Совместная деятельность школьной библиотеки и семьи по возрождению традиции семейного чтения

Разделы: Организация школьной библиотеки


Цель работы библиотеки: содействие образовательному учреждению в  формировании гармонично развитой личности,  воспитанию потребности пользования библиотекой для самообразования, расширения кругозора, организации досуга.

Задачи:

  • развитие  традиции семейного чтения, содействующего укреплению    авторитета семьи как социального института;
  • развитие и поддержка читательского интереса в семьях учащихся;
  • пропаганда книги как источника нравственного, эстетического, гражданско-патриотического воспитания.

Введение

На сегодняшний день приоритетным направлением в работе является организация совместной деятельности семьи и библиотеки при формировании гармонично развитой личности.  Большой потенциал решения этой задачи находится в семье. Издавна русский народ ценил силу Слова; детскую книгу сравнивали с ключом, открывающим двери в сокровищницы мудрости и богатства, с лестницей, ведущей к вершинам образованности, к почету и славе. Родители и педагоги всех времен стремились к тому, чтобы обученные грамоте дети были как можно более начитанными.
В нашей школе семья рассматривается как социальная ценность, основное предназначение  которой - передавать от поколения к поколению лучшие традиции, в том числе и семейного чтения. Традиция формировалась на протяжении нескольких лет из  запросов родителей и их детей.  По результатам анкетирования учащихся 1-4 классов выявлен низкий уровень интереса родителей к совместному чтению. Это объясняется в первую очередь социальным статусом семей: большинство родителей не имеют профессионального образования, главной заботой считают создание материальной базы семьи.  Обсуждение проблемы первоначально прошло на  заседании общешкольного родительского комитета (2006 г.), районном семинаре «Школа – школе» (2007 г.). В ходе откровенного разговора между представителями поколений о досуге молодежи  поселения  было найдено компромиссное решение: организовать клуб «Семейная гостиная».

2008 год объявлен Годом семьи. В  рамках акции в январе 2008 года было проведено первое заседание клуба. Это было собрание из нескольких семейных пар с детьми, которые отдавали предпочтение книге как средству организации досуга. На сегодняшний день это многочисленная группа единомышленников, состоящая из родителей и их детей, школьного библиотекаря, представителей школьной  администрации, педагогического коллектива, школьного  музея, психологической службы. В организации  деятельности «Семейной гостиной» принимают участие работники учреждений, занимающихся проблемами семьи и детского досуга поселения: муниципальной библиотеки, МУП «Кедр», МДОУ «Брусничка», МО «Тубинское поселение», Тубинский лесхоз. Мы смогли заинтересовать юных читателей, которые стали активными помощниками во всех начинаниях взрослых.
На заседаниях  клуба проходят оживленные дискуссии о месте и роли книги в современной семье. Участники приходят к выводу о том,  что  современный подросток, не читающий книги, но увлекающийся современными средствами получения информации, не является настоящим читателем. Таким образом, одним из главных направлений деятельности клуба стало приобщение родителей и детей  к книге и к чтению как средству сплочения семьи и организации семейного досуга.

Достижение  цели   осуществляется через следующие задачи:

  • сформировать в сознании родителей представление о творческих, интеллектуальных  возможностях детей как читателей;
  • содействовать совместному творчеству родителей и детей;
  • защитить душу и ум ребенка от телевизионного и компьютерного негатива;
  • помочь родителям в организации семейного досугового чтения.

Основными принципами деятельности «Семейной гостиной» стали открытость – любой желающий может посетить любое заседание, стать его участником; добровольностьпосещения гостиной, неформальность общения. Используются различные формы встреч: конкурсные программы, викторины, выход на природу, игры, деловые встречи, совместные  просмотры кинофильмов и мультфильмов с последующим обсуждением, чаепития, на которых не только обсуждается прошедшая встреча,  но и  обдумываются формы, тематика следующей.
Школьной библиотекой разработана тематика родительских собраний в начальной школе по пропаганде книги и привлечения семей к чтению. Но достичь желаемого результата библиотекарю в одиночку было трудно. Поэтому создание добровольной общественной организации – клуба «Семейная гостиная» -  стало не только новой, нетрадиционной формой сотрудничества семьи и школы, но и реальным решением  проблемы приобщения взрослых к воспитанию детей.  Члены клуба ввели в традицию встречи с родителями 1 – 4 классов с целью дать представление о путях и методах приобщения детей младшего школьного возраста к книге и чтению по следующей тематике:

  1. «Давайте познакомимся!».  Знакомство со школьной библиотекой.
  2.  «Наша домашняя библиотека».  О формировании домашней библиотеки.
  3. «Читаем вместе». Об организации громкого чтения в семье.
  4. «Влияние разностороннего детского чтения на воспитание культуры семейных отношений». Пропаганда литературы для чтения в помощь воспитанию в семье.
  5. «Как организовать семейное чтение?»  Обмен опытом.
  6. «Книга и душевное здоровье ребенка» Что и как читает ребенок.

Встречи проходили в непринужденной обстановке, располагающей к откровенному разговору. В подготовке таких встреч принимали участие и дети. Вместе  с родителями они продумывали оформление библиотеки, готовили выставки и озвучивали их, создавали компьютерные презентации.

Основная часть

Первый год работы нашего клуба был организационным: формировался актив клуба, подбиралась тематика заседаний с учетом календаря знаменательных дат в России и мире. Одно из заседаний было посвящено книге – юбиляру «Собака Баскервилей» Конан Дойла с просмотром кинофильма. В ходе просмотра желающие ответили на вопросы викторины.  Подготовка заседания клуба по теме«Знакомьтесь - это моя семья» шла на протяжении нескольких недель: через уроки русского языка и литературы (сочинения школьников  о  своей семье), индивидуальные консультации учителей, библиотекаря для родителей (написание сочинений о своих детях); встречи родителей с психологом (изучение уровня удовлетворенности родителей и детей внутрисемейными отношениями). Во время подготовки использовались материалы электронного учебника «Символика России». В разделе «История Российских наград» было найдено изображение  Креста для священника, который представила участникам встречи одна из семей. Крест хранился с другими наградами их дедушки, и в семье о нем ничего не знали. Встречу на тему «Книжка из моего детства» взрослые подготовили втайне от детей. Сколько нового и интересного ребята узнали не только о любимых книгах родителей, но и о них самих. На таких встречах дети видят, какими замечательными рассказчиками становятся их мамы и папы, если перед ними раскрыта книга.
Наш клуб очень молод. Он находится в творческом поиске новых форм привлечения жителей поселения – родителей и их знакомых к восприятию книги как необходимого атрибута семейной жизни. Несмотря на низкий социальный уровень большинства семей, занятость родителей – клуб не распался. Презентация его деятельности за первый год существования прошла на общешкольном родительском собрании.

Деятельность библиотеки не ограничивается работой клуба «Семейная гостиная» и направлена в целом на укрепление партнерства со всеми родителями учебного заведения в организации семейного чтения. В этом направлении используются и традиционные  методы приобщения к книге: беседы, рассказывание, чтение вслух, отгадывание загадок, домашние театрализованные представления и др. В ходе записи нового читателя в библиотеку определяется не только уровень его кругозора и подготовленности к работе с книгой, но и степень читательской активности в семье. Создается настрой на положительную мотивацию к чтению, развитие познавательных интересов, на прочтение произведения  с родителями, старшими или младшими  детьми в семье. При возврате книги беседапозволяет определить уровень восприятия, эмоциональное и воспитательное воздействие содержания на читателя и членов его семьи. Обязательно уточняется,  с кем именно в семье была прочитана книга, какие наиболее интересные вопросы обсуждались, рекомендовал бы читатель прочесть эту книгу в другой семье. При составлениииндивидуального списка для досугового чтения учитываются  пожелания родителей. Связь с родителями поддерживается через детей, учителей, собрания, посещения библиотеки родителями, мероприятия. Заявки от родителей на нужные документы принимаются лично и по телефону. Взаимоотношения складываются  по схеме «ученик – родитель – библиотекарь».

Школьная библиотека формирует представление родителей об их ведущей роли в организации семейных чтений. Главная  задача - создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления. В процессе совместного чтения произведения происходит духовно-нравственное единение  взрослых и детей, определяются приоритеты общения и взаимоотношений с окружающим обществом, во многом определяющие жизненный путь ребенка, осознание семьей своей культурной, социальной значимости в обществе. Отсюда вытекает решение не просто привлечь родителей в библиотеку, но и оказать им грамотную информационную помощь. Совместно с муниципальной библиотекой составлены библиографические указатели: «Отдыхаем всей семьей»,  «Прочитаем вместе», проведены родительские собрания: «Что и как читать с ребенком», «Как воспитывать настоящего читателя».  Индивидуальные консультации для родителей по организации досугового чтения в семье проводятся библиотекарем, педагогами, психологом.

Дифференцированный подход к пользователям является основополагающим в работе библиотеки. Учет индивидуальных предпочтений читателей способствуют стабильно высокому уровню читательской активности. Грамотный подход  библиотеки к  содействию в реализации образовательных программ  в школе дает возможность  развития классных коллективов по индивидуальному плану. Так классы коррекции больше предпочитают игровые формы занятий, а коллективы, обучающиеся по экспериментальной программе «Школа 2100» - интеллектуальные.

Проблемные дети и их родители составляют особый контингент пользователей. Библиотекарем проводится диагностика чтения у детей этой группы с целью определения уровня чтения, анализ читательских формуляров, анкетирование, которое позволяет узнать интересы детей и их родителей, выявить какое место занимает чтение в их семье. На основе полученных данных  библиотекарь рекомендует нужную книгу, помогает написать сообщение или доклад, поддерживает связь с родителями и оказывает помощь в подборе необходимой педагогической литературы.  Такие дети и родители стараются не участвовать в  мероприятиях, но охотно помогают  в его подготовке: подборе литературы под руководством библиотекаря, оформительских работах, изготовлении наглядности.
Разнообразие форм работы с детьми и взрослыми, учет возрастных и индивидуальных особенностей читателя помогают установить контакт между руководителем детским чтением и читателем. Расстановка фонда с учетом возрастных особенностей пользователей, открытый доступ, создание условий для обеспечения индивидуальных, групповых занятий учащихся,  совместной деятельности родителей и детей,  - все это способствует привлечению читателей в библиотеку и развитию детского чтения.

В рамках организации школьного самоуправления библиотекавходит в состав  комитета  «Культура» через деятельность  клуба «Светлячок». Активом библиотеки совместно с родителями ведется летопись библиотеки,  проводятся культурно-массовые мероприятия (акции, конкурсы, викторины, агитбригады и др.) Замечательным стимулом к семейному чтению служат издания школьных газет  органов самоуправления «Солнечный город» (1-4 классы) и «Лидер» (5 -11 классы). Свой первый литературный опыт ребята могут прочесть и обсудить вместе с родителями, а также выбрать тему следующей заметки и даже стать ее автором. Для этого в компьютере библиотеки имеется специальная программа, куда любой желающий может поместить свой материал. Через школьные газеты библиотека рекламирует книги для семейного чтения, информирует родителей о начале подписки на периодические издания, дает рекомендации, проводит семейные викторины и конкурсы.  Новой формой работы стало распространение рекламных листовок «Прочтите детям книгу из нового поступления», «Подпишитесь на детский журнал», «Подписка началась»; памяток для родителей: «Обсуждаем книгу».

Формирование нравственных взаимоотношений у детей в семье происходит, прежде всего, в процессе совместного участия в общем деле всех ее членов. Обдумывание замыслов, общая ответственность и взаимопомощь сближают семью, способствуют формированию у них бережного, доброжелательного отношения друг к другу.
На первом библиотечном уроке маленькие читатели получают подарок -  поделку из бумаги - «щелкающий клюв», который дома они с родителями могут превратить в мышку, лягушку и другие фигуры. Это первое объединяющее семью дело, в ходе которого родители получают возможность вместе с детьми проявить творчество, фантазию.  В библиотеке  постоянно действуют тематические выставки семейных рисунков: «Герои любимых сказок», «Наш край родной», «Космос вчера, сегодня, завтра», «Иллюстрируем веселые стихи» и др.
Большое воспитательное значение имеет эмоциональная настроенность читателя на восприятие красоты природы. Сочетание личных наблюдений с выразительным чтением стихов русских поэтов оставляют неизгладимое впечатление в душе ребенка. Интегрированный урок на  школьной «поляне Здоровья»«Здравствуй, осень золотая!» вызвал у школьников много положительных эмоций. Экскурсии в зимний лес читатели называют «Путешествием в сказку». После таких уроков и экскурсий рождается много стихов и сказочных историй, созданныхдетьми вместе с родителями, которые затем оформляются библиотекарем в тематические подборки. Школьный музей часто становится местом семейных встреч. Так библиотекарем была организована встреча в школьном музее с мамой ученицы 3 класса, которая познакомила ребят со старинными колыбельными песнями. Окунувшись в старину, они почувствовали красоту  и мелодичность русских песен. Имели возможность покачать в люльке куклу и спеть ей колыбельную. 

Так, обучающиеся  5-7 классов стали участниками дискуссии «Мы в ответе за нашу планету»с работниками  ОГУ «Тубинский лесхоз», родителями и членами школьного лесничества. Совместно с родителями была организована викторина по книге А.Н Толстого «Сказка о золотом ключике или приключения  Буратино», «Папа, мама, я – читающая семья» - конкурс читающих семей, «Книжка – спутник нашей семьи» - семейный праздник, «Книги с которыми весело» - игровая программа по произведениям писателей – юбиляров Николая Носова и Виктора Драгунского.

Подготовительная работа включает совместное чтение произведений в семье, выполнение домашних заданий.
Родители делятся опытом организации досуга, семейного отдыха на свежем воздухе, проведения дней рождения своих детей. Досуг – богатство семьи.Занятия в свободное время помогают развивать эрудицию, проверить смекалку. Книгу можно не только читать, но использовать как союзника, который оказывает помощь в организации здорового образа жизни, создании полезных в домашнем обиходе самоделок, проведении семейных праздников. Родители делятся опытом организации досуга, отдыха на свежем воздухе, проведения дней рождения своих детей. Семейный праздник в библиотеке послужил началом сбора описания игр, которые проводятся в семьях. Итогом стала исследовательская работа ученицы 4 класса  под руководством мамы «Игры нашего двора», занявшая I место на районной НПК «Юный исследователь» (2008г.). В помощь читателям разного возраста в библиотеке оформлена постоянно действующая выставка «Мы выбираем жизнь». Большой популярностью среди родителей и их детей пользуются издания серий: «Туризм – лучший отдых», «Родителям о детях» и «Физкультурная библиотечка родителей», книга «Досуг в кругу семьи».

В рамках мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения библиотекой широко освещалось празднование 40-летнего юбилея Усть-Илимского района: тематические выставки, «Экскурсии по родному краю», устный журнал «Город мечты»,  посещение городского краеведческого музея г. Усть-Илимска.Все мероприятия проводились при активном участии родителей. 

Формирование духовно – нравственных отношений читателя зависит от того, будут ли его отношения с окружающими строиться на основе доброжелательности, умения сопереживать другим людям. После просмотра мультфильма «Цветик - семицветик» по сказке В. Катаева и его обсуждения каждому читателю был выдан «семицветик» и предложено дома с родителями написать семь желаний. При подведении итогов первые места заняли такие ценности как  здоровье,  мир и добро.   Немаловажным в деятельности библиотеки является обучение детей умению формулировать и выражать свою позицию, слушать друг друга, сравнивать свое поведение с поведением другого, правильно оценивать ситуации.Для  помощи родителям в решении этих задач созданы подборки литературы по темам: «Отношение к труду и людям труда», «Моя Родина краше всех», «О товариществе и дружбе», «О доброте, честности и справедливости».

Заключение

2007 год был объявлен Годом чтения.  Библиотекой  и МО учителей гуманитарного цикла проведены мероприятия по возрождению традиции громких чтений: создана группа чтецов, которая  в течение года работала с учащимися 1-6 классов и принимала  активное участие в работе «Семейной гостиной». Для прослушивания произведений классиков в исполнении профессиональных артистов был задействован школьный радиоузел. Первые громкие чтения прошли в рамках программы «Всероссийского урока чтения» под названием «Знакомимся с писателями – земляками».

Цель мероприятия: всемерная поддержка чтения как важнейшего элемента культуры, инструмента повышения интеллектуального потенциала, роста творческой активностиучащихся. Выступления по радио со стихотворениями известных авторов, собственными творческими работами  вошли в традицию.
В течение многих лет библиотекарь является активным участником общешкольных и классных родительских собраний, мероприятий, заседанийобщешкольного родительского комитета сприглашением представителей МО «Тубинское поселение», медицинской службы поселения, учреждений культуры. Для информационной поддержки мероприятий библиотекарем оформляются тематические выставки. Так выставка «Государство и семья» познакомила участников встречи со следующими документами: «Указом Президента РФ «О проведении в Российской федерации Года семьи», «Семейным кодеком РФ», информационным письмом Министерства образования и науки. «О концепции государственной политики в отношении молодой семьи», статьи в прессе, раскрывающие вопросы семьи; выставка «Педагоги всех времен о семейном воспитании» была представлена работами выдающихся педагогов и писателей по вопросам семейного воспитания: К.Д.  Ушинского, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинского, Л.Н.Толстого, А.С. Макаренко, С.Л. Соловейчика.  Родители имеют возможность взять книги с выставки домой. На встрече под названием «Сделай свой выбор» (профориентационное мероприятие с участием представителей предприятий поселения, образовательных учреждений г. Усть-Илимска, 2007г) родители, выпускники и старшеклассники познакомились не только с перечнем учебных заведений г. Усть-Илимска, но и с условиями обучения, отдыха и проживания студентов.

И все же в деятельности библиотеки на сегодняшний день существуют проблемы, которые препятствуют более эффективной организации работы библиотеки:

  • малые поступления литературы для досугового чтения;
  • необходимость расширения помещения библиотеки для создания отдельного читального зала
  • отсутствие  современной аудио- и видеоаппаратуры.

Для частичного решения проблем библиотека совместно с родителями приступила к сбору литературы для создания фонда прочитанных читателями дома книг «Читатель –  читателю», проводит акцию «Подари библиотеке книгу».  Положено начало формированию фонда кинофильмов для семейного просмотра.
Накопленный опыт работы по возрождению семейного чтения  библиотекарь в системе представляет коллегам и педагогам на местном и районном уровне, родительской и поселковой общественности.

Результаты свидетельствуют о том, что повседневным, кропотливым трудом  коллективу образовательного учреждения, библиотекарю, социуму удалось добиться ощутимых результатов: высокого уровня (98%) посещаемости учащимися школьной библиотеки, увеличения количества родителей – пользователей, привлечения их к совместной деятельности со своими детьми, к исследовательской работе, к организации полноценного семейного досуга. Родители стали активными помощниками библиотекаря: проводят рейды по проверке сохранности учебников, организуют приемку  книг по окончании  учебного года, являются инициаторами и участниками многих массовых мероприятий.