"Пылающий адрес войны" (И.Уткин). Подготовка к сочинению-письму в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Познакомить учащихся с формой сочинения - письмо
  • Совершенствовать речевые умения и навыки
  • Способствовать воспитанию таких черт личности, как патриотизм, уважение к старшему поколению, милосердие и доброта.

Оборудование урока:

  • магнитофон,
  • компьютерная техника,
  • слайды репродукций с картин Б.М. Неменского «О далеких и близких», Н.Я. Бута «Письмо», А. Шилова «В День Победы. Пулеметчик П.П. Шорин»,
  •  фотография «Муса Джалиль с дочерью Чулпан».

Оформление доски:

  • запись темы
  • эпиграф:

На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
И. Уткин.

  • определение из словаря С.И. Ожегова: «Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь».
  • Задание 2. Орфографический диктант.

План урока:

  1. Вступление. Письма с фронта.
  2. Беседа. Тема, цель урока. Памятка-план «Как писать письмо».
  3. Работа над планом.
  4. Заключение.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

Звучит песня «Священная война» (музыка А.Александрова).

  1. Вступление.

Учитель: Течет река времени. Минуло уже более 60 лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли разрушенные и сожженные города, выросли новые поколения. Только человеческая память не может забыть. Почти в каждой семье хранятся письма прадедушек и прабабушек, дедушек и бабушек, воевавших на этой войне.

<Рисунок 1>

<Рисунок 2>

Ученица:

Вижу в семьях очень разных
Письма почты полевой.
В горький час и в светлый праздник
Голос их звучит живой.

<Рисунок 3>

- Письмо известного татарского поэта Мусы Джалиля своей дочери:

«Милая моя Чулпаночка! Наконец, поехал на фронт бить фашистов- мерзавцев. Ты, наверное, в кино бываешь и видишь, как наши бьют и гонят с нашей земли фашистов. Вот так я тоже буду воевать. Когда совсем их выгоним и победим, я приеду. Будем праздновать твой день рождения… Ну, пока, дорогая, до свидания! Крепко целую, папа. 28 февраля 1942 г.»

25 августа 1944 года Муса Джалиль был жестоко казнен в гестаповских застенках.

Второй ученик: Предсмертное письмо командира танка В.А. Сивкова и радиста П.К. Крестьянинова:

«Мы остаемся двое в танке №17, решив, лучше умереть в своем родном танке, чем покидать его. В плен сдаваться не будем. Немцы два раза подходили к танку, но открыть не смогли. В последнюю минуту жизни взорвем танк, чтобы он не попал врагу. Просим сообщить домой, что мы выполнили свой долг перед Родиной. 15 мая 1944 года, 6 часов 10 минут утра»

Учитель: Каждое имя солдата, погибшего за свободу Родины, - это нравственное богатство народа. Мы должны свято чтить память тех, кто не вернулся с той воины, и бережно относится к тем, кто выстоял.

  1. Беседа:
  • Какие чувства вызвали у вас эти письма? (чувство восхищения мужеством, героизмом солдат, горечь потерь).
  • Какой вы представляете себе войну? (страшное событие, смерть близких людей, кровавое злодеяние людей).
  • Знаете ли вы героев Великой Отечественной войны? (Александр Матросов, Олег Кошевой, Михаил Петрович Девятаев и многие другие).
  • Тема нашего урока «Пылающий адрес войны», как вы понимаете это выражение? (Пылающий, горящий, ярко освещающий; адрес – надпись на письме, указывающая получателя; «пылающий адрес войны» - это письмо солдату, который сражался за Родину).
  • Кому мы можем сегодня написать письмо по этому адресу? (Ветерану Великой Отечественной войны).

 <Рисунок 4>

Цель нашего урока – научиться писать письмо человеку, который прошел всю войну.

На доске из словаря С.И. Ожегова дано определение слову «письмо». Познакомимся с памяткой-планом «Как писать письмо»:

  • Приветствие, обращение.
  • Изложение того, что хочешь рассказать адресату. Вопросы о том, что хотел бы узнать у адресата.
  • Заключение.
  • Подпись. Дата.
  1. Работа над планом.

Письмо начинается всегда с приветствия, при этом используем обращение. Что такое обращение? (Это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью).

Задание 1.

Написать несколько приветствий с обращением к известному всей стране герою, родному человеку, воевавшему в годы Великой Отечественной войны, приглашенному на классный час ветерану:

  • Добрый день, Михаил Петрович Девятаев, человек несгибаемой воли и мужества!
  • Дорогой мой дедушка, здравствуй!
  • Здравствуйте, уважаемый Николай Семенович!

Изложение того, что хочешь рассказать адресату:

  • Рассказ о себе
  • Что я знаю о войне по художественным произведениям, кинофильмам?
  • Как родные празднуют День Победы?
  • Способен ли я на героический поступок?

Ребята, а о чем бы вы спросили ветерана?

  • Как он себя чувствует?
  • Где воевал? Помнит ли своих однополчан?
  • Какие награды имеет? За что он их получил?

Задание 2.

Записать словосочетания, объяснить орфограммы:

Истинный г…роизм – орф.2 сражат…ся за Родину – орф.23
Подр…стающее поколение – орф.13 неизвес…ный солдат – орф.4
Очевадц… событий – орф. 15 бе…страшие народа – орф. 11
Отгр…мели б…и – орф. 1  возл…гать цветы – орф. 12
  1. Заключение.

Пожелание ветерану здоровья, счастья, мирного неба. Поздравление с Днем Победы.

Задание 3.

Расставьте и объясните постановку знаков препинания в тексте, выполните синтаксический разбор первого предложения.

Война это всегда трагедия для народа. Наша страна приняла основной удар фашизма. И только ваш героизм мужество стойкость дорогие ветераны помогли победить жестокого врага.

Учитель: Надеюсь, что сегодняшний разговор никого не оставил равнодушным. А ваши письма ветеранам Великой Отечественной войны будут проникнуты душевным теплом, благодарностью за то, что они выстояли и победили.

  1. Задание на дом:

Написать сочинение-письмо ветерану Великой Отечественной войны.