Использование ИКТ на занятиях изобразительной деятельностью

Разделы: МХК и ИЗО


С момента отделения человека от мира животных он пытается передавать информацию с помощью разнообразных средств коммуникации: пламенем костра, звуком барабана, но даже когда люди жили в пещерах и занимались собирательством, они понимали, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Об этом свидетельствуют красочные наскальные рисунки со сценами удачной охоты с ритуальными изображениями животных и идолов.

Прошли тысячелетия, появились письменность и книгопечатание, человек полетел в космос. Но, по прежнему, мы больше доверяем своим глазам.

В школе для оптимизации образовательного процесса необходимо применять наглядный метод обучения. Учителя на уроках стараются использовать разнообразные технические средства обучения: иллюстрации, технологические карт, совершенно недавно для этих целей использовали аудио и видео аппаратуру – кинопроекторы, диапроекторы, магнитофоны, телевизоры, видеомагнитофоны, DVD-проигрыватели.

Но время не стоит на месте, и в современных условиях, когда компьютеры окружают маленьких детей с рождения: и дома, и в детских садах, и у врача. В магазинах игрушек целые стеллажи заставлены игрушечными роботами и детскими компьютерными играми, это любимые занятия детей. 5-6 летний малыш уже свободно общается с персональным компьютером. А ведь играть на компьютере не просто, здесь нужна хорошая реакция и глазомер, и умение ориентироваться в сложной обстановке, и высокая скорость принятия правильного решения, от которого подчас зависит судьба ведомого тобой космического корабля или гоночного автомобиля. Игр имеется множество и на любой вкус: от опасных приключений в джунглях до футбола, тенниса или шахмат, в которые компьютер играет довольно таки не плохо. И в школе без компьютера не обходятся почти ни на одном уроке, так как мультимедийные функции успешно совмещаются именно в нём.

Основной задачей предметов изобразительного искусства и МХК является приобщение детей к миру искусства, формирование пространственного воображения, развитие навыков творческого восприятия окружающего мира и умение передавать своё отношение к нему на листе бумаги при помощи различных художественных средств. Поэтому для эффективной работы считаю необходимым использования на своих уроках мультимедийной установки. Использование ИКТ в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого, нравственного развития учащихся.

Основная цель использования ИКТ в процессе обучения – это:

  1. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
  2. Формирование эмоционального поля взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.
  3. Развитие материально-технической базы процесса обучения.

Задачи использования ИКТ в процессе обучения:

  1. Широкое использование ИКТ в учебном процессе на предметных уроках.
  2. Применение ИКТ в научно-методической работе.
  3. Активное внедрение ИКТ во все области образовательного процесса.
  4. Создавать условия для усиления междисциплинарных связей в обучении.
  5. Создавать условия для снижения перегрузок учащихся за счёт более эффективного использования ИКТ.

Использование компьютера в школе можно вести по нескольким направлениям:

  1. Это компьютер в качестве администратора работы учителя. Ни для кого не секрет, что в последнее время помимо разработок уроков, календарно – тематических планов, с преподавателя требуется большое количество бумажной отчетности, как предметника, так и классного руководителя. Для этого в операционной системе Microsoft Windows и Microsoft XP можно создать предметные папки по направлениям педагогической работы. Они позволяют сохранять и быстро находить файл с документами.
  2. Хранение в компьютере разработок уроков. Папки по предметам могут содержать календарно-тематические планы со стандартами. Листы-раскраски для уроков изобразительного искусства, которые для учащихся начальных классов можно распечатать, а для 5-ти классников через сканер разместить на мониторе и «раскрасить» – сделать заливку цветом или совершить другую операцию при помощи программы Paint.
  3. Необходимые иллюстрации, аудио и видео фрагменты можно собрать для уроков в программе Power Point.
  4. Создание технологических таблиц при помощи сканера. Таким образом, применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроке. (См. Приложение 1)
  5. Благодаря комплексу мультимедийных возможностей компьютера и образовательных дисков, работа по созданию уроков с применением ИКТ становиться увлекательной для самого учителя. Диск содержит большое количество информации по предмету, делая процесс обучения более эффективным и увлекательным для учеников.

Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видео сюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так, что учебный материал с этих дисков можно использовать независимо от программы. Собирая нужные документы в предметных папках к каждому уроку можно использовать их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использование программы презентации Power Point. (См. Приложение 2)

Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материала для урока, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера. В ней предусмотрены различные виды слайдов, содержащие разные формы подачи материалов, и программы для работы с ними, «Текстовый редактор» позволяет включить информацию в виде сообщения или вопросов.

«Графический редактор» используется для демонстрации различных видеофрагментов, карт, диаграмм, иллюстраций. В процессе работы над презентацией информацию размещают в слайдах с присвоением им порядкового номера, в соответствии с которым они и появляются на экране при показе, смена слайдов может осуществляться вручную (щелчком) или автоматически. В последнем случае необходимо установить время нахождения каждого из них на экране. (См. Приложение 3)

Использование на уроках программы Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • Обогащает урок эмоциональной окрашенностью
  • Психологически облегчает процесс усвоения
  • Возбуждает живой интерес к предмету познания
  • Расширяет общий кругозор
  • Возрастает уровень использования наглядных пособий на уроках
  • Повышает производительность труда учителя и ученика на уроке.

Таким образом, все перечисленные функции соответствуют целям образовательного процесса и способствуют восприятию учащимися событий, явлений процессов в динамике, во времени и в пространстве создаётся основа познаний изобразительно – графического мира.

Техническими достоинствами программы Power Point является быстрая манёвренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов, создание динамических алгоритмов по объяснению нового материала и много других мультимедийных возможностей. Дидактическим достоинством программы является создание при просмотре «эффекта присутствия» («это я видел!»), возникает ощущение подлинности, появляется заинтересованность в обучении, желание знать и видеть больше.

Таким образом, новые компьютерные технологии, используемые на уроках в школе, позволяют ярко и образно представить события или эпоху, помогают лучше понять основы какого – либо явления, процесса, расширяют кругозор учащихся. Необходимо показать детям возможности использования компьютера в качестве дорогой игрушки с примитивными «стрелками» и печатной машинки с большим экраном, но сформировать у них устойчивые представления по вопросам применения ИКТ и обучающих программ.

Компьютерные программы – это своего рода помощники учителя, которые помогают равномерно и экономно распоряжаться временем на уроке. Педагога заменить собой они не могут, но расширяя возможности совместного использования на любом этапе урока значительно повышают наглядность урока и заинтересованность учащихся в усвоении новой информации, снижают трудоёмкость обучения и экономят время при подготовке к уроку.

Рекомендации по использованию элементов оформления презентации

Дизайн презентаций оказывает самое непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и ряд других важных показателей. Поэтому дизайн интерфейса обучающей среды не должен разрабатываться на интуитивном уровне. Требуется научно обоснованный, взвешенный и продуманный системный подход. Существует мнение, что наглядный материал не просто некоторая информация в чувственной форме представления, а информационная модель определенного педагогического опыта, которая должна соответствовать требованиям эстетики, эргономики и дизайна.

Одним из основных компонентов дизайна педагогической презентации является учет физиологических особенностей восприятия цветов и форм. К наиболее значимым из них относят:

  • стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия):
    1. красный,
    2. оранжевый,
    3. желтый;
  • дезинтегрирующие(холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке):
    1. фиолетовый,
    2. синий,
    3. голубой,
    4. сине-зеленый;
    5. зеленый;
  • нейтральные цвета:
    1. светло-розовый,
    2. серо-голубой,
    3. желто-зеленый,
    4. коричневый;
  • сочетание двух цветов — цвета знака и цвета фона — существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне);
  • при выборе шрифтовдля вербальной информации следует учитывать, что прописные буквы воспринимаются тяжелее, чем строчные; отношение толщины основных штрихов шрифта к их высоте ориентировочно составляет 1:5; наиболее удобочитаемое отношение размера шрифта к промежуткам между буквами: от 1:0,375 до 1:0,75;
  • наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона:
    1. белый на темно-синем,
    2. лимонно-желтый на пурпурном,
    3. черный на белом,
    4. желтый на синем;
  • белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности
  • любой фоновый рисунок повышает утомляемость глаз обучаемого и снижает эффективность восприятия материала;
  • фон является элементом заднего (второго) плана, должен выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;
  • большое влияние на подсознание человека оказывает мультипликация. Ее воздействие гораздо сильнее, чем действие обычного видео. Четкие, яркие, быстро сменяющиеся картинки легко «впечатываются» в подсознание. Причем, чем короче воздействие, тем оно сильнее;
  • любой нерелевантный движущийся (анимированный) объект понижает восприятие материала, оказывает сильное отвлекающее воздействие, нарушает динамику внимания, поэтому для маленьких детей рекомендуется вставлять их в последнюю очередь
  • включение в качестве фонового сопровождения нерелевантных звуков (песен, мелодий) приводит к быстрой утомляемости обучаемых, рассеиванию внимания и снижению производительности обучения.

Учет указанных особенностей оформления презентации в значительной степени влияет на эффективность восприятия представленной в ней информации.

Презентации — Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3.