Детский рисунок как полезная информация

Разделы: МХК и ИЗО


Пояснительная записка.

Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Рисунки детей могут помочь в диагностике нарушений развития, но рисунки это только часть, тщательного процесса оценки. Как читать эти сообщения, как использовать информацию в работе с детьми. В помощь учителям, воспитателям, родителям и всем кто работает с детьми. Известно, что рисование - одно из самых любимых детских занятий. Не менее известно, что рисунки содержат множество полезной информации.

Рисунки детей с эмоциональными проблемами поразительно различны, так как у каждого ребёнка свой вид расстройства. Рисунки не говорят всё. Это лишь помощник часто не заменимый, в понимании проблемы, которую невозможно выразить словами.

Американский доктор, психолог Ф.Гудинаф, предложил шкалу для оценки изображения человека при определении умственного развития. Тест получил широкое распространение в Соединенных Штатах, так как он нравился детям, был экономичен и удобен в провидении, отличался стабильностью результатов для дальнейшего сопоставления и высокой степенью корреляции. Вместе с тем Гудинаф признает, что свидетельство нестабильности может иногда появиться в рисунках даже раньше, чем становится очевидным клинические проявления заболевания.

ЦЕЛЬ:

  • Научиться читать детские рисунки, понимать их и использовать их в работе с детьми. Для учителей, воспитателей, родителей.

ЗАДАЧИ:

  • Выявить индивидуальные особенности психического и поведенческого развития ребенка, его отклонений от некоторого среднего стандарта с помощью детского рисунка.
  • Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Психологическая диагностика рисунка - это область специальных знаний, связанных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического развития, достигнутого индивидом или группой. В качестве объекта психодиагностической оценки может выступить практически все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взятого человека и кончая сложнейшими социально - психологическими процессами, возникающими в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом.

Результаты психодиагностического обследования, ни при каких условиях не должны использоваться во вред ребенку.

Результаты психодиагностического обследования без учета многих других факторов и без принятия в расчет мнения педагогов и родителей не могут служить основанием для определения судьбы человека и заключения о возможностях его обучения и воспитания.

Психолог, работающий в системе образования, должен проводить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимой информацией о детях с которыми они работают.

В большинстве методик, применяемых в психодиагностике, связано понятие возрастной нормы, которая характеризует средний уровень развития изучаемого свойства у большой группы психологически и физически здоровых детей.

Термины для обозначения того, что присутствует на рисунках детей с поражением мозга.

«Персеверация - повторение», импульсивность - быстрое, небрежное выполнение, выход из рамки - рисунок не помещается на бумаге, плохая координация - линии залезают друг на друга или не пересекаются и тенденция возвращения к каракулям, неправильно присоединённые руки неверное количество пальцев. Эти данные могут быть валидны, если рассматриваются с возрастом ребёнка, так как всё перечисленное нормально для ребёнка - дошкольника.

Диагноз эмоционального расстройства или неврологических нарушений не может основываться только на одних рисунках. Это всего лишь один из аспектов, который должен быть учтён при постановки окончательного диагноза.

Большинство детей, в возрасте семи лет, уже могут вполне удовлетворительно рисовать геометрические фигуры: квадрат, разделённый прямоугольник, треугольник. Те, у кого были выражены церебральные патологии, испытывали трудности в изображении фигур, обычно доступных на данном возрастном этапе. Достоверная оценка рисунка невозможна без принятия во внимание возраста и уровня развития.

Пропуск рук, конечно же, должен быть отмечен, так как они могут служить символами проявления агрессии, а также с их помощью можно дотянуться, познать окружающую среду, атаковать и приласкать.

Пропуск кистей рук в 5 лет – возраст, когда многие дети не изображают их среди восьми частей обычно представленных на рисунке, но после 6 лет они должны быть.

Неуверенные тревожные дети склонны рисовать мелкие фигуры, которые застенчиво занимают только маленькую часть листа. Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют свободно, с забавной развязностью создавая фигуру, выражающую своим размером, размахом и броским расположением на странице – свободу от сдерживающей тревожности.

Спрятанные руки интерпретируются как склонность к агрессии. Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную агрессию. Неуверенные дети часто изображают неустойчивые фигуры, шаткие, с крошечными ногами, не дающими эффективной поддержки. Дети бессознательно и символично выражают нестабильность личности, отсутствие крепкого основания.

Изображение семьи:

Семья – это то место, где нужно искать причины расстройств поведения. Семья или ее отсутствие продолжает оставаться основным, самым важным фактором. Если ребёнок рисует одного из родителей больше по размеру, чем остальных членов семьи, игнорируя реальные физические данные, то, вероятно, он представляет его как деспотичного, подавляющего, агрессивного, пугающего человека. Так же мы можем видеть рисунки, на которых один из родителей возвышается над другим, в реальности не превышающем его по росту и весу. Менее значимый родитель может быть изображён с маленькими руками или вовсе без них.

У фигур маленькие руки и ноги - незащищенность. Не гибкие, стереотипные фигуры рисуются, как правило, детьми, трудности которых могут принимать различные формы и иметь различные причины. У одних детей проблемы могут быть связаны с тем, что их не удовлетворительная школьная успеваемость не соответствует их способностям, они учатся ниже своих возможностей. Проблемы также могут быть связаны с чрезмерно напряженной домашней атмосферой. На напряженную семейную атмосферу реагирует аллергией и пищевыми расстройствами.

Детям несвойственно добавлять в рисунок грозовые тучи и темное солнце. Как правило, эти зловещие знаки рисуют несчастливые дети. Преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков - показывают уверенность и решительность.

Само творчество может играть роль как профилактического, так и терапевтического средства. Одобрение творческого выражения, особенно в раннем возрасте, необходимо сегодня более, чем когда либо раньше. Многое в современном мире подавляет потребность ребенка в творчестве. Долгие часы перед телевизором и стрессы особенно враждебны для творчества

Парадоксально, но некоторые одаренные художники творят свои самые лучшие работы в период психического расстройства, а некоторые странные рисунки детей шизофреников имеют явную художественную ценность.

Большинство детей, когда их просят нарисовать семью, решительно принимаются за дело. Младшие дети рисуют каждого человека выстроенных в один ряд или по двум уровням, как святые вдоль средневековых галерей собора. Значимость одного из родителя будет выражена на рисунке размером и размещением. Ниже всех, в конце ряда, или даже пропущенный.

Родство, хорошие отношения - сходство наряда, близость к кому – либо. Перевод в конец члена семьи - исключение. Изображение брата или сестры как червяка - исключение, негативное отношение.

Среди младших детей тест «Нарисуй человека» и в особенности «Нарисуй семью» является одной из самых проективных методик.Отсутствие себя - наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или отсутствием вовлеченности. Родительское недовольство, чрезмерная критика, предпочтение брата или сестры, склонны поощрять низкую самооценку, подавлять инициативу и желание достижения. В изображении этой проблемы ребенок может нарисовать себя в самом конце ряда семьи, не из - за скромности, а выражая свое низкое положение.

Маленькие фигурки, находящиеся в нижней части страницы - отмечаются в рисунках неуверенных детей. Отсутствие взаимодействия между членами семьи часто выражается тем, что каждый находится в отдельной комнате и занимается своими делами в социальной изоляции.

Подозрение на органическое поражение мозга – неумение изображать геометрические фигуры в возрасте 5 лет, повторение одного и того же (персеверация) – это черта поведенческого комплекса, обычно называется минимальной дисфункцией мозга, трудности концентрации внимания ребенка.

Рисунок ребенка с умственной отсталостью будет дезорганизованным, слабо интегрированным, часто будут пропущены некоторые простейшие элементы.

Как анализировать детские рисунки?

Яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки показатель уверенности и решимости. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в его смазанности, большое число пересекающихся линий.

В рисунках на тему « В школе» представляет интерес расположение фигур сверстников и автора рисунка. Дети с истерическими чертами характера рисуют себя обычно в центре группы. У детей с невротическими реакциями - на рисунке мало детей или они отсутствуют совсем.

То же относится к рисункам на тему «На улице», «Во дворе». Все это указывает на затруднения в приобретении дружеских, устойчивых контактов и чрезмерную опеку в семье.

Тема: «Что мне снится страшное или чего я боюсь»

Задание: Отобразить наиболее яркий страх. Если рисунок сделан, ребенок преодолел барьер страха в своем сознании. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а наоборот снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации.

Рисование темы: «Кем я хочу стать»- повышает уверенность детей в своих силах.

ТЕСТ «ЧЕЛОВЕК». Ф.Гудинаф

Ребенку нужно дать задание нарисовать как можно лучше человека в фас. Когда ребенок закончит работу, ответить на вопросы.

  1. У человека есть голова?
  2. У него две ноги?
  3. У него две руки?
  4. Туловище достаточно отделено от головы?
  5. Длина туловища превышает его ширину?
  6. Плечи выделены хорошо?
  7. Места присоединения рук и ног с туловищем выделены хорошо?
  8. Точки соединения рук и ног находятся на своих местах?
  9. Шея находится на своем месте?
  10. Шея удлинена по отношению к плечам и голове?
  11. У него есть глаза?
  12. У него есть нос?
  13. У него есть рот?
  14. Нос и рот имеют нормальные размеры?
  15. Можно различить ноздри?
  16. У него есть волосы?
  17. Волосы хорошо различимы, они покрывают голову?
  18. Человек одет (должны быть указаны, по крайней мере, шляпа на голове и пуговицы спереди)?
  19. Нарисованы две части одежды (например, шляпа и брюки) выделены не четко, но покрывают очертания фигуры?
  20. Вся одежда нарисована, как указано в пункте 19?
  21. Одежда состоит из четырех хорошо выделенных предметов?
  22. Одежда хорошо выделена и не содержит абсурдных и фантастических элементов?
  23. Пальцы рук изображены на своих местах?
  24. Пять пальцев на каждой руке?
  25. Пальцы скорее длинные,и не слишком растопырены?
  26. Большой палец хорошо выделяется по сравнению с мизинцем по размерам и расположению?
  27. Руки выделены хорошо на фоне кисти и запястья?
  28. Верхние сочленения (плечи, локоть, запястье) различимы хорошо благодаря некоторым деталям (изгиб руки по отношению к туловищу, рука согнута наполовину и т.д.)
  29. То же самое наблюдается с суставами ног?
  30. Голова имеет нормальные пропорции относительно всего тела?
  31. Руки имеют такую же длину, что и туловище, или максимум в два раза длиннее?
  32. Длина стоп соответствует примерно 1/3 длины ног?
  33. Длина ног соответствует примерно длине туловища или самое большее длиннее в два раза?
  34. Длина и ширина рук и ног пропорциональны?
  35. Пятки на ногах различимы?
  36. Очертания головы переданы точно?
  37. Очертания туловища переданы точно?
  38. Очертания конечностей переданы точно?
  39. Очертания всех остальных частей тела переданы точно?
  40. Уши хорошо различимы?
  41. Уши находятся на своем месте и имеют нормальные размеры?
  42. Глаза имеют ресницы и брови?
  43. Зрачки правильно расположены в глазной впадине?
  44. Глаза расположены пропорционально относительно лица?
  45. Взгляд прямой (т.е. глаза как бы смотрят на какой- то предмет, нет косоглазия)?
  46. Лоб и подбородок четко прорисованы?
  47. Подбородок достаточно отделен от нижней губы?

Оценка выводится очень просто. Умственно нормально развитые дети в соответствии со своим возрастом должны набрать следующее число очков:

  • 3 года- 2;
  • 4 года – 6 ;
  • 5 лет – 10;
  • 6 лет – 14;
  • 7 лет – 18;
  • 8 лет – 22;
  • 9 лет – 26;
  • 10 лет – 30;
  • 11 лет – 34;
  • 12 лет – 38;
  • 13 лет – 42;
  • 14 лет – свыше 42.

Тест «Человек» разработанный двумя американскими психологами - доктором Маковером и доктором Ф. Гудинаф. С помощью теста можно определить уровень соответствия возраста ребенка его психологическому возрасту на данный момент развития.

Заключение:

Психологическая диагностика рисунка при изображении человека.

  • Отсутствие рук в 10 лет – застенчивость, пассивность, задержка интеллектуального развития.
  • Пропуск рук в 5 - 6 лет - агрессия или наоборот застенчивость.
  • Маленькие фигуры - неуверенные тревожные дети.
  • Отсутствие тела, рта, спрятанные руки - чувство вины.
  • Преувеличенный размер рук - авторитет или агрессия.
  • Большие прорисованные пальцы - склонность к воровству.
  • Персеверация - повторение одного и того же - поведенческий комплекс, называется минимальной дисфункции мозга, трудности концентрации внимания ребёнка.

Семья:

  • Один из родителей больше по размеру чем реально - агрессивный пугающий, деспотичный человек.
  • Части тела разбросаны - отклонение от нормы.
  • Отсоединены части - неуверенность.
  • Чрезмерная штриховка, закрашивание - тревожные дети.
  • Забывание включить члена семьи - выражение негативного отношения к нему, отвержение.
  • Отсутствие себя - чувство неполноценности чрезмерная критика.
  • Расположение фигуры, рядом или напротив - хорошие отношения.
  • Одинаковые рубашки, одежда - привязанность, близость.
  • Каждый отдельно - отсутствие взаимопонимания.
  • Перевод в конец рисунка (иногда в виде червя) - неприязнь, исключение.

Родителям и воспитателям полезно научиться «читать» рисунки детей и оценивать их, чтобы понимать процессы развития личности ребенка, его отношения с семьей и внешним миром.

Литература:

  1. Джон Дилео. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. Эксмо, 2002.(Серия «Психологический практикум: тесты»).
  2. А.С.Галанов, С.Н.Корнилова, С.Л. Куликова.«Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».М. 2000г.
  3. Р.В. Овчарова, доктор психологических наук, профессор. Т.Ц. «Сфера» «Технологии практического психолога образования»
  4. Р.С. Немов. «Психология». М.2002.