Открытый урок по русскому языку (4-й класс). Тема: "Распознавание склонения имен существительных"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  1. Образовательные: научить распознавать склонение имен существительных в начальной форме (именительный падеж); познакомить с новым словарным словом, закрепить умение работы с деформированным предложением, использовать ранее полученные знания для решения учебных задач.
  2. Развивающие: развивать речь учащихся посредством знакомства с фразеологизмами, антонимами. Развивать интерес к теме урока посредством показа значимости ее для дальней работы, учить выбирать главное, делать вывод по окончанию работы, развивать положительные эмоции учащихся посредством создания на уроке нестандартных ситуаций.
  3. Воспитательные: воспитывать на уроке чувство коллективизма, решая вместе одинаковые задачи, прививать любовь к орфографии, орфоэпии и этимологии; воспитывать у детей внимание.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока:

Учитель.

- Ребята, хотите научиться писать грамотно? Умело разбираться в решении орфографических задач? Сегодня у нас интересная тема урока «Определение склонения имен существительных». Для этого мы отправимся в страну «Трех склонений» на гору Знаний. По пути мы познакомимся с новыми для нас фразеологизмами и узнаем к какому склонению относится имя существительное «тюль».

- Итак, что нам понадобится в пути?

Предполагаемый ответ.

Нам понадобятся знания.

Учитель.

- Сколько типов склонения у имен существительных?

Предполагаемый ответ.

У существительных три склонения.

Учитель.

- По каким признакам можно определить склонение?

Предполагаемый ответ.

Склонение существительных можно определить по роду и окончанию.

Учитель.

- Вот чтобы не опростоволоситься (не попасть в неловкое положение) вы должны всегда помнить это и использовать на практике. Договорились?

- Отправляемся на гору «Знаний». Туда может пробраться и Путаница. Тогда… (включить музыку). Вот и она. Она невидима. Будьте внимательны!

3. Чистописание. Ступень чистописания.

Учитель.

- Сейчас будем отрабатывать каллеграфически правильное письмо, для выработки красивого подчерка.

  1. ди рек тор
  2. директор

4. Ступень «Словарь»

Учитель.

- Кто такой директор?

Предполагаемый ответ.

Руководитель школы или предприятия.

Учитель.

- Это новое словарное слово, запомним его правописание (повторить хором)

- Зарубите себе на носу! (запомнить крепко-накрепко). Начнем словарную работу именно с этого слова, усложним работу, определим склонение:

(На доске)

Директор (2 скл.), библиотека (1 скл.), костер (2 скл.), береза (1 скл.), агроном (2 скл.), экскурсия (1 скл.).

- Для чего мы выполняем словарную работу?

Предполагаемый ответ.

Словарную работу мы выполняем для того, чтобы научиться правильно писать слова.

Учитель.

- Что такое экскурсия?

Предполагаемый ответ.

Путешествие с какой-либо целью.

Учитель.

- Какая наша основная цель урока?

Предполагаемый ответ.

Распознавать склонение и применять знания на практике.

5. Ступень «Сказки». Работа над определением склонения.

Учитель.

- Отправляемся дальше. Вот картины со сказками. Что такое? Не пойму?! Наверное, путаница здесь побывала?! Что вы заметили? Исправьте, пожалуйста! (перепутаны склонения)

- Запишем правильно в тетради в три столбика:

I II III
Репка Облако Мысль
Дедка Заяц Боль
Бабка Песок Болезнь
Семья Море Ночь
Внучка Остров Опасность
Песня Орех Печаль

- Как мы узнали существительные I, II, III склонения?

Предполагаемый ответ.

По роду и окончанию.

Учитель

Справились с заданием?

Предполагаемый ответ.

С заданием мы справились.

Учитель.

- Дома придумать мини-сказки I вариант - ко 2-ой картинке, II вариант – 3 картинке.

6. Ступень «Загадки»

Учитель.

- А сейчас отправляемся к следующей ступени. Это загадки. Что такое? Все слова перепутаны. Давайте составим предложения и определим склонение существительных (устно, и затем в тетради)

1). стрела, дуб, раскаленная, у, села, свалила.

2). коромысло, над, повисло, крашенное, рекой.

  1. Раскаленная стрела дуб свалила у села.
  2. Крашенное коромысло над рекой повисло.

(Ученики, составленные предложения записывают в тетради).

- Найди главные члены предложения, определи склонение.

- Какая главная цель этой работы? Что еще повторили? Чему научились?

7. Ступень «Учебник»

Учитель.

- Мы набираем понемногу знаний и умений. А зернышко к зернышку будет мешок. Гласит народная мудрость. Работаем по учебнику с. 55 упр. 128. определяем склонение существительных и разъясняем смысл пословиц.

Зернышко (3 скл.) к зернышку (2 скл.) – будет мешок (2 скл.). Своя земля (1 скл.) и в горсти (3 скл.) мила.

- Какую работу мы выполняли? (Смысл пословиц, определить склонение существительных)

Предполагаемый ответ.

Мы работали над смыслом пословиц, определяли склонение существительных.

8. Ступень «Интересные превращения»

Учитель.

- Отправляемся на следующую ступень «Интересные превращения»

1) Подберем к существительным 1 склонения однокоренные существительные 3 склонения

тетрадка - … (тетрадь)

лошадка - … (лошадь)

мышка - … (мышь)

2) Подберем к существительным 1 склонения однокоренные существительные 2 склонения.

дедушка - … (дед)

льдина - … (лед)

подружка - … (друг)

- На какое правило слова – существительные 2 скл.?

Предполагаемый ответ.

Парные согласные на конце слова.

Учитель.

Главная цель?

Предполагаемый ответ.

Научиться распознавать склонение существительных.

9. Ступень «Антонимы»

Учитель.

- Подобрать антоним, определить склонение.

друг - … (враг)
жара - … (холод)
север - … (юг)
грязь - … (чистота)
зима - … (лето)

- Чему научились, выполняя эту работу?

Предполагаемый ответ.

Употреблять антонимы, определять склонения.

10. Ступень «Убери лишнее»

Учитель.

  1. капуста, папа, огурец.
  2. корабль, тюль, рожь.

- Слово тюль многие люди употребляют неверно. Дело в том, что существительное тюль мужского рода, поэтому это существительное 2 склонения. И нужно говорить так: в магазине нет тюля. Какой красивый тюль! (записать)

11. Ступень «Я сам» (работа по карточкам)

Учитель.

- Сейчас вы проверите, как умеете определять склонение существительных. Это пропуск на следующий урок. На карточке над каждым словом написать склонение существительного.

12. Итог.

Учитель.

- Посмотрите, сколько ступеней мы сегодня преодолели на горе «Знаний»? Чему научились? Главная цель урока? Завтра и послезавтра снова и снова мы будем штурмовать гору Знаний.

Физминутка.

Наш веселый дружный класс!
На уроке он сейчас.
Узнаем про три склоненья,
Чтобы не было в окончаниях недоразуменья!