Разнообразие форм заключительной части урока

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


В современное время, здоровье человека должно являться приоритетным направлением государственной политики в области образования, согласно Закона Российской Федерации "Об образовании". Исходя из задач, которые диктует нам государство, "заказа" родителей - мы спешим обучить детей чему-то новому, прогрессивному, необходимому для дальнейшей жизни, и как мы считаем перспективному. А о, главном, - здоровье мы почему-то не всегда вспоминаем. По статистике 80-85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Поэтому очень большая ответственность о состоянии здоровья детей лежит на учителях физической культуры.

Вся работа в области физической культуры и спорта направлена на здоровье, его укрепление, на формирование красивой фигуры, и, конечно же, на развитие физических качеств. Любой урок, тренировка строятся по трем разделам: подготовительная, основная и заключительная части:

1. В первую очередь проводится разминка - подготовка организма к нагрузке, запланированной на уроке;

2. Исходя, из задач урока проводится основная часть;

3. А на третью часть в силу объективных и субъективных причин обращается недостаточное внимание.

Третья часть, которая должна быть направлена на восстановление организма после нагрузки и на подготовку учащихся к следующему уроку, по времени длится недолго - всего 3-4 минуты. Но имеет она очень большое значение, поэтому она и должна быть интересной.

В своей практике, в третьей части урока мною используются различные упражнения на внимание, на чувство времени в различных игровых ситуациях, на равновесие, на координацию. Вот некоторые из них:

Игра "Запретное движение": Дети выполняют все движения, кроме запретного - например, руки вверх. Если ребенок нарушил условия, он делает шаг вперед. В конце игры подводятся итоги - кто самый внимательный?

Игра "Кто лучше услышит": Дети становятся в одну шеренгу, закрывают глаза и слушают только голос водящего. Водящим подаются команды различного происхождения: руки вверх, вниз, вперед, шаг влево, шаг левой, налево и.т.д. В конце игры ребята открывают глаза и смотрят кто - где оказался, - всегда бывает очень весело. Также выявляется самый внимательный. Можно усложнять, если у ребят хорошо получается, например, добавить также запретное движение, объединить в пары, разделить на "1 и 2" - первые выполняют одно движение, вторые другое; можно увеличивать скорость проговаривания команд; можно выполнять стоя на одной ноге; можно выполнять строя ребят в две колонны, но тщательно подбирая упражнения.

Все варианты проводятся быстро, непринужденно - после всего ребятам весело, и они отдохнувшие.

Кроме этого можно проводить игры на чувство времени: По команде водящий - учитель засекает время, предварительно говоря ребятам, что через некоторое время (например, 15 с) они делают шаг, вперед поднимая руку. Чтобы быть более сосредоточенными можно попросить закрыть их глаза. Очень хорошо развивается ритм и естественно чувство времени.

Следующая игра на мелкую моторику и, естественно, на координацию движения + интеллект. Рука правая кладется на живот, левая на голову - левая гладит голову, а правая передвигается по часовой стрелке по животу. Потом можно наоборот.

Игры проводятся в любом возрасте и очень хорошо воспринимаются ребятами любого класса. Если ребята хорошо освоили все, можно провести еще одну игру - "Путаница". Водящий также подает команды, но если говорятся слова: левое, влево и.т.д. - ребята должны делать: правое, вправо и.т.д. Также в конце подводятся итоги.

Кроме этих игр можно еще использовать следующие игры:

Игра на восстановление, внимание, чувство "локтя" с соседом, одноклассником, чувство коллективизма. Играющие становятся или в 1 шеренгу, или колонну, по команде ведущего все вместе одновременно должны сделать шаг. Необходимо добиться одновременного выполнения.

Игра "Часы" - 12 становятся в круг. Водящий говорит определенное время. Например: 11 часов 15 минут, те ребята, которые стоят соответственно на 11 часах и 15 минутах, делают хлопок предварительно руками вверх. Ребята делятся на "часы " и " минуты".

Игра "Хлопки" - развивает ритм, внимание. Ребята становятся по кругу. По сигналу водящего ребята начинают хлопать в определенном ритме по кругу (часовой стрелке). Водящий подходит к любому игроку и хлопнет в ладоши. Направление хлопков измениться именно в том направлении, в котором он хлопнул.

Игра "Счет или песня" - развивает чувство ритма, внимание. Играющие стоят в одной шеренге, по хлопку они говорят в определенном ритме 1-2-3. По хлопку они все это делают, молча - по следующему опять вслух. Кто сбился шаг вперед.

Иногда, когда у ребят накопилась физическая усталость или на улице плохая погода, пасмурно, холодно - можно использовать игру "Держи свою мелодию". Ребята стоят в шеренгу и по хлопку начинают петь про себя любую песню, по двойному хлопку - они поют ее вслух, стараясь, перепеть друг друга, кто сбился, тот уходит в сторону, побеждает тот, кто перепевает.

Игра "Память движений" - на внимание, на двигательную память.

Ведущий говорит: 1 - это руки вверх, 2 - это руки вперед, 3 - это руки на голову, 4 - руки на поясницу. Ведущий говорит любую цифру, ребята должны показать движение соответствующее этой цифре. Если не верно - шаг вперед. Подводится итог.

Следующее задание - развивает силовые способности и координацию. Идеомоторная тренировка- напряжение любых мышц по команде преподавателя. Можно развивать силу, координацию, выносливость, реакцию, настойчивость, упорство, характер через следующие упражнения: встать на одну ногу, имитируя движения бегуна и стоять, как можно дольше, по команде поменять и руки, и ноги. Если ребята хорошо справляются можно усложнить - выполнять, закрыв глаза.

Всеми этими играми, упражнениями мною решается задача заключительной части урока, направленная на успокоение ребят после нагрузочной работы. Это очень положительно сказывается на учащихся, т.к. урок физкультуры не всегда стоит в расписании последний. А на практике доказано, что увеличить период оптимальной устойчивой работоспособности организма необходимо за счет практики "перебивки" сложных предметов простыми.