Открытый урок, посвященный Дню города " Роль краеведения в личностном развитии учащихся начальной школы" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


В последние годы краеведение как дисциплина приходит в школы: разрабатываются образовательные программы, проводятся тематические мероприятия. В нашем лицее много лет практикуются воспитательные занятия и уроки с развивающей функцией по краеведению. Это направление обеспечивается циклами занятий, экскурсиями, викторинами, конкурсами.

Учащиеся начальной школы совершают практические занятия-экскурсии: «По главной улице города» (ул.Советская), «Астраханский Кремль», «Экскурсия в Морской садик», экскурсии-прогулки: «Фенологические наблюдения в разное время года». Посещение музеев: «Боевой славы», Краеведческого, Чернышевского, Картинной галереи и др. Посещение промышленных предприятий нашего города и знакомство с трудом людей – на хлебозавод им.Лемисова, трикотажную фабрику, кондитерскую фабрику «Сладости Астрахани». Проводятся выставки рисунков о родном городе. Дети с огромным удовольствием рисуют башни Кремля, скверы и фрагменты зданий. Проводятся конкурсы чтецов. Дети сами сочиняют стихи о своей малой родине: доме, школе, городе.

Ко Дню города каждый год проводятся открытые уроки, конкурсы и викторины, обнаруживающие интерес ребят к родному городу и краю. Полно и живо они рассказывают о животных и растениях дельты реки Волга, о своих поездках в сёла области, о прогулках по старинным улочкам города. Учителя используют на уроках и занятиях видеофильмы об Астрахани, выставки книг в школьной библиотеке, экспозиции школьного музея.

В октябре 2008 года Астрахань отметила свой 450-летний юбилей. Ниже приводится конспект урока математики в 1 классе, посвящённый Дню города.

Оборудование: карта Астраханской области, фотографии с видами города, касса букв и цифр, фотоальбом «Русская живопись 18-первой половины 19 века» (Астраханская картинная галерея имени Б.М.Кустодиева), фотопанно пруда, раздаточный материал (утята, помидоры, огурцы), рисунки (рыбы, геометрический материал, лотосовые поля).

1. Организационный момент

– Дети, давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? (Весёлым, интересным, чтобы узнать что-то новое и т. д.)

2. Актуализация знаний

Чтение с доски стихотворения.
Наш город лучше всех на свете.
Стоит на берегу реки.
По Волге ходят пароходы,
И ловят рыбу рыбаки.
В реке не плавают медузы,
Зато в полях растут арбузы.
Где эти дивные края?..
Так это Астрахань моя!

– В это воскресенье все астраханцы будут отмечать День нашего города! Астрахань – один из старейших городов нижнего Поволжья – насчитывает не одно столетие, это уникальный по своей истории город. Для того чтобы узнать его возраст, надо правильно решить задания и ответы показать в своих кассах (у доски это же задание в классной кассе).

Задачи в стихах.

  • По лесу охотник шёл,
    В чащу, леса он зашёл.
    Повстречались ему здесь
    Заяц, волк, лиса, медведь.
    Звери все до одного
    Убежали от него.
    Сосчитайте всех зверей
    И как можно поскорей. (4)
  • Шесть весёлых медвежат
    За малиной в лес спешат.
    Но один малыш устал,
    От товарищей отстал.
    А теперь ответ найди,
    Сколько мишек впереди? (5)
  • Повезло опять Егорке,
    У реки сидит не зря,
    Два карасика в ведёрке
    И четыре пескаря.
    Но смотрите – у ведёрка
    Появился хитрый кот…
    Сколько рыб домой Егорка
    На уху нам принесёт? (0)

– Если эти три цифры поставить рядом, то получится трёхзначное число. Кто уже может прочитать это число? (450)

3. Повторение пройденного

Рассказ учителя о местонахождении Астраханской области по карте.

Астраханская область находится на юге Восточно-Европейской равнины. Она протянулась неширокой полосой вдоль реки Волга на 420 км. Граничит с Волгоградской областью, Калмыкией, Казахстаном. На юге омывается Каспийским морем. С севера на юг течёт через всю нашу область могучая красавица Волга, которая течёт плавно и в устье делится на множество рек. В дельте реки Волга находится Астраханский заповедник. Если вы правильно решите примеры, и расшифруете ответы, то узнаете, какое растение является жемчужиной-украшением дельты.

Физкультминутка «Пожалуйста». (встаньте, наклоните голову направо, руки на пояс, левую ногу вперёд, подпрыгните 4 раза, сядьте и т. д.)

Одно из красивейших мест нашего города – Астраханский кремль. Постепенно меняется облик города. Красоту и величие Астраханского Кремля дополняют замечательные ансамбли церквей, монастырей, мечетей, возводятся жилые каменные и деревянные строения. Город удивительным образом сочетает в себе строгие классические европейские формы с причудливыми мотивами восточной архитектуры. Вот и мы представим себя в роли архитекторов-конструкторов, которым надо уметь читать чертежи. Сколько и каких геометрических фигур вы видите на этом чертеже.

– А какие вы ещё знаете замечательные места нашего города? (Площадь Ленина, Морской садик, Краеведческий музей, КРК «Октябрь», Лебединое озеро.)

Работа в тетрадях.

– Давайте на нашем пруду дадим возможность поплавать нашим утятам (на доске фотопанно с прорезями, на обратной стороне утят примеры с «окошечками»).

В Астрахани есть замечательная картинная галерея имени Б.М. Кустодиева, которая была открыта в декабре 1918 года. В основу её легла частная коллекция местного уроженца, инженера П.М. Догадина, подарившего государству свыше ста тридцати произведений И.И. Левитана, В.Д. Поленова, К.А. Коровина, В.А. Серова, Н.К. Рериха и др. известных художников. В настоящее время экспозиция развёрнута в двадцати залах, в фондах музея хранится более одиннадцати тысяч экспонатов. А сейчас мы с вами попробуем себя в роли художников-графиков.

В тетрадях графический диктант.

  1. Две клетки вверх.
  2. Одна клетка наискосок вниз влево.
  3. Одна клетка наискосок вверх вправо.
  4. Две клетки вниз.
  5. Две клетки вправо.

Продолжите узор. На что похож наш узор? (На стены нашего Кремля.)

Сравнение предметов.

  • А какими овощами и ягодами знаменита наша область? (Арбузами, томатами…)
  • Сравните количество помидоров и огурцов.
  • Почему?
  • Как сделать, чтобы их стало поровну?

Задание на внимательность.

– Астрахань – это город рыбаков. Вот такой улов был у одного рыбака. Найдите 2 одинаковые рыбы.

4. Итог урока. Рефлексия деятельности

– Поделитесь своими чувствами об уроке (подумайте 1 минуту)? Что нового узнали?