Логопедическое занятие для учащихся 1-го класса группы "Фонематическое недоразвитие"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Совершенствование навыков анализа и синтеза слогового состава слова.

Задачи:

  • Закрепление правила о слогообразующей роли гласных звуков.
  • Закрепление понимания того, что слог – часть слова, не заключающая в себе смысла.
  • Привлечение внимания учащихся к наличию и последовательности слогов в словах, что является смыслоразличительным фактором при произнесении, чтении и записи слов. Развивать навыки слогового анализа и синтеза.

Оборудование: схемы слов, предметные картинки, слогофоны, раздаточные картинки, рамки для составления кроссвордов, мяч, флажок, блокноты, игрушка Грамматейка.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

-Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Грамматейка. Он хочет с вами познакомиться. Нам поможет игра “Чей слог, отзовись!” Вы по очереди называете первый слог имени кого-нибудь из вас, а тот, кто услышит свой слог, отзовётся и назовёт своё имя полностью. Дети садятся на места.

  1. Содержание занятия.

1.Определение темы занятия.

- Грамматейка принёс для вас что-то интересное, а что, мы узнаем, если правильно соберём цепочку, в которой рассыпались звенья.

Детям раздаются карточки-звенья, в которых вписаны слоги.

- Посмотрите и скажите из чего состоят звенья? (Из слогов.)

- Правильно, цепочка слоговая, и нам надо соединить слоги-звенья так, чтобы получились слова. Вот два звена. Это начало цепочки: ПОЧ   КА. Продолжим её так, чтобы последний слог предыдущего слова стал первым для следующего слова.

Дети расставляют звенья, произнося получившееся слово.

- Мы собрали цепочку. ПОЧ КА МЫШ КИ НО ТА

- Ребята, вы догадались какая тема нашего занятия? С чем мы сегодня будем работать? (Мы будем работать со слогами и словами.)

- Давайте соединим первый и последний слоги цепочки и узнаем что же принёс Грамматейка. Дети соединяют слоги – ПОЧТА. (Грамматейка принёс почту.)

2. Закрепление правила о слогообразующей роли гласных звуков.

а) - Ребята! Вам прислали письма первоклассники из других школ с интересными заданиями. Достать конверты с заданиями. На каждом конверте вот такой восклицательный знак (!). Это значит, что мы должны обязательно отметить, что интересное и важное помогли вспомнить эти задания.

- Открываем первый конверт. Перед вами карточки со схемами слов, на которых обозначено количество слогов в слове. Детям раздаются карточки и предметные картинки.

____ ____ ____ ____ ____ ____
____________ ______________ ________________

Определите количество слогов в словах и расставьте картинки под схемами. Сколько гласных звуков в слове ДОМ ? (Один). Значит и слог тоже один. Аналогично дети работают со словами: РЫБА, ЗАБОР, БАНАНЫ, называя гласные звуки.

б) - Ещё одно задание из первого конверта. Детям раздаются карточки, с последовательно изображёнными предметами: стол-столы-столики, куст-кусты-кустики, дом-дома-домики, шар-шары-шарики. Назовите первый предмет. (СТОЛ). Сколько гласных звуков в этом слове? (Один). Слог тоже один. Измените слово так, чтобы в нём стало сначала два слога, затем три. Под картинками начертите схемы слов, разделив их на слоги, красным карандашом кружочком отметьте гласные звуки в каждом слоге.

- Что же важное мы вспомнили, выполнив эти задания? (Указать на воскл. знак. !) Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.

3.Закрепление понимания того, что слог – это часть слова, не заключающая в себе смысла.

- Открываем второй конверт. Разгадать задание нам поможет стихотворение:

Что за ЛИ? Что за МОН?
Никакого в звуках смысла!
А как скажут ЛИМОН -
Сразу станет кисло-кисло!

Что за КИ? Что за НО?
Людям вовсе неизвестно!
А как скажут КИНО -
Сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА?
Вот ещё одна загадка.
А как скажут ХАЛВА –
Сразу станет сладко-сладко!

- Ребята нам прислали слогофоны. Слогофон состоит из двух вращающихся дисков. В диски вписаны слоги. Если правильно соединять две части, то можно составить слова. На первом диске найдите слог КАР, а на втором диске подберите второй слог, чтобы получилось слово. (ТА) Дети выполняют задание с остальными слогами.

- Ребята, я произнесу слог ЛУ отдельно и слог ЖА отдельно. Вам было что-нибудь понятно? (Ничего не понятно.) Но, соединив слоги, нам сразу стало ясно: ЛУЖА – небольшое углубление, наполненное водой.

-Что же важное мы можем отметить, выполнив эти задания. Ответы детей. (Слог это часть слова. Если в слове несколько слогов, то слог отдельно от слова не имеет смысла).

4. Привлечь внимание детей к наличию и последовательности слогов в словах, что является смыслоразличительным фактором при произнесении, чтении и записи слов.

- Открываем третий конверт.

а) Физкультминутка. Ребята просят поиграть с вами в мяч. Дети встают вокруг логопеда.

- Я называю слово и бросаю одному из вас мяч, а вы меняете местами слоги в слове и возвращаете мне мяч с другим словом: РАДЫ-ДЫРА, НАСОС-СОСНА, КАБАН-БАНКА, КАМЫШ-МЫШКА, ЖИЛЫ-ЛЫЖИ, КАЧАЙ-ЧАЙКА, НАВЕС-ВЕСНА, НАШИ-ШИНА. Дети садятся на места.

-Что мы сейчас делали, и что у нас получилось? (Меняли слоги местами и получалось другое слово.) Правильно. Навес - это крыша или завеса от солнца или непогоды, весна - это время года.

б) Ещё одно задание. Раздать детям картинки с предметами, в названии которых слоги поменялись местами.

- Посмотрите на первую картинку и прочитайте слово. (ЗА-КО) Разве так зовут это животное? (Нет.) Назовите правильно. (КО-ЗА) Что случилось со словом? (Слоги поменялись местами, перепутались.) Слово получилось? (Нет.) Исправьте ошибки. Напишите слова под картинками правильно.

в) Следующее задание. Раздать детям картинки, в названии которых не хватает одного слога.

- Посмотрите на первую картинку и назовите, что на ней изображено. (Бабочка.)

- А что написано под картинкой? (БОЧКА.) Что случилось со словом? (Потерялся первый слог БА.) Потеряли слог и получилось другое слово. На следующей картинке изображена (Собака), а написано (СОКА). Что случилось со словом? (Потерялся второй слог БА.) Слово получилось? (Нет.) Продолжить работу с остальными картинками: РИЦА-КУРИЦА, КОВА-КОРОВА.

- Что же интересного и важного мы узнали из этих заданий? Ответы детей. (Слоги менять местами и пропускать при чтении и на письме нельзя, может получиться другое слово, или слово совсем не получится).

- Правильно! Каждый слог очень важен на своём месте.

г) Очень интересное задание приготовил для вас Грамматейка.

- Сейчас мы прогуляемся по запутанным дорожкам и соберём по пути слоги. Детям раздаются карточки, на которых нарисованы запутанные дорожки со слогами. У каждой дорожки своё слово. Не теряйте и не меняйте местами слоги, и вы благополучно пройдёте весь путь и соберёте слово. Запишите получившиеся слова в конце каждой дорожки. Прочитайте получившиеся слова: (первая дорожка - ПЕНАЛЫ, вторая - КАРЕТА, третья - ПОМЕХА, четвёртая - ФОНАРИ).

- Я раздам вам карточки, в которые вы впишите по порядку из этих слов тот слог, номер которого я назову. Слушайте внимательно: ПЕНАЛЫ – 1слог, КАРЕТА – 2 слог, ПОМЕХА – 2слог, ФОНАРИ – 2 слог. Покажите свои карточки Грамматейке. - Когда звенит звонок, кончается урок, приходит его смена, наступает (дети произносят) ПЕ РЕ МЕ НА.

Молодцы! Вы не потеряли и не перепутали слоги. Со всеми заданиями справились успешно.

III. Итог занятия.

- Понравились вам задания ребят из других школ? Давайте ещё раз отметим то важное, что было в этих заданиях. Ответы детей:

  • Слог – это часть слова. Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
  • Слоги при чтении и на письме терять и менять местами нельзя – получится другое слово, или слово вообще не получится.

- Спасибо, ребята, вы прекрасно занимались! За вашу активную работу и правильные ответы Грамматейка дарит вам блокнотики, в которых вы тоже придумаете и запишите интересные задания для ребят из других школ. А в блокнотиках спрятались маленькие гномики. Если вам занятие понравилось, то дорисуйте гномику улыбку, а если не очень, то нарисуйте грустное выражение и подарите гномиков Грамматейке.