Опыт работы со студентами "группы риска" в среднем специальном учебном заведении

Разделы: Школьная психологическая служба


Единство учебно-воспитательного процесса - это счастливый миг педагогического труда. Слабая мотивация получения будущей профессии, низкий ителлектуальный уровень, невоспитанность, неумение учиться и трудиться порождают большие проблемы в обучении и воспитании студентов средних специальных учебных заведений. Негативные социально-психологические факторы, травмирующие и разрушающие личность ребёнка, могут носить кратковременный единичный характер, а могут повторяться в течении длительного времени. Травмированный подросток нуждается в помощи специалиста и в реабелитационной работе; без этого травма приводит к личностным изменениям, которые проявляются в неадекватном поведении.

Для юных людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личностного и профессионального развития на всю последующую жизнь. Успех формирования специалиста в среднем специальном учебном заведении в значительной степени зависит от процесса социально-психологической адаптации студентов.

С 2006 года в колледже работает психологическая служба, в которую входят педагог-психолог колледжа, заместители директора по воспитательной и методической работе, председатель профкома колледжа и председатель студенческого совета.

Основной целью психологической службы является психологическое сопровождение студентов в процессе их обучения и профессионального становления в колледже.

Основными задачами являются:

  • приобщение педагогического и студенческого коллективов к психологическим знаниям;
  • психологическое исследование личностей студентов и отдельных студенческих групп, обеспечивающее индивидуальный подход к каждому студенту колледжа;
  • предупреждение возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии студентов;
  • оказание психологической помощи студентам, имеющим проблемы в обучении, личностном развитии и психологическом самочувствии.

Для осуществления поставленных задач психологической службой проводится работа в следующих направлениях:

  • психологическое просвещение и психологическая профилактика;
  • психологическая диагностика, психологическое консультирование и коррекция.

Девиантное поведение, объединяющее сирот, воспитанников интернатных учреждений, опекаемых детей и детей из социально-неблагополучных семей, имеет одинаковые психологические корни. Все они в тот или иной период жизни были лишены постоянной любви и заботы значимого для них взрослого. Причина многих патологий, развивающихся по невротическому признаку, сводится к материнской депривации как к отсутствию постоянно значимого, эмоционально связанного с ребёнком лица, выступающего для него в роли матери. Без удовлетворения этой базовой потребности никакие методы и способы работы с детьми не компенсируют неблагополучных обстоятельств их жизни, нарушений в интеллекте, эмоционально-волевом и личностном развитии. Эти нарушения приводят в последствии к тому, что воспитанники закрытых учреждений не готовы к решению жизненных ситуаций во взрослой жизни. Невозможно смыкание сложившегося в прошлом образа-Я с будущим представлением о себе. Подобную неспособность юных достичь личной идентичности Э.Эриксон называл кризисом идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смещение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. По мнению Э.Эриксона такие подростки ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчуждённость, и иногда кидаются в сторону «негативной идентичности», т.е. девиантного поведения.

У детей опекунов (88% всех опекунов – одинокие бабушки, 20% из них старше 70 лет) и у безнадзорных детей процесс профессионального самоопределения также затруднён. Это происходит в силу их ограниченного социального опыта, частого пребывания в среде неработающих или асоциальных элементов, отсутствие позитивных ролевых моделей и успешного учебного опыта. Можно утверждать, что успешность профессионального самоопределения молодёжи из лиц группы риска находятся в прямой зависимости от повышения уровня их социальной компетентности.

В соответствии с основными принципами работы по социальной адаптации необходимо использовать контроль и опеку только на начальном этапе формирования новых навыков самостоятельности при тщательной градации, при систематическом стимулировании новых жизненных навыков таких как собственная активность, целеполагание, жизненное планирование, систематические усилия и личностная ответственность. Усвоение новых навыков может опираться только на уже имеющиеся (подчинение и послушание), но с учётом их сформированности в условиях психологического насилия, что приводит к негативизму и сопротивлению.

Когда среда меняется, индивид, стремясь к внутреннему комфорту, тяготеет к себе подобным; все объединяются в стайки, группировки – так реализуется базовая потребность принадлежности. Это затрудняет процесс адаптации. Поэтому, студенты группы риска учатся в обычных учебных группах, селятся в общежитии совместно с воспитывающимися в семье, адаптированными ребятами.

Здесь важно хорошее владение техниками работы с подростками, имеющими нарушение привязанностей. Как первейшее последствие материнской депривации оно проявляется в базовом недоверии к миру и ко всем взрослым в частности, в хорошо развитой манипулятивности, ситуативно-реактивном типе мышления и задержках психического развития. У подростков данной категории плохо сформированы коммуникативные навыки, бедный лексический и эмоциональный вокабуляр, не работают причинно-следственные связи, их жизненный опыт отягощён негативными переживаниями, зато при хорошо развитой интуиции они чувствуют, что от них хотят услышать, и зачастую выдают желаемое за действительное. В подобной ситуации преподавателям, педагогу-психологу надо действовать опосредованно через тех позитивных значимых взрослых, с которыми уже сложились доверительные отношения, направлять процесс реабелитации как в совместной творческой и учебной деятельности студентов и взрослых, так и в тренинговой работе. Индивидуальное консультирование вводится в работу на более поздних этапах.

Всех детей группы риска объединяет один патогенный фактор их биографии – они воспитаны в условиях материнской депривации. Такое воспитание не может удовлетворять основные базовые потребности в безопасности, принятии и заботе. Это неизбежно приводит к искажению основных социальных ролей: «ребёнок», «взрослый». Для психологической коррекции и социальной реабелитации требуется восстановление этих ролей. Это очень трудный процесс, т.к. он осложнён особенностями переходного возраста, для которого характерны отрыв от семьи, негативизм, приоритет мнения сверстников. Но именно в этом возрасте возникает сознательное Я. Для адекватного образа Я, по мнению С.Куперсмита, необходимы три основных условия:

  • принятие родителем ребёнка;
  • установление ясных и однозначных правил, регламентирующих его поведение;
  • предоставление ему свободы действий в установленных родителями границах.

Роль родителя переходит к значимому взрослому, который, войдя в социальную сеть студента группы риска, становится её ядром. Через освоение ролевых моделей поведения взрослого идёт изменение поведения ребёнка, через демонстрацию и практическое применение жизненных ценностных установок и моральных норм происходит становление и коррекция нормативности у ребёнка. В результате совместной деятельности ребенка и взрослого появляется доверие к взрослому.

Переход к событийной субъектной жизненной позиции должен проходить при активном участии личности самого подростка. Мотивацией могут быть: восполнение потребности в личностной значимости, ощущение возможности самому повлиять на изменение ситуации к лучшему, комфортные ощущения в ситуации успеха.

Чаще всего дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей остаются необеспеченными основной функцией социальной компетентности: эффективным взаимодействием в системе межличностных отношений и адекватной ориентацией в социальных ситуациях. Реабелитационная работа с детьми группы риска предполагает построение и моделирование ситуаций, в которые эти навыки вплетены в естественный контекст. Необходимо создавать условия для организации досуга, приобретения социально-правовых знаний, развития навыков социальной компетентности – тем самым выстраивать реабелитационное пространство для успешной социальной адаптации студентов и их личностного роста.

Повышению эффективности реабелитационной работы со студентами способствует планирование социально-психологического сопровождения студентов. Основным инструментом этого сопровождения является индивидуальный план развития подростка, предусматривающий его диагностику, оценку состояния и коррекционные мероприятия.

В план входят следующие разделы:

  • соматическое состояние студента
  • эмоционально-психологическая сфера
  • поведение
  • социально-бытовые навыки
  • досуг

Обязательным условием является участие студента в обсуждении планов его развития и достижения им результатов, а также постепенный переход ответственности за запланированные мероприятия со взрослого на подростка.

Очень важно осознание подростком себя как активного и главного деятеля, благодаря которому происходят (или не происходят) все позитивные изменения.

Задача взрослых – помочь ему увидеть свой успех, прочувствовать и закрепить достижения.

Актуализация воспитательной работы с молодёжью - задача не только педагогическая, но и социальная. Тем более что средства массовой информации «работают» сейчас в большинстве своём на разрушение личности. В таких условиях поднять уровень воспитательной работы крайне тяжело, а тем более повысить её эффективность. Мы решили взять то, что наработано не одним поколением русских педагогов дореволюционной России, многое хорошее, что было в советской школе и, сообразуясь со временем, общественно-политическим строем современной России, современными условиями и возможностями,- применить всё это в общем и профессиональном образовании.

Студия «Творчество» - один из таких примеров. Коллектив колледжа, применяя многие формы внеурочной воспитательной работы со студенческой молодёжью, считает более перспективной задачу усиления работы, прежде всего, с такими студентами, которые либо имеют творческие задатки, либо хотят приобрести навыки творческой деятельности.

Ведь организуя внеурочную воспитательную работу с такими студентами, можно через влияние их на остальную часть студенчества, добиться больших успехов, чем акцентируя внимание на проблемах «трудных» подростков. Тем более что, как показывает опыт работы студии «Творчество», принять участие в её деятельности желают как раз те, кто в учёбе по разным дисциплинам не очень успешен. И понятно почему: ведь они испытывают потребность реализоваться если не в учёбе, то в чём-то другом. И хорошо, что они выбирают именно эту деятельность. Подчас через участие в работе в студии такие юноши и девушки преображаются, добиваясь успехов и в творческой деятельности, и в том, где, казалось, отставали безнадёжно.

Студийцы в учебных группах уже на третий месяц пребывания в коллективе, изменяют качественный состав групп в лучшую сторону, становясь их ядром, задавая здоровый тон в своих коллективах. Студия, таким образом, не подменяет другие формы воспитательной работы, а цементирует её.

В студии, наряду с постоянными членами, появляются так называемые «непостоянные члены», т.е. те, кто участвует не во всех делах студии, а, скажем, в выставках творческих работ, в концертах, в олимпиадах, студенческих предметных конференциях и т.д.

Студия «Творчество» - многоцелевой воспитательный проект. Главная цель, которую ставят перед собой руководители студии, состоит в создании ими для всех студийцев деятельностного поля, «зоны успешности», в пределах которых каждый его член имеет все возможности раскрыть свой творческий потенциал, совершенствуясь в совместной работе. При этом преследуется цели: воспитание патриотизма, любви к своей Отчизне, родному Донскому краю; выработка навыков коллективного творчества; развитие у каждого члена студии организаторских способностей, самостоятельности.

Ожидаемый результат при этом – не качественные показатели каждого студийца и студии в целом, а совершенствование приобретённых навыков творческой деятельности, т.е. духовное возмужание всех и каждого. Интервьюирование, анкетирование, тестирование, проводимые в первые дни сентября дают обширные сведения о личности студента, его интересах, индивидуальных особенностях, помогающих определить «маршрут» коррекционной работы с каждым студентом.

Литература:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.
  2. Гатанов Ю.Б. Мотивация и интеллект. Ж. Школьный психолог 2002 №12.
  3. Зинченко В.П., Назаров А.И. Последствие теории действия А.В.Запорожца.
  4. Ковалёв А.Г. Психология личности.
  5. Кривцов С.В. Тренинг «Учитель и проблемы дисциплины». Москва, «Генезис», 1997.
  6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М. 1971.
  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. 1977.
  8. Маркова Л.К., Матис Т.А. ,Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Москва, «Просвещение»,1990.
  9. Маркова Л.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. Москва, «Педагогика»,1983.
  10. Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения. Ж. Социологические исследования. 2005.
  11. Селенина Е.В. Социально-трудовая адаптация детей группы риска. Ж. Вопросы психологии 2003 №6.
  12. Степанова М.А. Умственное развитие в условиях неразвивающего обучения. Ж. Вопросы психологии 2003 №5.
  13. Степанова М.А. Замкнутый круг мотивации. Ж. Школьный психолог 2000 №9.