Урок русского языка по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цель: Осмысление морфологического разбора имен существительных через выделение основных признаков; формировать умения применять знания на практике; развитие воли и инициативы, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: путешествие.

Оборудование:

  • Доска, оформленная как карта страны «Морфология».
  • Листы с заданиями для работы.
  •  При желании – одежда учителя: мантия, шапочка магистра, парик.

Ход урока

1. Сегодня у нас урок – путешествие в страну «Морфология», коренными жителями которой можно считать Имя существительное.

Не только древнейшим, но и важнейшим жителем и работником называют его, т. к. каждое второе слово в речи – имя существительное. Оно же и самая самостоятельная часть речи. Но чтобы получить прописку в эту страну.

  • Найдите среди записанных слов имена существительные.
  • На какие вопросы отвечает имя существительное?
  • Какие предметы обозначает?

Пять, пятерка, пятак, пятерня, пятачок, пятеро.

2. Итак, вы получаете пропуск в эту страну, но не надейтесь на легкий путь, препятствия только начинаются.

Перед вами залив Собственников, они не пропустят вас до тех пор, пока вы не превратите нарицательное имя существительное  в собственное. Вот эти слова.

Мороз, весна – составьте предложение, так чтобы эти слова из нарицательных имен существительных превратились бы  в    собственное.

Молодцы!

Скоро перед вами покатит волны море. Но что же это такое? Морское послание – как водится в бутылке. Читаем!

(Учитель достает послание из бутылки и читает).

Наша экспедиция «Южная звезда» оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наша шхуна «Смелая» потерпела крушение, и мы высадились на остров Холодный в Мертвом море.

Ночь. Темнота. Вдруг толчок и грохот. Первым все понял наш капитан Джон Смит. Начинается извержение вулкана Огнедышащий. Страх и ужас наполняет наши сердца. Мы ищем путь к спасению.

Мне кажется, что мы сможем им помочь!

Найдите имена собственные, объясните, как они должны писаться и почему?
3. А теперь смело в море… подождите… море-то Мертвое, неживое!

  • Какой здесь прячется признак существительного?
  • Что называется одушевленным предметом?

Игра – «Хлопки». Одушевленные сущ. – 1 хлопок, неодушевленные – 2 хлопка.

Разминка:

Ёлки – палки
Галки – моталки

1 группа:

Саша – Маша
Каша – Яша
Рожки – ложки
Кошки – сапожки

2 группа:

Мурка – жмурка
Свечка – печка
Мячик – рябчик
Петров – Камаров

4. Теперь все ужасы позади, перед вами Родовой замок имени существительного.

А вот и задания для разминки нашего с вами родоплемени:

  • Исправь ошибки в словах, обозначающих названия зверей и птиц. Я читаю, выписывайте эти слова!

а)

Бык – бычиха…
Петух – петушиха…
Баран – баранка…
Селезень – селезенка…
Боров – боровка…
Гусь – гуська…
Индюк – индика…
Слон – слоныня…
Медведь – медведка…
Волк – волкушка…

  •  Определи род имен существительных.

б)

Большой зал (м.р.) – большая зала, большое зало;
Один ботинок (м.р.) – одна ботинка;
Черное кофе – черный кофе (м.р.)
Одна туфля (ж.р.) – один туфель;
Мой шампунь (м.р.) – моя шампунь;
Любимая мозоль (ж.р.) -  любимый мозоль;
Красивый тюль (м.р.) – красивая тюль.

в) Донесение шефу разведки по кличке Лопух.

(Расшифрованная шифрограмма)

Шеф! Третий месяц пытаюсь выполнить задание: завербовать кого-нибудь из 4а класса для известных вам целей. Я внедрился в вышеназванный класс. Вы же знаете, шеф, что я ваш агент, - на все руки мастер и дока перевоплощения. Все думают, что я  - Лопухов Алик, круглый сирота, переехавший к бабушке.

Шеф! В 4а нам никто не подходит! Боря Фанфаронов, невыносимый зазнайка и заучка. Крокодилова Люся тоже кошмарная воображала, да еще и выскочка. Все разом разболтает! Балдешкин Владик – ужасный растяпа: у него все из рук  валится. Есть в 4а одна недотепа, Кашина Маруся. Курноскина Таня – жуткая соня и белоручка. Пусть себе дрыхнет, нам такие не нужны!

Сначала мне приглянулся Пыжиков Петя, но оказалось, что он страшный забияка. А главная классная задира – Оля  Комарикова, но она при этом еще и рева. Её подруга Сусликова – такая же плакса, но плюс к этому – ещё и повторюшка и подлиза. Шушунчиков Костя – редкий бука. Вот Макаронников Саша – умница, но большой непоседа. Марина Пулькина тоже егоза. Остается Хомяков, но какой же он обжора! При этом он ещё такой неряха и невежа, просто ужас! Шеф! Я хотел бы с горя завербовать классную руководителницу. На вид она милашка, но оказалось, она удивительная зануда и злюка. Только не думайте. Шеф. Что я такой-сякой придира. Здесь, в самом деле, не с кем работать.

5. Наконец – то перед нами чистая, ровная дорога. По-моему, дорога отдыха… Как она называется? Дорога склонений. Посмотрите, что там впереди? Видите, вон там? Да это никак пень, старый гнилой пень.

  • Определите склонение у существительных в предложении.

Сказка о Гноме. Т. Брик.

В лесу, на поляне, под ветвями ели, стоял гнилой пень.  Это был дом Гнома. Лицо гномика скрывала длинная борода, из которой едва виднелись курносый нос и толстые щеки. Каждое утро гном садился на крыльцо и пел песню о птице в небе, о росе на цветке. И ему подпевала старая мышь, которая таскала в поле рожь, и дядька гриб с трухлявой шляпкой, и дедушка медведь, и белка в дупле. Чудесная песнь! Её гномику пел в детстве его папа. А кузнечик выводил мелодию на скрипочке.

Но однажды у гнома пропал голос…

Как вы думаете, что могло произойти дальше?

6. Осталось перевалить через Холмы падежей, а там и рукой подать… Что же они там приготовили? По–моему, пахнет пирогами! Вы не чувствуете?

  • Определите у существительных падеж.

Очень-очень вкусный пирог. Даниил Хармс

Я захотел устроить бал.
И я гостей к себе… позвал.
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый… пирог.
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости… не идут.
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек… отломил.
Потом придвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту… съел.
Когда же гости подошли,
То даже крошек… не нашли.

Что ж пирога нам попробовать не удалось, зато определить падеж у существительных мы смогли!

7. Приближаемся к долине числа. Нужно изменить существительные по числам.

Как вы думаете: единственное число или множественное число. А может быть только единственное число или  только множественное число? Сейчас мы решим!

а)

молоко – веществ. пред.
бант – банты
торт – торты
договор – договоры
Москва – собствен. сущ.

б)

ножницы – нариц. пред.
брови – бровь
Альпы – собствен. сущ.
чернила – веществ. пред.
Месяцы – месяц

8. Вот заблестел перед нами во всем своем великолепии

Трон Имени Существительного

Но Его величество принимает  радушно только тех, кто знает постоянные и непостоянные признаки имени существительного.

Ребята, кто является ко двору без подарка? Сделаем его…

а)  Закончите предложение: Путешествие подошло к концу…

б)  Морфологический разбор (к концу)

Его величество будет радо, если в качестве подарка вы определите постоянные и непостоянные признаки слова (к концу)

9. Листы с работами собираются для проверки.

10. Подведение итогов, выставление оценок.

Отныне вы стали настоящими путешественниками. Ура!!!