способностей)
  1. Лингвистический тип – составить интервью с Президентом РФ о насущных экологических проблемах.
  2. Логические и математический тип – проанализировать экологическую информацию из газет, решить экологическую задачу (см. учебник стр. 45)
  3. Музыкальный тип – найти и проследить тему природы в музыкальных произведения классиков.

Используемая литература

  1. Глобальная экология. Учеб. для 10 – 11 кл. профил. шк. / Н. Ф. Винокурова, В. В. Трушин – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 270 с.: ил., карт.
  2. Будьков С. Т. Мы обязаны спасти Волгу. // География в школе. – 1994 – № 5 – С. 15 – 20.
  3. Елдышев Ю. И. Удастся ли избежать водных войн? // Экология и жизнь. – 2003 - № 3 – С. 56 – 59.
  4. Лаврушина Ю. А., Бахарева Н. Ю. Проблема качества питьевой воды. // Зеленый мир – 2004 – № 78 – С. 14 – 15.
  5. Иванов С. М. Корабли  постоят и ложатся на дно. / АИФ – 2002 – № 12 – С. 9. [Саратов].
  6. Кирсанов А. Д. Откуда краб на Волге? / Комсомольская правда – 2002 – 23 августа – С. 14 – 15.
  7. www.rambler.ru
  8. www.google.ru