Путешествие по стране металлов

Разделы: Химия


Цели урока:

  1. Обобщение, закрепление и систематизация знаний учащихся по теме «Металлы», выявить уровень знаний о строении атомов металлов, о свойствах металлов и их соединений; проверить умения составлять ионные уравнения, электронный баланс, умения решать задачи.
  2. Саморазвитие по рациональному планированию; продолжить формирование умений систематизировать, обобщать; работать с компьютером; закрепить умения решать экспериментальные задачи; формировать навыки групповой и индивидуальной работы.
  3. Воспитать интерес к учебе; взаимопомощь, взаимоуважение.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Формы урока: урок-игра, интегрированный урок с компьютером.

Методы: фронтальный опрос, работа на доске, самостоятельная работа, выполнение лабораторных опытов, тестирование на компьютере.

Оборудование: Периодическая таблица Д.И.Менделеева, таблица растворимости, дидактические карточки, компьютеры, красные и синие фишки, лабораторное оборудование,
маршрутный лист, лист оценивания.

Фамилия Имя

Количество баллов по станциям

Общее количество баллов

Оценка

 

 

1

2

3

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  Ориентировочно-мотивационный этап.

Вступительное слово учителя. (Приложение 1, 1 слайд)

Далее  учитель знакомит учащихся с маршрутом. (2 слайд).

  1. Вокзал «Счастливого пути!»
  2. Станция «Для тебя»
  3. Станция «Интерфейс» (практическая станция)
  4. Станция «Мир металлов»
  5. Станция «Химическая поляна».
  6. Итоговая станция.

Всего 4 вагона по 6 учеников.

Кто же сегодня своими знаниями и умениями наберет максимальное количество баллов.

На каждой станции по одному контролеру. Это могут быть учащиеся старших классов.

II. Операционально-исполнительский этап.

СЧАСТЛИВОГО ПУТИ!!!

I станция:  Вокзал «Счастливого пути!»  (блиц-опрос ) (3 слайд)

  1. Металл, который в средние века алхимики изображали в виде война. (железо)
  2. Самый твердый металл. (хром)
  3. Назовите семь чудес света и укажите, какую роль играли металлы в их создании.
  4. Металл, пары которого могут вызвать у человека озноб и несильное отравление. Используется для создания антикоррозийной пленки на поверхности металла. (цинк)
  5. Какие свойства металлов или сплавов лежат в основе образования литературных выражений: “стальной характер”, “железные нервы”, “золотое сердце”, “свинцовый кулак”.
  6. Назовите  самый активный металл. Обоснуйте ответ. (франций)
  7. Жидкий металл. (ртуть)
  8. Самый легкоплавкий металл. (цезий)
  9. Какие физические свойства вольфрама лежат в основе его применения в лампах накаливания? (тугоплавкий)
  10. Самый пластичный металл. (золото)
  11. Какой период в истории человечества называют “бронзовым веком”? Почему?
  12. Где хранят натрий, калий и литий? Почему? (керосин и вазелин)
  13. Экологически безопасный способ получения меди. (микробиологический)
  14. Для чего пименяют лужение. (покрытие железного листа оловом-антикоррозия)
  15. Можно ли хранить кислые и щелочные растворы в алюминиевой посуде. Почему? (нет, Al – амфотерный)

II Станция «Для тебя»

По одному из каждой команды учащиеся у доски выполняют задания (из конверта) остальные на местах.

Задания для 1 вагона. (4 слайд)

  1. Какой объем водорода образуется при растворении 11,5 г натрия, содержащего 2% примесей.
  2. закончите уравнение реакции, укажите окислитель и восстановитель: Mg+ZnCO3 = (Mg+ZnCO3 = MgCO3+Zn, Mg – восстановитель,  Zn2+ – окислитель)
  3. Напишите уравнение реакции взаимодействия алюминия с соляной кислотой и щелочью, какие свойства проявляет алюминий?
  4. Осуществите превращение:

Подобные задания и для других команд

III станция «Интерфейс»

Качественные реакции на катионы. По одному ученику работают за компьютером.

  1. Малиновое окрашивание пламени:
    а) Li+
    б) Na+
    в) K+
    г) Са2+
    2) Желтое окрашивание пламени:
    а) Li+
    б) Na+
    в) K+
    г) Са2+
  2. Фиолетовое окрашивание пламени:
    а) Li+
    б) Na+
    в) K+
    г) Са2+
  3. Кирпично-красное  окрашивание пламени:
    а) Li+
    б) Na+
    в) K+
    г) Са2+
  4. Качественная реакция на катион Fe2+
    а) желтая кровяная соль
    б) красная кровяная соль
    в) соляная кислота

Остальные на местах решают экспериментальные задачи. (5 слайд)

Вагон-1 Определите в какой пробирке хлорид бария и хлорид натрия, используя данные реактивы. Запишите  уравнения реакций. (серная кислота)

Вагон-2 Определите в какой пробирке хлорид кальция и нитрат натрия, используя данные реактивы. Запишите  уравнения реакций. (карбонат натрия)

Вагон-3 Определите в какой пробирке нитрат серебра и нитрат натрия, используя данные реактивы. Запишите  уравнения реакций. (соляная кислота)

Вагон-4 Как можно определить сухие соли: хлориды калия, натрия, кальция.

Контролеры проверяют правильность ответов.

IV. Станция “Мир металлов” (тестирование за  компьютером по одному участнику) .

  1. Общее название металлов 1А группы
    а) щелочно-земельные
    б) щелочные
    в) благородные
  2. Кальций, стронций, барий относятся к
    а) щелочно-земельные
    б) щелочные
    в) благородные
  3. Основной оксид образует
    а) алюминий,
    б) хром
    в) кальций
  4. Какое свойство придает хром стали в качестве легирующего элемента
    а) вязкость
    б) твердость
    в) жаропрочность
  5. В каких минералах кальций встречается в виде карбонатов
    а) киноварь
    б) мел
    в) сильвинит

Остальные в это время слушают и отгадывают загадки:

1)

Добавка магния и меди
Металлу прочность придает.
Без сплава этого поверьте,
Нельзя построить самолет.
Фольга в быту привычной стала,
Об этом знает, стар и млад:
В фольгу из легкого металла
Завернут вкусный шоколад  (алюминий)

2)

Я не в меру очень нервный
От всего могу вспылить
Не бросайте меня в воду -
Ей огня не погасить. (натрий)

3)

Ты меня услышать можешь
В небе летнею порой.
“Г” на “Х” смени – и что же?
Элемент перед тобой. (Гром – Хром)

4)

С буквой “З” меня ты ценишь,
Я известный элемент
Лишь на “Д” ее заменишь
Я – столярный инструмент. (Золото – Долото)

5)

Хлорид его – зеленый
И синий купорос,
Какой металл те соли
Дает, вот в чем вопрос. (Медь)

6)

Меня в составе мрамора найди,
Я твердость придаю кости,
В составе извести еще меня найдешь,
Теперь меня ты верно назовешь. (Кальций)

7)

Этому металлу хвала и честь,
С ним получается “Белая жесть”
Покрывают им сталь слегка,
Тогда для консервов посуда годна. (Олово)

V. Станция  «Химическая полянка» (за компьютером по 1 ученику из команды).

Тест

  1.  Самый распространенный металл в земной коре
    1. железо
    2. алюминий
    3. свинец.
    4. медь
  2. Сплав на основе железа     
    1. Бронза
    2. Сталь
    3. Латунь
    4. Мельхиор
  3. Благородный металл
    1. свинец
    2. олово
    3. платина
    4. натрий
  4. Бертолетова соль
    1. Na2CO3
    2. Na2SO4*10H2O
    3. CaSO4*2 H2O
    4. KClO3
  5. Качественная реакция на барий  ион
    1. HCl
    2. KOН
    3. AgNO3
    4. Н2SO4
  6. Глауберова соль
    1. Na2CO3
    2. Na2SO4*10H2O
    3. CaSO4*2 H2O
    4. KClO3      
  7. Поташ
    1. К2CO3
    2. Na2SO4*10H2O
    3. CaSO4*2H2O
    4. KClO3
  8. Гашеная известь
    1. NaOH
    2. KOH
    3. Ca(OH)2
    4. Al(OH)3

Остальные в это время решают кроссворд. (6 слайд)

По горизонтали: 2. Жидкость для хранения  Na и К. 4.Материал, состоящий из двух или более компонентов, из которых по крайней мере один металл. 5. Сплав на основе алюминия, применяемый в самолетостроении. 7. Процесс отдачи электронов в ОВР.
8. Цвет,  в который окрашивают пламя атомы натрия. 9. К+Н2 = …

По вертикали: 1. Продукт взаимодействия натрия с кислородом. 2. Техническое название гидроксида натрия. 3. Сплав на основе железа. 6. Одна из областей применения латуни.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

VI. Итоговая станция.

Оцениваются работы учащихся. Подводятся итоги. (7 слайд).