Урок химии в 9-м классе по теме "Амфотерные оксиды и гидроксиды"

Разделы: Химия


Общеобразовательная цель:

  • формирование у учащихся представления о переходных элементах, амфотерных соединениях;
  • создание условий для выявления амфотерности соединений посредством решения экспериментальных задач;
  • отработка умений в написании уравнений реакций с участием амфотерных соединений.

Воспитательная цель: поддержание интереса к изучению темы через самостоятельную работу; воспитывать сотрудничество, способствовать развитию грамотной химической речи.

Развивающая цель: формирование исследовательских навыков учащихся при выполнении экспериментальной работы.

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, общеклассная, индивидуальная

Оборудование: алюминий Al, хлорид алюминия AlCl3, гидроксид натрия NaOH, соляная кислота HCl, пробирки.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Подготовительный этап (мотивация, актуализация знаний).
  3. Основной этап (усвоение новых знаний и способов действий)
  4. Закрепление и применение знаний.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный этап.

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу.

2. Подготовительный этап.

В начале урока учитель ставит проблемный вопрос: можно ли варить щи в алюминиевой посуде, хранить квашенную капусту; и можно ли мыть алюминиевую посуду щелочными средствами, например, содой?

Учитель: При изучении амфотерных свойств соединений мы рассматриваем следующие вопросы: (Учитель знакомит с планом урока.)

План урока:

  1. Основные свойства оксидов и гидроксидов.
  2. Кислотные свойства оксидов и гидроксидов.

Учитель обращает внимание учащихся на оборудование на их столах, и поясняет, что они будут проводить исследовательскую работу и наблюдать за экспериментом.
Предлагает учащимся сформулировать цели данного урока (записываем на доске).

(Варианты целей: узнать, что такое амфотерность; уметь писать уравнения с участием амфотерных соединений, применять полученные знания для решения задач.)

Предлагает учащимся ответить на вопросы в форме «химической рулетки». На первый вопрос отвечает ученик, названный учителем, а на следующий тот, кого выберет этот ученик (актуализация знаний).

Вопросы для актуализации знаний:

  1. С чем реагируют кислоты и щелочи?
  2. С чем реагируют кислотные и основные оксиды?
  3. Как доказать основный характер оксида, гидроксида?
  4. Как доказать кислотный характер оксида, гидроксида?

3. Усвоение новых знаний.

Учитель: Перед вами алюминий. Металл или неметалл? Почему? Если он металл значит он образует какие оксиды? Гидроксиды? Проверим. Для начала получим гидроксид алюминия.

Учащиеся выполняют опыт  «Получение гидроксида алюминия».

Учащиеся на доске записывают уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.

Учитель: Как проверить основный характер гидроксида алюминия?

Учащиеся проводят опыт «Взаимодействие гидроксида алюминия с кислотами».

Учащиеся сообщают о результатах исследования, самостоятельно делают вывод и записывают на доске  уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.

Учитель:Как проверить кислотные свойства гидроксида алюминия? 

Учащиеся проводят опыт « Взаимодействие гидроксида алюминия с щелочами». Учащиеся сообщают о результатах исследования и самостоятельно делают вывод.

Учитель: Чтобы записать уравнение реакции гидроксида алюминия с щелочью, представим его в форме кислоты: Al(OH)3 = H3AlO3. Учащиеся на доске записывают уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.

Подтверждение гипотезы:

Учитель: Будет алюминий типичным металлом? (Ответы учащихся).

Учащиеся записывают определения: а) Амфотерные вещества, б) Переходные элементы.

Учитель знакомит учащихся с другими переходными элементами, которые образуют амфотерные соединения.

4. Закрепление новых знаний.

На этом этапе учащиеся знакомятся с результатами домашнего исследования «Влияние моющих средств на алюминиевую посуду» (Приложение), выполненного одним из учеников класса.

Далее учащиеся отвечают на проблемный вопрос и решают проблемную задачу.

Задача. После летних каникул в кабинете химии обнаружены банки с реактивами, отвалившиеся этикетки которых были перепутаны: AlCl3, CuCl2, FeCl3, MgCl2. Определить вещества.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.