Организация продуктивной коммуникации с помощью использования интерактивной доски на уроке английского языка

Разделы:


Современные дети очень информированы, и все труднее становится их чем-нибудь удивить. Однако делать это учителю английского языка необходимо, и для этого важно вносить в учебные материалы элемент новизны. Наибольший интерес вызывает у учащихся злободневная информация, которая актуальна именно сегодня и по которой у них возникает больше всего вопросов.

Каждый методист отмечает то, что “урок, как и любое другое сложное явление, должен быть осмыслен учителем, пропущен через его ум и сердце. Только в этом случае он может быть проведен на высоком эмоциональном и технологическом уровне. Проведение урока есть реализация плана, намеченного учителем, т.е. качество и успешность проведения урока в значительной степени зависят от качества плана урока”.

В планировании урока следует учитывать следующие факторы: уровень развития и информированности, а в некоторых случаях и особенности менталитета учащихся, обязательную опору на родной язык, систему работы над лексическим и грамматическим материалом.

Одним из методов развития лингвистических способностей учащихся начальной школы и обучения их умению самоорганизовывать процесс получения знаний, является, организация лингвистических лабораторий на уроке в среднем звене. Известно, что при проведении лабораторных работ по лингвистическим дисциплинам внимание сосредоточено на выработке умения анализировать определённые факты, фиксировать языковые закономерности, обобщать результаты лингвистических наблюдений, делать языковедческие выводы. Основное при такой организации урока – самостоятельное исследование языкового материала и обобщение результатов. Таким образом, идет обучение логическому мышлению: а учитель получает возможность дать представление о языкознании, как особой науке.

Цели урока:

1) Учебные: обобщить знания по определенной теме, рассматривая некоторые вопросы углубленно;
2) Воспитательные: задействовать на уроке весь ученический коллектив, отдавая дань лидерам и в то же время ставя вполне посильные задачи перед остальными;
3) Развивающие: дать ученикам прикоснуться к настоящей науке; учить их свободно мыслить, выходя за рамки школьного шаблона или надоевшего параграфа учебника; поднять престиж предмета.

Важным является и то, что от возрастных особенностей детей зависит применение того или иного типа урока в учебном процессе. Для учеников 5-го класса требуется мобильная форма, частая смена видов деятельности, чему больше соответствует комбинированная структура урока.

Комбинированный урок является наиболее распространенным типом занятия и в четвертом, и пятом классах. В его структуре в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы урока. За короткий отрезок времени на таком уроке проходит полноценный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала. Диалектика обучающего взаимодействия учителя и учащихся требует, чтобы структура комбинированного урока была гибкой, подвижной. Он дает наибольшую отдачу, когда в зависимости от характера учебной ситуации, степени активности детей и творческого подхода педагога к организации познавательного процесса его структурные компоненты взаимодействуют, переходя друг в друга. Например, отдельные элементы урока совмещаются: усвоение новых знаний происходит в процессе выполнения самостоятельной работы. Проверка знаний вплетается в организацию занятий одновременно как диагностика и учет активности учащихся в комментировании хода своей работы. Деятельность учителя и учащихся на таком уровне характеризуется активным взаимодействием и разнообразием видов учебной деятельности. Начальные методики анализа слов и предложений возможны с помощью интерактивной доски.

Уроки с применением интерактивной доски позволяют инициировать:

  • активность в оперировании приобретенными знаниями;
  • стремление поделиться информацией с одноклассниками;
  • эмоционально благополучный фон познавательной деятельности;
  • волевое проявление: сосредоточенность внимания, стремление преодолеть возникающие трудности и к концу урока реакция на звонок;
  • свободный выбор познавательной деятельности.

Интерактивная доска усиливает внимание учащихся, поэтому вопрос дисциплины – один из сложных вопросов, с которым на уроке сталкивается учитель, уже зависит от того, сумеет ли учитель заинтересовать учащихся визуальной поддержкой интерактивной доски, найдет ли верный тон в обращении с учащимися. Для установления хорошей рабочей дисциплины необходимо не только глубокое знание предмета, четкое и интересное его преподнесение, но и знание САНПИНа, умение точно рассчитать время использования доски (не более 15 минут), так рассчитать время, чтобы заинтересованность учащихся в успешном освоении новых лексических единиц или произносительных навыков совпало с кульминацией урока. Соколова Н.Ю. в своей статье “Как активизировать познавательную деятельность учащихся” утверждает, что на уроке нельзя быть ни чрезмерно строгим, ни слишком мягким. Часто достаточно только дольше обыденного задержать свой взгляд на ученике, нарушившем дисциплину, а иногда следует назвать его по имени или, что строже, по фамилии, но обязательно в англоязычной манере. Обилие замечаний на уроке только ухудшает общий эмоциональный тон и мало способствует дисциплинированию учащихся, а вот отключение интерактивной доски на самом интересном месте – может стать хорошим уроком, такой прием будет предупреждающим.

Таким образом, использование интерактивной доски как пропедевтического эффективного средства, стимулирующего изучение сложных фонетических и морфологических правил может быть успешным при следующих педагогических условиях:

  1. Интерактивная доска способствует четкости в организации урока как формы комбинированного учебного занятия, имеющего самоценное обучающее, развивающее, воспитательное значение;
  2. Доминирующее значение для успешного проведения занятий имеет продуманное построение урока и сочетание других форм организации учебного процесса в ходе подготовки;
  3. Педагогическое мастерство учителя проявляется в уроке, отличающемся логически продуманностью, компетентным построением, целенаправленным планом, снабженным соответствующими дидактическими принципами и методиками, соответствием тому, как был задуман, и достижением поставленных задач.