Литература (уроки по литературному краеведению)

Разделы: Литература


Урок №1. “Строкой любви и состраданья” (Юрий Асмолов. Личность поэта.

Знакомство с лирикой)

Цель:

  • продолжить воспитание духовно-нравственных традиций у школьников 9-х классов,
  • расширить границы факультативного курса "Связь времён",
  • познакомить с творчеством и личностью поэта-земляка Ю. Асмолова,
  • формировать у учащихся компетенции.

Оборудование: выставка книг поэта, портрет писателя, детские рисунки, магнитофонная запись музыки, цветные фотографии из современных журналов

Поэзия - не только "восторг любви", но в первую очередь - сочувствие.

Ю. Асмолов

Ход урока

Звучат начальные такты музыки (песня в исполнении С.Беликова "Моя деревня")

  1. Вступительное СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Мы расширяем границы факультативного курса "Связь времён", знакомимся со сборником стихов курского поэта Юрия Асмолова "Строкой любви и состраданья". Так я и назвала наш урок. Обратите внимание на эпиграф. Это слова самого автора. А так ли это?
  2. Вы уже держали в руках книгу нашего современника и земляка, дома имели возможность прочитать её и даже выполнить определённые задания в соответствии со своими пристрастиями и возможностями.

  3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА по восприятию стихотворений. Читая книгу, каждый нашёл в ней что-то своё. Образовалась группа историографов, литературоведов, оформителей и текстологов
  1. О каких находках расскажут историографы? Что важного для истории почерпнули вы в сборнике? Учащиеся освещают подготовленные ими дома исследовательские вопросы
  2. Биографические сведения об авторе, его корнях и родстве. /Родился 3.02.1961 года в г.Курске. Но так как родители,
    недавно переселившиеся из близлежащих деревень Фатежского района, мыкались по чужим квартирам и общежитиям. 9-месячного малыша отвезли на родину отца - и с. Молотычи, где он и прожил раннее детство с бабушкой и дедушкой, окруженный их заботой и любовью. Ещё в школьные годы приобрел профессию шофёра, окончил летные курсы при ДОСААФ, потом служба в армии; после - сельхозинститут, приобрёл профессию инженера-механика и 5 лет работал в одном из пригородных колхозов. А теперь Агроснаб, где ныне поэт работает главным инженером и "шоферит по бесплатному совместительству" на ближних и дальних расстояниях.

Огромные российские пространства, хорошее знание жизни в глубинке, широта кругозора и кровное родства с курской землёй - вот где подглядел поэт сюжеты своих стихотворений, вот откуда черпает он свое' вдохновение, В его стихах отразились впечатления детства, все, что впитал он от своих бабки с дедом; чувство доброты, сострадания, уважение к народно-христианским традициям - стихотворение "Чернозёмная полоса" с.30,37/.

Делается ПЕРВЫЙ ВЫВОД о разнообразии интересов поэта, как следствии - разнообразии тематики стихотворений

  1. Отражённые в стихах исторические события, их авторская оценка, позиция автора. Второй вывод -стихи указывают на определённость взглядов писателя, его смелость, твёрдость убеждений. /Первый поэтический сборник Юрия Асмолова вышел в курском книгоиздательстве "Крона" в 1995году тиражом 2000 экземпляров. Он назывался "Просиней". В1996 г. вышла вторая его книга - "На крутояре", мы же знакомимся с третьей его книгой, изданной в 2000г., - "Строкой любви и состраданья". Даже внешний вид книги свидетельствует о том, что теперь весомее звучат его стихи, поэт твёрже стоит на своих позициях.

Ю. Асмолов очень внимательно относится к истории родной страны, некоторые исторические и политические события нашли отражение в его стихах; татаро-монгольское иго и пограничная роль Курска в Древней Руси, Великий Октябрь, Великая Отечественная, "чёрный" период безвластия и Перестройка. Он бесстрашно дает оценку заказным убийствам, войне в Чечне. Вот некоторые его строки:

Жизнь цепляет меня за живое.
Так случилось: и я посетил
В роковые минуты сей мир.
Ветер века ярится и воет...
Отдельные его стихотворения остропублицистичны:
А на вершине власти - новый пир:
Вручают, обмывают ордена...
Всё приучают к новой вере –
Талдычат нам: "Идём вперёд...
Но где тут зад? Но где тут перед? -
Теперь сам чёрт не разберет...

Этот писатель не боится смотреть правде в глаза, имеет собственную позицию и открыто высказывает её читателям. Он не просто интересуется политикой, он "горюет и скорбит " вместе с народом/.

  1. Конкретные географические названия, которые встречаются в сборнике, свидетельствуют о крепкой связи с родными местами.

ОБОБЩЕНИЕ СКАЗАННОГО: историографы подготовили нас к восприятию поэзии нашего земляка, начинает постепенно складываться образ автора.

Учитель вывешивает портрет писателя в качестве дополнения к образному ряду, который начал формироваться у слушателей.

  1. Работа с текстом
  • Какое из стихотворений сборника вызвало у вас наиболее яркое впечатление, эмоциональный ответ вашей души? К каким стихотворениям сборника вы в первую очередь отнесли бы эпиграф сегодняшнего урока?
  • Теперь настала очередь текстологов
  1. Учащиеся приступают к выразительному чтению стихотворений, отмечают наиболее яркие строки, комментируют то, что тронуло струны их души. Текстологи говорят о душевности стихотворений, об их поучительности, комментируют те личные переживания, на которые натолкнуло знакомство с лирикой поэта

ВЫВОД, к которому приходят учащиеся, говорит о наиболее актуальных для автора проблемах.

  1. Текстологи предлагают подобранные ими иллюстрации из современных журналов, подходящие к различным стихотворениям Ю. Асмолова, говорят об актуальности и современности проблематики, о связи времён.

Звучат стихотворения "Брошенка", "Котёнок", "Родная глушь", "Бабка Катерина", "Виталька", "Апрельское", "Курск", "Как дальше жить".

  1. Литературоведы отмечают многообразие и традиционность для русской поэзии тем, связь с русской классикой; останавливаются на родстве с поэзией Сергея Есенина; отмечают традиционные средства художественной выразительности. Постепенно складывается образ лирического героя, вырисовывается своеобразие художественного мира поэта. /Творчество Ю. Асмолова очень близко к поэзии С.А.Есенина. Их стихотворения объединяет многое. Особенное место занимают у обоих писателей Родина, деревня, природа; они используют "природные" образы для описания предметов и явлений, времени года и дня, Так, например. Юрий Асмолов пишет о вечере

Снова малинник зари
Ломает сумрак - медведь...

К берёзам поэт обращается тоже совсем по-есенински "Берёзоньки-девчата мне перескажут сны...".

Этих поэтов сближают образы их лирических героев, которые всегда являются простыми людьми ("от земли"), выходцами из деревни, переживающим ми за судьбу Родины, за её будущее и настоящее. В поэзии Ю. Асмолова есть стихи с непосредственным признанием в любви к поэзии Есенина. Их роднит многое: любовь к женщине. Родине, всему живому; система образов и выразительных средств, - но вместе с тем очень чётко видна разница в тональности их стихотворений. Сергей Есенин писал о деревне с горечью, печалью, Асмолов же, наоборот, - пишет стихотворения с оптимистическим настроением, с надеждой на лучшее будущее своего родного края, своего Курска./ Учитель подводит к очередному выводу: какую "особинку" в творчестве вы подметили, в чём, по-вашему, своеобразие художника слова Юрия Асмолова? /Поэт опирается на опыт прошлого, но в то же время, он наш современник, т.к. остро чувствует сегодняшний день, проникает в психологию своих героев. Юрий Асмолов - продолжатель традиций классической поэзии, но вместе с тем его образы свежи, современны, узнаваемы. Его стихи рождают образы в цвете, красках, музыке, толкают на откровения/

Оформители представляют к защите собственные рисунки, примеры цветослова.

  1. Самостоятельная поисковая работа по заданию учителя: сборник наполнен сокровенными мыслями поэта, его переживаниями; речь образна, афористична. Отметьте строчки, которые несут в себе народную мудрость
  2. /работа проходит под музыку, с которой начинался урок/

Учащиеся зачитывают найденные строки, предлагают свои экспромты в подражание поэту:

    "Апрельское"

    Тянется клин за клином -
    Ищут родную болотину.
    Не променяли родину
    На либеральный климат.

    "Котёнок"

    Тёплый - теплый, словно грелка.
    За ушком коль поскрести.
    Заведёшься тарахтелкой -
    Тарахти же, тарахти.

    "Бабка Катерина" Провожая, как родного сына.
    Подождав мой переход пруда,
    Машет вслед мне бабка Катерина,
    Может быть, прощаясь навсегда...

    "Родная глушь" Родная глушь!
    Здесь грусть светлей и тише...

    "Брошенка" А старушку грызли
    Мысли, словно черти,
    О далекой жизни
    И о близкой смерти

    Хочется стихи слагать
    Сильные и нужные
    Все реки к устьям катят воды,
    И наши судьбы - им сродни...
    Край отеческий - не рай,
    Но чудесен, славен.
    Для меня всех других напевней
    Родниковые наши слова –
    Ими названы сёла, деревни:
    Хмелевое. Лебяжье, Клюква.

  1. Обобщающая беседа.
  • Как теперь понимаются слова эпиграфа? Подтвердились ли они?
  • Какая сквозная мысль объединяет все стихотворения сборника?/Сострадать надо, но надо еще и уметь сострадать/
  • Кому оно нужно в наше время, сострадание? Что оно даёт людям?
  • О каких заповедях нельзя забывать и сегодня, опираясь на связь времён?
  • Постройте цепочку из опорных слов-синонимов к нашему уроку. /Сострадание - сожаление - жалость -
    милосердие - сердобольность - соболезнование - участие - отзывчивость - душевность - добросердечие - доброта/.
  • Если бы здесь присутствовал автор, какой вопрос вы бы задали ему?
  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ по желанию. Напишите заметку в будущую газету "Филологический вестник" на одну из тем, прозвучавших на уроке.

Заключительное слово учителя. Спасибо вам за урок. Надеюсь, что зёрна добра, участия, любви и сострадания, которые мы сегодня заронили в души собеседников, дадут свои всходы и плоды, урок человеколюбия, предложенный нам поэзией Юрия Асмолова не пройдёт даром, а передастся от поколения к поколению через связь времён.

Материалы для "Филологического вестника":

  • Когда я узнал, что Юрий Асмолов родился в 1961 году, это сразу меня заинтересовало, так как мой папа родился в этот же год. Познакомившись с творчеством поэта, я заметил многогранность его творчества. Он пишет о любви, о родине. Некоторые его стихи кажутся весёлыми, но в них заложены очень серьёзные мысли. Юрий Асмолов не боится высказывать своего мнения. Его стихотворение "Война и мир" посвящено войне в Чечне, здесь он утверждает, что война - зло, на ней погибают люди, совсем ещё дети. Писатель старается изменить мир к лучшему, но не навязывает своего мнения, а просто высказывает своё.

Безродный Артём 9Бкл.

  • Юрий Асмолов - человек жизни. Жизнь в его глазах бесценна, для него это самое дорогое

Всё жить зовёт! ("Март")
Живёт во мне мальчишка –
Живёт ещё! Живёт!.. ("Апрельское")

В стихотворении "И не розой, и не лилией" автор говорит, что у него сердце - холодный комок. Но прочитав его сборник, я с полной уверенностью могу это отрицать. У Асмолова очень чуткое и доброе сердце. Бондарь Юлия 9Бкл.

  • Недавно я познакомился с книгой стихов "Строкой любви и состраданья" курского поэта Ю. Асмолова. Эта книга мне понравилась не только красочной обложкой, но и удивительными стихами. Многие из них затрагивают душу. Прочитав и разобрав его стихи, мы решили провести урок-практикум и пригласили на него самого автора. Мы читали вместе стихи, задавали ему вопросы, что размышляли вместе с поэтом. После этого урока у меня осталось очень много положительных эмоций и впечатлений.

Шумаков Артём 9Б

  • Читая стихи Юрия Асмолова, я обратила внимание на то, что его поэзия посвящена исключительно курской земле, её природе, самым её глубинным уголкам, затерявшимся где-то в бескрайних просторах степей и лесостепей, её проблемам. Очень часто упоминаются в стихах Курск, Лебяжье, Молотычи, Клюква, Беседино. Это говорит о любви писателя к своей малой Родине, о его благодарности родной земле, местам детства за то, что они воспитали его, вложили в душу умение любить, жалеть, переживать, уважать старость. Особенно поразила меня нежность, с которой говорит Асмолов о своей жене, сыновьях, близких. Я поняла, что этот человек умеет дарить любовь, умеет радовать близких своей заботой и нежностью. Это неугомонный жизнелюб, оптимист, любящий русский дух; человек, который торопится жить и верит в завтрашний день.

Панкратова Анна 96 кл.

Урок №2. Сила художественного слова /по лирике курского поэта Ю. Асмолова

Учитель русского языка и литературы МОУ "Средняя школа №35 им.К.Д. Воробьёва" г.Курска Рагулина Лариса Владимировна

Цель:

  • воспитывать чувство любви, сострадания, патриотизма;
  • прививать уважение к поэтическому труду, родному слову;
  • расширять кругозор учащихся сведениями о литературе родного края;
  • формировать умение распознавать изобразительно-выразительные средства языка

Оборудование: выставка книг поэта, портрет, рисунки учащихся, рукописная ученическая газета "Филологический вестник"

Многословен, наверно, излишне –
Мысль прозрачна моя, как роса...

Ю.Асмолов

ХОД УРОКА

  1. ОРГМОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ. Слово о завершении цикла занятий по творчеству Юрия Асмолова
  2. - Какое впечатление оставило личное знакомство?

    - Каким поэт предстал перед вами?

    2. Слово учителя о силе поэзии /воздействует на человеческие чувства и эмоции, создаёт образ, рождает мысли и размышления, формирует позицию, мобилизует/

  3. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА НА ВОСПРИЯТИЕ.

Знать выразительные средства языка, уметь ими пользоваться, свободно манипулировать стилевым и смысловым богатством речи - к этому стремится любой грамотный человек, не говоря уже о мастерах художественного. Нам предстоит решить вопросы:

-В чём сила художественного слова Юрия Асмолова? Что помогает родиться образу? /Связь с родной землёй, умение пользоваться выразительными средствами языка/

-Обратите внимание на эпиграф. Так ли это? Стихотворение "Чернозёмная полоса" читает учитель. /"Есть что-то и от сказителя, и от деда-крестьянина", поэт любит русское слово/

-Приведите примеры поэтических находок. /Даже вскользь упомянутые стихи и строчки дарят особые впечатления, образы/.

-Рассмотрите внимательно иллюстрации, рисунки. Вспомните атмосферу нашей прошлой встречи

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКИ. Обратимся к стихам поэта. Сборник начинается со стихотворения "Родная глушь"
  • Ваше впечатление
  • Чему посвящено? Тема, идея (ведущая и подтемы)?
  • Реально - биографическая основа?
  • Эмоциональная окраска чувств?
  • Структура стихотворения?
  • Основные изобразительно-выразительные средства
  • Как содержание отражается в лексике? В синтаксисе?
  • Тон повествования?
  • Форма повествования? /Доверительная беседа, откровение/

ВЫВОД: на что направлена сила поэтического слова? /На формирование любви к Родине, языку/

Какую особенность непременно хочется подчеркнуть? /Сходство со стихами Сергея Есенина/

Задание: (под музыку) Соберите по сборнику стихов в "копилку" поэтических находок элементы родства со

стихами С.Есенина, зачитайте, прокомментируйте.

ВЫВОД: о бережном отношении курского поэта к сохранению русских национальных и поэтических традиций.

В чём же своеобразие Асмолова? /Проникает в психологию своих персонажей /

Стихотворение "Курск"

  • Созвучно ли оно предыдущему по тону?
  • Постарайтесь выделить композиционные части текста, микротемы
  • Чем, на ваш взгляд, является это произведение по форме? /Публицистическое выступление/
  • Какие средства языка способствуют выражению авторской мысли? /Композиция, противопоставление, смена интонации, подбор лексики/

ВЫВОД: В чём же заключается сила художественного слова настоящего мастера?/ В его гражданской и человеческой позиции, в любви к родному слову, в умелом использовании всех его богатств и возможностей /

Вернёмся к эпиграфу - прав ли был поэт Асмолов, когда так говорил о своём творчестве? /Конечно, нет, он скромничал, что свойственно его характеру/

  1. В качестве ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ предлагается написать сочинение-миниатюру "Его стихи задели за живое".

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

Тема: Гуманизм во время войны: что это такое? (по рассказу К. Воробьева "Немец в валенках")

Воину надлежит мощь вражескую сокрушать,
а не безоружного поражать.

А. Суворов

Цель: - подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум враждующим сторонам, должны и способны поступать гуманно, что каждый человек, находящийся в плену, имеет право на сохранение жизни и гуманное обращение;

- обратить внимание на роль сравнений в характеристике персонажа.

Оборудование: - книги с рассказом К. Воробьева “Немец в валенках”;

запись на доске: эпиграф; словарь выражений из текста; опорные слова урока;

формула гуманизма: “ ? + ? + ?”.

На крыле доски - домашнее задание.

Ход урока

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ: Год назад на уроках по отрывку из романа Л.Н Толстого "Война и мир" мы начали разговор о тяжести положения жертв вооруженных конфликтов. Помните, мы наблюдали, как Петя Ростов проявлял искреннее сочувствие к маленькому пленному французу - барабанщику, открыто жалел его. Тогда мы впервые встретились с понятиями "гуманизм", "гуманное отношение", "способность поступать гуманно", плен.

Сегодня на уроке по творчеству писателя-земляка К. Воробьева мы вновь возвращаемся к этой теме. Нам предстоит проследить по тексту рассказа "Немец в валенках", как автор решает вопрос "Гуманизм во время войны: что это такое?", к какому решению подводит нас, читателей.

Запишите тему урока и эпиграф.

  1. СЛОВО О ПИСАТЕЛЕ.

Непросто складывалась судьба писателя-фронтовика Константина Дмитриевича Воробьева: он пережил трагические дни начала Великой Отечественной войны, принимал участие в боях под Москвой, попал в плен, дважды бежал, командовал в Литве партизанским отрядом...

Да, писатель прошел многие лагеря для военнопленных: в Клину, Смоленске, Каунасе, Саласпилсе, Шауляе. В основу рассказа "Немец в валенках" положен реальный факт из лагерной жизни. Хотя рассказ написан в 1966 г., но автор неутихающей болью сердца повествует о случае из своей жизни, когда в Саласпилском лагере для военнопленных встретился Воробьеву такой охранник и звали его, как и героя рассказа, Вилли Броде. Этот человек проникся к Воробьёву сочувствием и однажды дал ему хлеб и сигареты. По словам писателя, в реальности в плену все было гораздо страшнее описанного им: предательство, баланда, безумие, людоедство. Вместе с тем в этом кошмаре были случаи мужестве и героизма.

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
  • Надо ли вообще задумываться над тем, что представляет собой пленный враг?
  • А если пленный, человек чуждых взглядов и традиций вызывает раздражение, даже ненависть своим поведением? Вправе ли он рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны победителей? /Ответы детей/.
  1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ
  • Вслушайтесь в название рассказа - "Немец в валенках". Удивило ли что-нибудь в нём?
  • Еще не читая рассказа, каким вы себе представили такого врага в валенках?
  • Интересно было читать рассказ? Были ли моменты, которые вам наиболее ярко представились?

-Итак, назовем основных персонажей рассказа (Вилли Броде-немецкий конвоир и Александр - пленный).

  • Чем любопытна внешность Вилли? Зачитайте... (с. 297, с. 298 - 299 — "махнул, как кот", с. 304 - одуван, с. 306 - собирательный образ).
  • Обратите внимание на сравнения "как подсолнух", и "ступал мягко, как кот".

... Если бы вместо них вы услышали другие - "рыжий, как огонь, апельсин...", "ступал, как тигр на охоте..." - повлияло бы это на ваше восприятие Вилли Броде?

  • Как поначалу восприняли этого охранника пленные? (с. 298) Почему пленных раздражали "сибирские валенки с обрезанными голенищами"? Как автор передает враждебность и холодность, царящие в бараке, по отношению к новому охраннику? (с. 299)
  • "И мало ли что он теперь задумал..." Ничего хорошего не ждут пленные, хотя, кажется, хуже уже некуда. Как автор называет обитателей барака? (Доходяги). Что значит это слово? До какого состояния доведены пленные? (читаем текст).
  • Обратите внимание на словарь: штрафники, барак, конвоиры, эрзац (толкование на доске).
  • Что было необычного в том, что охранник просто поговорил с пленным и отпустил?
  • Проследите этапы сближения двух главных героев. Как менялось восприятие друг друга и чувства, сопровождавшие каждый этап.
  • В какой момент рассказчик начал воспринимать Вилли одновременно и как врага, и как человека, такого же солдата? (с. 306).
  • Как Вилли Броде обращается к пленному во 2-ой приход? Важно ли для человека, как к нему обращаются? Какое еще сравнение использует автор, легко ли оно сочетается с образом врага? (одуван, с. 304).

Значение имён Вилли - Василии, Брод - хлеб, Александр - защитник людей.

  • Автор - рассказчик словно смягчает образ врага, тем самым отказывается от стереотипов. К кому больше сочувствия?
  • Ожидали ли вы, что Вилли Броде принесет хлеб? Как рассказчик описывает принесенный хлеб? (чтение с. 304) Что это значило для заключенного?
  • Что позволило охраннику увидеть в общей массе пленных конкретного человека? (ноги, общая боль).
  • Значит, не все на войне имеют "нечеловеческий облик"?
  • Как пленные смогли выразить благодарность Вилли?
  • Как вы воспринимаете финал?
  • Чем объясняется такое настроение? Дает ли автор готовый ответ на поставленный вопрос?
  • Как он оценивает поступок Вилли Броде? Из чего это ясно? (Иногда рассказчик думает о нем, хочет, чтобы немец жил).
  • К какому решению подводит нас?
  • Знаешь ли ты... [Сообщение о Женевской конвенции, подготовленное учащимися индивидуально]
  • Настало время более пристально вчитаться в слова эпиграфа... [главная мысль, содержащаяся в нем]
  1. ВЫВОД ПО УРОКУ: Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие-либо чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать проявлению гуманизма.
    1. • Подставьте вместо неизвестных слова, завершающие формулу

[ Гуманизм =? +? + ?]

  1. Возможные ВАРИАНТЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ.

Подготовьте выступление на дискуссии

  • Считаешь ли ты, что каждый переставший участвовать в военных действиях человек имеет право на уважение достоинства?
  • Сопоставьте понятие честь - достоинство - личность. Дайте им толкования.
  • Совместимы ли для автора рассказа понятия "пленный" и "достоинство". Дайте развернутый ответ.