Урок по чтению «Г.Х. Андерсен "Гадкий утенок"»

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • обобщение знаний учащихся по сказке Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок».
  • развитие выразительного беглого чтения.
  • воспитание доброты, взаимопонимания, внимания.

Оборудование: выставка рисунков о гадком утенке, выставка сказок Г.Х.Андерсена, видеофильм, отрывки из мультфильма «Гадкий утенок».

Ход урока

Примечание

1

Организационный момент

 

2

Проверка домашнего задания

-Какое произведение мы с вами начали изучать на прошлых уроках? (Ответ).

-Сегодня мы завершаем работать над этим произведением, но прежде, чем начать нашу дальнейшую работу над сказкой, давайте вспомним.
-Где и в каком году родился датский писатель?
-Из какой семьи Г.Х.Андерсен?
-Кем мечтал стать Г.Х.Андерсен?
-Что закончил Г.Х.Андерсен?
-Как начал писать свои сказки Г.Х.Андерсен?
-Что послужило этому?
-Какие сказки Г.Х.Андерсена вы читали?

Учитель: Андерсен много писал сказок для детей, некоторые из них представлены сегодня на выставке. Будет переменка, рассмотрите книжную выставку. Кого заинтересуют эти книги, можете взять их в нашей школьной библиотеке или в городской библиотеке им. Белинского.

 

3

Работа над сказкой

-Ребята, как вы думаете, почему датский писатель Г.Х.Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок?» (потому, что утенок, который позже всех вылупился из яйца, был некрасивым, неприятным на внешний вид, гадкий)
-Как вы понимаете слово «гадкий». (Безобразный, некрасивый, не как все, уродливый).

-В словаре синонимов слово «гадкий» обозначает (чтение по словарю)

Учитель: По этой сказке сняли мультфильм. Отрывок мультфильма вы сейчас посмотрите и ответите на вопросы:

-Как и почему приняли утенка на птичьем рынке? (просмотр отрывка, вернуться к вопросу)
-Как и почему приняли утенка на птичьем рынке? (переход к выборному чтению)
-Докажите словами из текста.

Словарь синонимов

4

 

Работа по учебнику. Стр.225.

-А как утенок объясняет то, что его не приняли на птичьем дворе? Подтвердите текстом (стр.225)

Учитель: Когда он родился, разве он был гадким? Он был большой, не похож на других.

-Посмотрите на свои работы, каждый из вас изобразил «гадкого утенка» таким, каким себе представляет.
-Когда гадкий утенок не выдержал унижений, он убежал. Куда он попал?
-С кем он встретился на болоте?
-Найдите отрывок в учебнике о том, как дикие утки приняли гадкого утенка (стр.226)
-О чем думал гадкий утенок? Подтвердите текстом.
-Повторилась ли картина? (Гадкого утенка не приняли ни на птичьем дворе, ни дикие утки на болоте)
-Куда гадкий утенок попал после болота?
-Найдите отрывок в учебнике о том, как приняли гадкого утенка в избушке. (Находят отрывок).

Учитель: Я бы хотела, чтобы этот отрывок мы почитали по ролям. Давайте, определим, сколько человек понадобится при чтении.

  • автор
  • кот
  • старушка
  • курица
  • утенок

(Чтение по ролям)

После чтения:

-Нашел ли утенок понимание у них?

Учитель: Как для обитателей двора был «странный», так и для курицы, и для кота тоже. Он хотел того, чего не хотели они, хотел иметь свое мнение.

- Какова же дальнейшая судьба утенка?
- В чем же заключается главная мысль сказки? (Показать качества, характеры героев. И что за этими героями прячутся люди. Андерсен хотел показать людям их качества, и чтобы они поняли, что самое главное доброта, бескорыстие, а не внешний вид. В сказках всегда добро побеждает зло).

Просмотр отрывка из мультфильма.

-Давайте посмотрим финальную сцену из мультфильма. Действительно ли добро побеждает зло. (Просмотр, возвращение к вопросу)
-действительно ли добро побеждает зло? (Да, сказка кончается хорошо: добро побеждает зло. Из некрасивого гадкого утенка вырастает удивительный прекрасный лебедь.

Д/З