Литературное краеведение

Разделы: Литература


Урок № 1

Вот она наша “славянская душа!”

Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы (литературное краеведение). На протяжении нескольких лет я работаю над темой “Литературное краеведение на уроках литературы в 5–11-х классах”. Краеведение, по моему глубокому убеждению, – одно из эффективных средств гражданского, патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач с воспитательными происходит здесь естественно, органично, без назидательности. В концепции модернизации образования, главными принципами которой являются гуманизация и гуманитаризация, перед российской школой ставится следующая задача: “формировать современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, были бы способны к сотрудничеству, отличались мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладали развитым чувством ответственности за судьбу страны”.

Именно обращение к художественному краеведению является основой для современных подходов к изучению творчества писателей, художественных текстов с учетом соотношения основного и регионального компонентов в литературном образовании. Краеведение позволяет учащимся опираться на свои личные впечатления, жизненные наблюдения, увидеть произведения разного художественного уровня, соотнести общенациональные и региональные проблемы культуры, научиться рассматривать литературные образы в разных социокультурных контекстах.

Необходимо помнить, что цели включения художественного произведения в основной и региональный курсы литературы должны меняться от класса к классу в зависимости от возраста, эмоционального восприятия.

В 5 – 6 кл. формируются навыки первоначального восприятия образа-персонажа и его характеристики.

В 7 – 8 кл. привлекаются тексты для совершенствования анализа литературного произведения, прежде всего как средство психологической характеристики героя; отбора и систематизации материала, дающего представление понятиям “образ – характер – герой”.

В 9 – 10 кл. на уроках словесности рассматриваются произведения на разных уровнях: от лексико-семантического к идейно-тематическому и композиционному.

Я работаю в школе №35, которая носит имя писателя Константина Дмитриевича Воробьёва. В литературном музее часто проходят уроки русского языка и литературы. Оформленные стенды, вещи К.Д. Воробьёва, книги, альбомы, сама атмосфера дают определённый настрой на изучение творчества писателя.

С Курским краем связана жизнь и деятельность многих талантливых писателей. Это П. Сальников, Е.И. Носов, К.Д. Воробьёв, В. Овечкин, В.П. Детков, В. Коркина. Задача учителя – пробудить интерес школьников к творчеству писателей-земляков. В наше “смутное время безверия и святотатства” бесценное слово – чувство сокровенное. Уникальность писателя и состоит прежде всего в том, что он по призванию, по нетерпению души своей задумывается и радеет о времени и о себе; откровенная книга земляка-современника – это тихое доверительное свидание с тем бесценным и жизнеозаряющим, что “не распознано до поры или принижено в нас самих”.

Родная Курская земля хранит память о прошлом, а страницы произведений, написанные земляками, позволяют услышать их голоса и навсегда делают каждого из авторов, как бы давно он ни жил, твоим современником.

В МОУ “Общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробёва” в тематическое планирование по литературе с 5 по 11 классы включены для подробного или обзорного изучения произведения К.Д. Воробьёва:

5 кл. – рассказы К.Д. Воробьева “У кого поселяются аисты”, “Первое письмо”, “Настя” (Тема детства);

6 кл. – рассказ К.Д. Воробьева “Уха без соли” (“Вот она наша “славянская душа!”);

7 кл. – рассказ К.Д. Воробьева “Седой тополь” (Психологическое состояние человека на войне);

8 кл – рассказ К.Д. Воробьева “Синель” (Тема коллективизации), “Гуси-лебеди” (Многоплановость произведения);

9 кл.– 10кл. – повести К.Д. Воробьева “Убиты под Москвой”, “Это мы, Господи!...” (Тема войны);

11 кл. – повесть К.Д. Воробьева “Почём в Ракитном радости” (“Невинная вина” блудного сына).

Подробнее я остановлюсь на уроке литературы в 6 классе “Вот она наша “славянская душа!” (По рассказу К.Д.Воробьёва “Уха без соли”).

Тип урока: комбинированный (урок-диалог).

Технология: технология критического мышления через чтение и письмо, проблемного обучения

Тема: “Вот она наша “славянская душа”! (По рассказу К.Д. Воробьева “ Уха без соли”).

Цель: продолжить изучение творчество писателя К.Д. Воробьева, познакомить с идейно-тематическим содержанием рассказа; раскрыть роль изобразительных средств и пейзажа в рассказе; определить позицию автора-рассказчика; формировать навыки полемического ответа на сложную нравственную проблему.

Прежде всего необходима ясная и чёткая постановка проблемы, для решения которой и нужен анализ рассказа. “Нравственно ли всепрощение?”

Задачи:

  • образовательные: закрепить умения и навыки работы с текстом , научить отстаивать свою точку зрения , закрепить умения вычленять проблему.
  • воспитательные: формировать гуманные качества личности учащихся, совершенствовать навыки общения.
  • развивающие: совершенствовать умения выступать и защищать свою точку зрения, развивать творческие способности, умение формулировать выводы. Выводы.

ХОД УРОКА

 1. Первая стадия – “вызов”, во время которой пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

I. Могли ли вы только по названию рассказа “Уха без соли” понять, что речь пойдёт о таких важных понятиях, как “прощение”*, “справедливость”*, “неотмщённое преступление”*, “покаяние”*? (Нет)

Индивидуальные задания (учащиеся работают с Толковым словарем С. Ожегова).

*Покаяние – признание в совершенном проступке, ошибке.

*Преступление з – действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности.

*Прощение – 1) не поставить в вину чего-нибудь, извинить; 2) освободить от какого-нибудь обязательства.

*Справедливость – справедливое отношение к кому-нибудь, беспристрастие.

Поделитесь впечатлениями от прочитанного рассказа (мнения противоречивы). Ответы детей:

  • Действие произведения происходит через много лет после войны, казалось бы, можно забыть страшные испытания, выпавшие на долю героев
  • Война давно закончилась, а её отголоски напоминают о страшных событиях по сей день
  • Зачем герои каждый год собираются на свой “второй день рождения”, ведь вспоминая пережитое в плену, они вновь и вновь бередят свои сердечные раны?
  • Надо было убить бывшего полицая!
  • Надо уметь понять и простить человека
  • От этого рассказа тяжело на сердце

II. Какой эпиграф вы подобрали бы к уроку из предложенных? (эпиграфы напечатаны на карточках)

  • “Душа человеческая по природе своей христианка” (из книги Л.Н.Толстого “Круг чтения”)
  • “Плати добром за добро” (Талмуд)
  • “Побеждай гнев кротостью, зло – добром, скупого – щедростью, лгуна правдой” (Дхаммапада)
  • “Обдумывающий месть поддерживает свои раны” (Бэкон)
  • “Не напоминай кающемуся про его прежние прегрешения” (Талмуд)
  • “Что на свете выше справедливости? – спросил однажды восточный мудрец и сам же ответил: “Только одно – прощение”
  • “Кто не умеет прощать, разрушает мост, через который ему самому придётся проходить, ибо всякий человек нуждается в прощении” (Лорд Герберт)
  • “Вот она наша славянская душа! Не можем до конца сохранить ненависть к преступнику и насильнику над тобой, не можем!” (К.Д. Воробьев).

Эти последние слова мы и возьмем эпиграфом к уроку

2. Вторая стадия- “ осмысление” - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом.

  • Что узнали из начала рассказа? (Герои каждый год приезжают отмечать день своего рождения 7-го августа, в любую погоду)
  • Как автор показывает важность этого события? (“Место потайное”*, “обменивались взаимными подарками – по большому листу сахарной ботвы и по одной брюкве”, “съедаем сразу и молча”)
  • Автор подчёркивает: “место, где мы разводим огонь, не зарастает никакой травой, - глубоко, значит, прокалилась земля”… Почему? (Души героев также неизлечимо опалила война)
  • С какой целью в рассказ вставляется описание окружающей природы? Какие средства художественной выразительности помогают представить её? (“вечер подкрался” (олицетворение), “как ручной щенок” (сравнение), “тусклый месяц” (эпитет), “жемчужная луна” (эпитет), “навевает человеку покойную цепенящую грусть” - показана умиротворённость, единение человека и природы – “ с какой-то элегической (Работа с толковым словарем С. Ожегова) расслабленностью произнёс благодарную хвалу творцу, создавшему землю, небо, озеро и окуней”.

 III. Какие отношения были у героя-рассказчика и его друга?

Ответы учащихся:

  • Трогательные, трепетные;
  • Дениса Неверова рассказчик называет “Диванович”;
  • А рассказчика Денис Неверов называет “Лётчиком”, так называли себя ещё в лагере военнопленных;
  • “отношения грешат какой-то старомодной церемонностью и взаимопочтительностью”;
  • Говорят друг другу “спасибо”, “будь добр”, “благодарю”.
  • Почему воспоминания “непосильны” героям? (В лагере военнопленных пережили страх, боль, унижение, смерть близких людей)
  • Несмотря на это, сохранили в душе доброту (отпустили окуня, который оказался с “кованым шведским крючком в верхней губе – напоролся уже раз”), непосредственность, радость жизни (“сотворил в душе хвалу творцу за всё посланное в жизни”).

IV. Что является завязкой рассказа? (Забыли соль для ухи, появляется незнакомец).

И вдруг эта умиротворённость исчезает: “пересохло у меня горло”, “никогда не избыть страха погони и застигнутости”, “узнали этого шатуна”). У костра неожиданно появляется человек (бывший полицай) как шатун-медведь.

  • Зачитайте описание незнакомца
  • На какие детали портрета, внешности акцентирует внимание автор? (“Заношенные солдатские брюки и китель, большая, от ветхости оранжевая железнодорожная фуражка и растоптанные кирзовые сапоги…”; деталь – за спиной парусиновый мешок – ноша физическая незримо перейдёт в ношу духовную). Герои узнали в нём полицая.

V. Анализ эпизода “Пришелец протягивал соль на ладони”.

  • Предлагает он соль или просит о прощении?
  • Как поступить? Взять соль у врага или нет? (“выдалась длинная минута тишины”, “появилась боль напряжения в затылке”).
  • Ещё одна деталь: как меняется голос Дениса Ивановича на протяжении всей этой встречи (“проговорил каким-то клёклым голосом”, засмеялся “коротко и квохчуще”, спросил “визгливо осатаневшим голосом”, “по-ребячьи обиженно всхлипнул”, а ведь это был человек-кремень).
  • Почему Денис Иванович выбросил принятую от пришельца соль в костёр?

3. третья стадия – “ рефлексия”- размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

VI. Какие чувства одолевают людей, встретивших врага через много лет после войны? (ненависть, желание убить – главный герой признаётся в своей мысли – аморальность “любого неотмщенного преступления”).

“Бывший полицай каким-то сверхсознательным чувством догадался… и крикнул: - По закону не положено наказывать два раза за одно и то же…”

“Ты же сам убивал, и сам вот жив!.. – шёпотом, горько и потерянно сказал Денис Иванович.

  • Непрошеный гость уходит, но “ничего не хотелось – ни есть, ни пить, ни спать… телу сразу же стало неудобно, ломотно, и беспокойно”. Почему? (боль от нахлынувших чувств не даёт заснуть, Денис Иванович даже ушёл из машины; “Вернулся он часа через полтора”).
  • Мы, читатели, догадываемся, что всё это время он провёл у костра с бывшим полицаем. Узнал о его жизни “Расстрел дали… потом заменили четвертаком. Шестнадцать отбыл”.)

VII. Возвращаемся к проблеме, поставленной в самом начале урока: простить или нет? Нравственно ли всепрощение? (Мнения учащихся разделились):

  • Я думаю, что Лётчик и Денис Иванович простили бывшего полицая, ведь остановили они машину: “ а ну его к чёрту, пускай садится, а? А то плетётся, как мы тогда!..
  • Человек, который оступился, с большим трудом возвращается к нормальной жизни.
  • Герои очень страдали в плену и никогда не простят тех, кто убивал.
  • Простить могут только очень сильные люди.
  • Убийство – это то преступление, которому нет прощения.
  • Те, кто живёт не по человеческим законам, не имеют права на человеческое отношение.
  • Всепрощение недопустимо, за всё надо платить!
  • Простить можно искренне раскаявшегося человека.
  • Полицай – братоубийца – нет ему прощения.

Какой смысл вкладывает автор в понятие “Вот она наша славянская душа!”?

VIII. Подведём итог урока. К каким же выводам пришли вы?

  • Курский писатель К.Д.Воробьёв хотел донести до нас, что человек должен в любых испытаниях оставаться человеком, а значит, уметь сострадать и прощать
  • В обществе всегда будут разногласия о всепрощении
  • Герои рассказа, возможно, и простили своего врага, но не забыли причинённое им горе.
  • “Славянская душа” умеет прощать и сострадать. Именно ей присущи чувства добра и милосердия.
  • Нельзя допустить, чтобы ненависть разрушала наши души.

Домашнее задание:

  1. Сочинение – миниатюра “Нравственно ли всепрощение”?
  2. Объясните слова Конфуция: “Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством”?
  3. О чём заставляет задуматься рассказ К.Д. Воробьёва “Уха без соли?”.
  4. Роль детали в рассказе “Уха без соли” К.Д. Воробьева.
  5. Роль пейзажа в рассказе.

Тезисы к уроку № 1

1. Урок относится к разделу “Литературное краеведение”

2. Использованы методы: информационный, исследовательский, творческий.

3. Инновационные технологии: технология критического мышления, проблемное обучение.

4. Воспитание у обучающихся патриотизма, гражданственности, национального самосознания на краеведческом материале (что особенно важно в современных условиях).

5. Развитие творческих способностей учащихся (сочинение-миниатюра)

Урок № 2

Технология развития критического мышления на уроке литературы в 10-м классе. Модуль урока по теме: “Испытание длиною в жизнь…” (по повести К.Д. Воробьёва “Почём в Ракитном радости”).

 Тема: “Испытание длиною в жизнь…” (по повести К.Д. Воробьева “Почем в Ракитном радости”).

Цель:

  • продолжить знакомство учащихся с литературой родного края;
  • отработать литературоведческое понятие “хронотоп” (См.: приложение1);
  • выяснить, как прослеживаются духовно-нравственные мотивы в повести К.Д.Воробьёва “Почём в Ракитном радости”;
  • воспитывать у учащихся чувства понимания, прощения, сострадания.

Задачи урока:

  • Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также – конструировать своё собственное знание. (Известно, ценным является знание, добытое своим трудом).
  • Воспитание социальной ответственности. (Для этого весь учебный процесс целесообразно увязать с конкретными жизненными задачами и проблемами, с которыми дети сталкиваются в повседневности).

Оборудование: репродукция картины Рембрандта “Возвращение блудного сына”, рисунки учащихся к повести, таблица-схема с понятием “хронотоп”, толковый словарь С.И.Ожегова.

Эпиграфы:

“Невинная вина” “блудного сына”

А.Е. Кедровский.

Жизнь - благо, и бремя её легко

К.Д. Воробьёв.

Приветствие учителя. Сегодня мы продолжаем цикл уроков по литературному краеведению. А начать мне хотелось бы со слов Е.И. Носова: “К.Д. Воробьёв принадлежит к тем не частым писателям, которые потом многократно перечитываются. Уже известно, чем начинается и чем заканчивается то или иное произведение, а вот почему-то опять тянет к книге, хочется перелистать ещё и ещё. И это повторное, уже неспешное, углублённое постижение художника не менее радостно, нежели изначальное его открытие”. А почему?

  • Да потому, что ищем и находим в его произведениях ответы на вечные вопросы:
  • Почему люди предают друг друга?
  • Что такое настоящая любовь?
  • Где взять силы, чтобы выстоять в нечеловеческих условиях?
  • Что такое искупление, возмездие, прощение, покаяние?
  • Почему “вина невинная” – нам предстоит выяснить, второй эпиграф-это слова Воробьёва, и тоже есть над чем подумать, порассуждать;
  • А сочетание “блудный сын” (из библейской притчи)? (Показать репродукцию картины Рембрандта).

Помогать в течение урока мне будут ассистенты.

ХОД УРОКА

Прогнозирование по названию.

Повесть называется “Почём в Ракитном радости”. Как вы думаете, о чём она?

  1. На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:
  • Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство ненависти?
  • Вспомните, какие чувства вы испытывали в состоянии ненависти?
  • Не было ли у вас желания простить, понять человека, который вас обидел?
  1. Работа с художественным текстом. Сегодня мы вместе осмыслим, вникнем в повесть К.Воробьёва, но читать будем не как обычно, а с остановками.

В данной части урока реализуется схема "вызов - осмысление - размышление". Учащиеся получают следующий алгоритм работы:

  • чтение текста от “остановки до остановки”;
  • вопрос – прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;
  • ответ - предположение, его обоснование.

Итак, продолжаем знакомство с писателем, поговорим о мастерстве писателя.

Повесть прочитана, и я думаю, что именно это, первое прочтение,
вызвало у вас эмоциональный отклик. Поделитесь впечатлениями (ответы учащихся):

  • читать Воробьёва - большая духовная работа;
  • автобиографично;
  • в описаниях природы мы узнаём неброскую прелесть и очарование родных мест (лаконичная, простые описания).
  • Сама повесть построена как мозаика разнородных впечатлений: воспоминания автора, внутренний монолог, лирические откровения;
  • сложная композиция (несколько сюжетных линий). По времени мы и в сегодняшнем дне, и в прошлом (т.е. вводится ретроспективная часть);
  • много рассуждений о небе (небо – символ высокого и справедливого в жизни, символ высшего суда во всём);
  • удивительное сравнение “День казался крашеным яйцом” и т.д.

Ассистенты, есть что добавить? / читает из “Сборника мудрых мыслей” (учащиеся составляли его самостоятельно):

а) “Детство - это посох, с которым человек входит в жизнь...”

б) “...не все внезапные радости под силу человека, не каждый подарок можно увезти на “Волге”” и т.д.

Учитель:

Ребята, а вы заметили, что автор не разбивает повесть на отдельные главки, но тем не менее мы имеем дело с хронотопом дороги (т.е. продолжаем работу над литературоведческим понятием), который определяется: (показать схему-таблицу) – движением персонажей;

  • встречами с людьми;
  • преодолением препятствий;
  • достижением конечной цели.

Итак, произведение многопланово: выделим сюжетную линию.

К.Останков едет в родное село Ракитное, где не был 25 лет. Покинул поспешно, т.к. оказался “невольным виновником” трагической судьбы своего дяди Мирона Останкова. А сейчас он едет поквитаться с неким Косьянкиным, который в угоду властям извратил события, подвёл невинного человека под статью “расстрел”, а самого героя Константина Останкова оставил на годы с муками совести, потому что он - Кузьма написал в районную газету статью.

Ассистенты добавляют:

  • Повесть отражает события 1937г. – историки называют это время “жёстким и жестоким”, пик политических репрессий, уничтожение культуры...
  • Прочитав повесть, мы узнаём, что она не о возмездии, а о покаянии.

Учитель: Герой понимает, что он должен побывать в родных местах, пообщаться с земляками, заглянуть в их души. Мы вместе с героем попробуем проследить дорогу в отчий дом, наверное, это дорога жизни человека с её истоками и переживаниями.

(Первая остановка).

Начинаем движение главного героя:

  • Почему она такая долгая? (говорит о сокровенном, передуманном 1000 раз!);
  • Как вы понимаете слова: “В Ракитное еду как на суд...”?
  • Итак, диалог с прошлым начинается с самых первых строк. Докажите! Анализируя эпизоды обращаем внимание на детали описания, на то, как автор раскрывает внутренний мир персонажей.
  • Встреча со старушкой (“что-то выделывало моё сердце”, “икона, цепочка из скрепок, парафиновая свеча подействовали ободряюще”, “смотрела как-то соучастно-родственно” и т.д.)

Вывод: (его потрясла человеческая доброта; люди забыли и простили).

  • Не случайно вслед за этим идёт описание Ракитного, воспоминания о песнях, которые не пелись, а кричались. (Яркая цветовая палитра, ощущение полноты жизни).
  • Какая деталь в описании подчёркивает внутреннее состояние героя? Посмотрим, насколько вы внимательные читатели. (“День казался крашеным яйцом”)

(Пасхальное яйцо - символ Пасхи, воскрешения Христа, рождения ново! жизни; каждый новый день несёт красоту, добро, веру).

(Вторая остановка).

  • А мы следуем дальше за героем-повествователем (мы идём по одной дороге с ним) и попадаем в Медведовку (“ни за что доброе не цеплялась моя память”) – всплывают события рокового 1937 года.
  • Обращаемся к нашему хронотопу: 2-ой и 3-ий этапы следуют параллельно. Я просила вас подобрать вопросы к этим двум этапам (ассистенты передали листочки с вопросами).

Поработаем над ними (некоторые предлагаю для общего обсуждения):

  1. Какое чувство испытывает герой при виде плотников? (Радость труд душа не очерствела);
  2. Преодоление препятствий. Где и как они проявляются? (Сомнения: “повернуть ли назад?”);
  3. (Третья остановка).

  4. Следуя за героем, мы оказываемся на кладбище. Проанализируйте эту сцену. (Работа над словом: знобящий* восторг; без прошлого не может быть настоящего и будущего);
  5. Верующий ли человек Константин Останков? (Да, он живет, соизмеряя каждое свое слово, мысль правдой Божьей, он всеми силами души стремится к покаянию).

Ассистент добавляет: “сохранил чистоту” в сердце - из наставлений Серафима Саровского.

(Четвёртая остановка)

Учитель:

А далее опять встреча с детьми, из разговора с которыми герой узнаёт, что его дядя Мирон Петрович Останков жив.

Заглянем в глубинки души героя-повествователя:

  • Какой приём использует автор? (Идёт внутренний монолог: “Он встал передо мной как искупление”* (заслужить прощение), возмездие* (оплата, кара за преступление, за злые дела) (Работа с толковым словарём).
  • И вновь внутренние препятствия... (“тот дядя Мирон расстрелянный простил, и мы помирились; ...как быть с живым дядей Мироном, с лысым мирошником* (мельник, диалектное)”).

(Пятая остановка).

  • Кульминационный момент. (“Встреча с прошлым” (выразительное чтение)).
  • Ещё одно препятствие – самое трудное – встреча с прошлым.
  • Как автор подчёркивает, что героя переполнили чувства? (дядя Мирон простил, а умение прощать – величайшая черта человека, как и умение покаяться: “Ну что ты означал тогда в моей беде...?”).
  • Я попросила двух ассистентов нарисовать иллюстрации к повести. Посмотрим! (Идёт работа с рисунками: тёмные краски (“Возвращение “блудного” сына”; “Очная ставка” – ставка с прошлым)) (Один из рисунков в тёмных тонах, другой в светлых – почему?).
  • Что вы можете сказать о дяде Мироне?
  • обладает удивительным нравственным чутьём;
  • истинный духовный наставник;
  • умеет прощать “Вольные и невольные” прегрешения; стал исцелителем души К. Останкова и т.д.

Ещё один интересный вопрос: назовите основные черты характера Константина Останкова?

  • совестливость, правдивость, сумел сберечь душевную зоркость, нравственную чистоту;
  • сохранил в душе основные библейские заповеди: покаяние, прощение, сострадание;
  • выстрадал для себя истину - смысл жизни в единении людей, в их служении друг другу и т.д.
  • Какие радости испытывает герой на пути к покаянию? (Радость общения с тёткой, родной хатой).
  • Каким мы видим героя в конце повести? (Испытание жизнью выдержал достойно).

(Шестая остановка)

Возвратимся к эпиграфу. Перечитаем, (бремя* – тяжесть, но оно легко, герой преодолел жизненные препятствия (25 лет ходил с клеймом “убийцы”, знал, что заменили (10 лет)), душа просветлилась).

  • Состояние “бесконечного счастья”, которое переживает герой в конце повести, это чудо? случайность? закономерность? (Нет, выстраданное воздаяние за то, что сумел сохранить в себе душу, любовь к людям, веру в добро).
  • Закрываем последнюю страницу повести.

 Домашнее задание: сочинение – миниатюра: “Как сохранить человеческое достоинство в наше нелёгкое время”, Основные мысли, на которые вы будете опираться, запишите в форме тезисов (учащиеся записывают):

  • не быть равнодушным, относиться к другим...;
  • покаяние, понимание, сострадание, вера поможет моему ровеснику в такое нелёгкое для России время;
  • сострадание – непременное условие жизни; – отношение к ближнему и т.д.

Подведём итог сегодняшнему уроку:

Герой достойно прошёл путь испытаний, выдержал их совестью и памятью.

Выставление оценок 5-7 учащимся, у остальных проверю сочинения-миниатюры.

Закончились хождения души по мытарствам, через нравственное падение мучительные тяготы и лишения человек вновь совершает восхождение по духовному пути.

См. приложение.

 Тезисы к уроку № 2

    1. Урок по литературному краеведению в 10 классе продолжает знакомство с литературой родного края.
    2. Технология развития критического мышления.
    3. Рассматриваются основные понятия, что такое искупление, возмездие, прощение, покаяние.
    4. Важно, чтобы каждый ребенок ответил для себя на вопрос: “Как сохранить человеческое достоинство в наше непростое время?”