Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по теме "Научно-популярные и художественные тексты о животных" (система Л.В. Занкова, учебник В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • создать условия для формулировки определения “научно-популярный текст”;
  • развивать коммуникативные элементы деятельности на уроках чтения;
  • способствовать формированию первичных исследовательских навыков.

Оборудование:

  • карточки со словами “тексты о животных”, “писатель-натуралист”, “научно-популярные”, “художественные”;
  • листы с текстами Б.Житкова “Про обезьянку”;
  • таблицы для анализа текстов;
  • листы для рефлексии;
  • сигнальные карты

 Ход урока

  1. Организационный этап
Учитель: (Звучит музыка пения птиц).

По весне
До самого рассвета
Соловьи залётные не спят,
Всё поют,
А как настанет лето,
Соловьят без устали растят.
Сколько им таланта и раденья
Надо, чтоб из робкого птенца,
Вышел мастер колдовского пенья,
Песнями пленяющий сердца.

Ребята, а какое у вас настроение вызывает пение птиц?

Дети: Доброе, спокойное, радостное…
Учитель: Соловьи волшебными звуками радуют наши сердца. Дивное пение птиц вызывает в нас желание дарить радостные слова, чтобы они, как песни согревали наши души. Повернитесь друг к другу и произнесите такие слова.
Дети: Говорят друг другу “тёплые слова”.
  1. Этап проверки выполнения домашнего задания
Учитель: Вчера на уроке мы с вами познакомились с творчеством Р.Киплинга и прочитали сказку “Откуда у кита такая глотка?” Дома вам было предложено задание на выбор: либо выдвинуть свои версии на темы: “Почему тигр полосатый?”, “Откуда у кенгуру сумка?”, “Почему не летает птица курица?”, либо придумать свои подобные вопросы для одноклассников. Итак, кто хочет поделиться с нами своим мнением?
Дети: (Выступают у доски).
Учитель: А кто придумал свой вопрос? Сразу прошу вас кому-то адресовать его.
Дети: (Ученики зачитывают свои вопросы и отдают карточку с вопросом кому-то из одноклассников).
  1. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Учитель: Спасибо, я очень довольна вашей работой. Скажите, ребята, какие умения вам пригодились при выполнении домашнего задания?
Дети: Умение работать с различными книгами, умение сочинять и фантазировать и т.д.
Учитель: Хорошо, спасибо. А теперь прошу ваше внимание на доску. Прочитаем все вместе тему нашего сегодняшнего урока.
Дети: Тексты о животных.
Учитель: Как вы думаете, чему мы можем научиться, читая тексты о животных?
Дети: Мы можем узнать о повадках и жизни животных, чем они питаются и т.д.
Учитель: А если вспомнить, что у нас с вами урок литературного чтения, ведь о повадках и жизни животных мы можем узнать ещё и на уроке окружающего мира.
Дети: Мы можем поучиться определять жанр и специфику текста.
  1. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Антиципация

Учитель: Итак, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересными текстами, и на доске мы видим слова, которые нам встретятся в первом произведении. Прочитаем эти слова вполголоса по слогам.
  • КАХАУ
  • НОС-ОГУРЕЦ
  • ПЕРЕКРИЧИТ
  • ДУЭЛЬ
  • ПЕРЕПОНКИ
  • ПОБЕДИТЕЛЬ
  • ДОТЯНУТЬСЯ
  • НОСАЧИ

Предположите, пожалуйста, о каком животном пойдёт речь в этом тексте?

Дети: (Высказывают предположения).
Учитель: Хорошо, спасибо за мнения. Сейчас мы это проверим, откройте учебники на стр.92. Перед вами текст И.Акимушкина “Обезьяньи носы”. Скажите, ваши предположения о содержании текста изменились?
Дети: Да
Учитель: Скажите, значения данных слов вам понятны? (указываю на доску). Хорошо, прочитаем текст, я прошу вас следить.

(Чтение текста хорошо читающими детьми).

Релаксационная минутка

Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем,
Дышится легко,
Ровно, глубоко…

Ощутите себя маленьким солнышком, которое излучает на окружающих любовь и доброту.

Ровно, глубоко,
Дышится легко,
Глазки открываются,
Реснички поднимаются.

Скажите, вам понравился текст? Что вас удивило? Найдите и прочитайте отрывки, которые вас наиболее удивили.

Дети: (Зачитывают из текста).
Учитель: Как вы думаете, существуют ли на Земле такие животные или И.Акимушкин их придумал:
Дети: Существуют.
Учитель: А как же, по-вашему, И.Акимушкин о них узнал?
Дети: Наблюдал, прочитал.
Учитель: Авторов, которые изучают объекты природы, а потом интересно и доступно нам о них рассказывают, называют писателями-натуралистами (прикрепляю новое слово на доску)

Алёна у нас на дом получала дополнительное индивидуальное задание – подготовить выразительное чтение отрывка из произведения Б.Житкова “Про обезьянку”. Перед вами этот текст есть, <Приложение 1> прошу вас следить. Пожалуйста, Алёна.

Физкультминутка

  1. Этап первичной проверки понимания изученного.
Учитель: Ребята, о чём этот текст?
Дети: В этом тексте рассказывается …
Учитель: Чем он интересен?
Дети: (Высказывают свои мнения)
Учитель: Мы с вами прочитали два текста. Что их объединяет?
Дети: Общая тема, это авторские произведения
Учитель: А сейчас я предлагаю вам поработать в группах для того, чтобы определить, чем же эти тексты отличаются друг от друга. Достаточно заполнить таблицу <Приложение 2> и затем выступить со своим мнением. Вам нужно напомнить правила работы в группах?
  1. Этап коррекции и способов действий учащихся
Учитель: (Спрашиваю все группы по очереди по одной строчке. Если есть необходимость, дети оспаривают мнение группы-оппонента.)

Что интересного вы заметили?

Дети: Текст И.Акимушкина очень похож на научный, но в тоже время он содержит элементы художественного текста, например, мы можем определить отношение автора, место и время событий. У нас возникли затруднения в выводе, помогите нам определить стиль текста.
Учитель: Такие тексты называют начно-популярными. А можем ли мы этот текст превратить в научный, если да, то как?
Дети: Можем, достаточно убрать отношение автора, лит.приёмы, место и время событий.
Учитель: Хорошо, спасибо.
  1. Этап применения знаний (творческая работа)
Учитель: Скажите, пожалуйста, если вернуться к теме прошлого урока, то какой интересный вопрос вы задали бы к произведению И.Акимушкина?
Дети: Почему у обезьяны кахау такой нос?
Учитель: Попробуйте найти ответ на него, даю несколько секунд на размышление.
  1. Этап подведения итогов урока
Учитель: Предлагаю вернуться к формулировке темы нашего урока, т.к завтра мы продолжим начатую работу. Подумайте какие слова можем мы добавить в начало, мы поработали с двумя разными текстами.
Дети: Научно-популярные и художественные тексты о животных
  1. Этап рефлексии и информации о домашнем задании
Учитель: У меня к вам вопрос: что вы чувствуете к концу урока? Какое у вас настроение? Заполните, пожалуйста, листочки <Приложение 3> в соответствии с вашим настроением.
Дети: Предполагаемые варианты:
  1. Сегодня на уроке мне было интересно…, или я узнал…
  2. Своей работой на уроке я доволен.
  3. Дома я решил:
  • познакомиться с творчеством И.Акимушкина и Б.Житкова,
  • дочитать текст Б.Житкова до конца,
  • найти свой текст об интересном животном,
  • сочинить научный текст про обезьян

( Возможны другие варианты)

Учитель: Хорошо, в качестве домашнего задания я предлагаю вам любое из всех перечисленных.

Спасибо за урок, я вами очень довольна.