Использование ИКТ на уроках географии в 7-м классе. План-конспект урока по теме "Горные породы и минералы"

Разделы: География


Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения: презентационная лекция с элементами практической работы.

Цели урока:

1. Углубление знаний о горных породах и минералах.

2. Формирование коммуникативных навыков учащихся.

3. Развитие практических умений учащихся.

Учебно-воспитательные задачи урока:

  1. Познакомить с разнообразием горных пород и минералов, их использованием и происхождением.
  2. Развивать умения учащихся определять горные породы.
  3. Продолжать развивать формы речевой деятельности учащихся.
  4. Формировать навык сжатого изложения информации.
  5. Способствовать развитию познавательной активности школьников и интереса к изучаемому предмету.
  6. Воспитывать чувство гордости за страну богатую полезными ископаемыми и талантливыми людьми.
  7. Расширять кругозор учащихся.

Средства обучения:

1) компьютеры, экран;

2) на столах коллекции горных пород, минералов, монеты, изделия из алюминия, меди, олова, золота, глины;

3) раздаточный материал (приложение 2, приложение 3 );

4) географические атласы для 6 класса, таблицы “Внутреннее строение Земли”, “Строение литосферы”;

5) оформленный стенд “Самоцветы”, выставка книг Куприна, Бажова.

Этапы урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение новой темы.

4. Обобщение и закрепление знаний.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

  • Вспомните, пожалуйста, какую оболочку мы с вами изучаем?
  • Что такое литосфера?
  • Каково внутреннее строение земного шара?
  • Для чего изучают внутреннее строение Земли?
  • Везде ли земная кора имеет одинаковую толщину?
  • Из каких слоёв состоит земная кора?
  • Как изучают земную кору?

3. Изучение нового материала.

Презентационная лекция.

Сегодняшний наш урок пройдет в форме презентационной лекции. Нам с вами предстоит выполнить практическую работу по определению свойств горных пород и минералов; самостоятельную работу “Распредели горные породы по группам”, а также ответить на вопросы для повторения и сыграть в игру “Догадайся, о какой горной породе идёт речь?”. По ходу объяснения материала вы будете заполнять конспект.

Включается презентация (приложение 1)

Ребята, сегодня мы с вами узнаем, из чего состоит земная кора, а также совершим путешествие в мир удивительных камней.

А для этого нам понадобятся знания из курса природоведения.

  • Какие горные породы вы знаете? (слайд № 2)
  • Какие минералы вы знаете? (слайд № 2)
  • Чем минералы отличаются от горных пород? (слайд № 2, 3)

Из коллекции камней выберите горные породы, затем минералы.

  • Можно ли сказать, что горные породы и минералы абсолютно одинаковые?
  • Определите, по каким же признакам они отличаются? (слайд № 4)

Каждая горная порода состоит из определённых минералов, а расположение горных пород в земной коре имеет закономерности.

  • Почему же горные породы имеют разные свойства и расположение в земное коре?

Разнообразие горных пород и закономерности их распространения зависят от того, где, в каких условиях они образовались.

Горные породы по происхождению делятся на три группы (слайд № 5)

Когда расплавленная огненная масса – магма перемещается в верхние слои земной коры, она остывает и из неё образуются магматические горные породы: гранит, базальт, пемза, руды металлов (слайды № 6, 7, 8, 9)

Найдите названные горные породы в коллекции, сравните их свойства. Запишите названия в конспект (приложение 3)

На Земле постоянно происходит разрушение скал под воздействием воды, ветра, колебаний температуры, различных организмов и хозяйственной деятельности человека. Обломки горных пород и минералов уносятся текучими водами в разные водоёмы, осаждаются на дне и образуются осадочные горные породы (слайды № 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16)

Найдите осадочные горные породы в коллекции, сравните их свойства. Запишите названия в конспект (приложение 3)

Горные породы с поверхности Земли могут быть перемещены в результате тектонических движений на глубину. Под воздействием давления, высоких температур эти породы приобретают новые свойства. Так образуются метаморфические горные породы (слайды № 17, 18, 19)

Найдите метаморфические горные породы в коллекции, сравните их свойства. Запишите названия в конспект (приложение 3)

Итак, мы с вами познакомились с группами горных пород по происхождению, рассмотрели их свойства. А теперь, вопросы для повторения (слайды № 20, 21), которые помогут вам выполнить проверочную работу (приложение 4)

А кто из вас знает, как человек использует горные породы и минералы в своей хозяйственной деятельности?

Издавна интересовались русские люди красотой и силой камня. Любой мастер камнерез должен уметь познать его скрытые свойства. Камни - немые свидетели прошлого, они могут рассказать о многом, нужно только суметь изучить и понять их “молчаливый язык”.

С нами сегодня пойдут в путешествие юные геологи, которые подготовили рассказ о горных породах.

Заслушивание опережающих творческих заданий о горных породах. О том, как используют люди горные породы в жизни, о поделках из горных пород (соль, графит, гранит, мел, торф, пемза, глина, медь, золото, олово) (слайды № 22 – 32)

4. Обобщение и закрепление знаний.

А теперь мы немного поиграем и отправимся к хозяйке “Медной горы”, она нам приготовила вопросы.

Игра “Догадайся, о какой горной породе идёт речь” (слайды № 33, 34, 35, 36)

? Камень для грамотеев. Из него делают грифель для карандашей.

Графит.

? Белая, её добавляют в пищу и для консервации овощей.

Соль.

? Болотное богатство. Его используют как горючий материал и для удобрения почвы.

Торф.

Им учитель математики пишет на доске сложные примеры.

Мел.

? Люблю тебя, Петра творение,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное течение,
Береговой её ………………..

Гранит.

? Из неё египетская царица Клеопатра делала косметические маски для лица.

Глина.

? Из неё изготавливают рубли.

Медь.

? Незаменимая “рубашка” для консервов.

Олово.

? Из него делают колечки для Тани, серёжки для Сары.

Золото.

? Она делает наши пяточки гладкими.

Пемза.

? Она делает наши пяточки гладкими.

Пемза.

Продолжим наше путешествие.

А слышали ли вы о так называемых “Камнях месяца рождения”?

У каждого человека есть свой камень, приносящий ему счастье. Например, у человека, родившегося в декабре - бирюза. Если вы знаете свой камень, назовите и расскажите о нём. А кто не знает, мы определим их камни по числу и месяцу рождения (приложение 2) (слайды № 37 – 44)

Январь - гранат

Февраль - аметист

Март - аквамарин

Апрель - алмаз

Май - изумруд

Июнь - жемчуг

Июль - рубин

Август - хризолит

Сентябрь - сапфир

Октябрь - опал

Ноябрь - топаз

Декабрь - бирюза

 Особое место среди камней занимают драгоценные камни. Приглашаю Вас посмотреть самоцветы (демонстрация стенда).

Алмаз - камень королей и стекольщиков, самый твёрдый на Земле минерал по твёрдости - 10 баллов.

Яшма - пейзаж, нарисованный самой природой.

Янтарь - самоцвет из солнечных лучей, смола древних сосен, превратившихся в камень.

Многие русские классики “воспевали” самоцветы (демонстрация книг Бажова, Куприна)

Куприн говорил:

  • о сапфире: “Он зелен, чист, весел и нежен, как трава весенняя, если поглядишь на него с утра, то весь день будет для тебя лёгкий”;
  • об изумруде: “Одни из них похожи на васильки в пшенице, другие - на осеннее небо, иные на море в ясную погоду. Это камень девственности - холодный и чистый”;
  • об алмазе: “ Это свет солнца, сгустившийся в земле и отражённый временем. Он играет цветами радуги, но сам остаётся прозрачным, словно капля…”.

На этом наше путешествие закончилось. Надеюсь, что вы много узнали нового и интересного. И вам захотелось узнать и о других минералах (слайд № 45)

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Выучить конспект (приложение 3)