Родной край (Алтайский край) – частица нашей Родины

Разделы: Начальная школа


Цели. Создать условия для первоначального знакомства с историей края, животным и растительным миром, учить овладению способами поиска знаний, создать условия для творческой деятельности.

Создать условия для развития кругозора учащихся и их познавательных способностей.

Оборудование: карта Алтайского края на доске, герб города и герб края, опорные слова, даты, иллюстрации животных и растений, выставка книг посвященных Алтайскому краю.

Ход урока

Организационный момент.

Ознакомление с темой урока.

На доске записана тема урока.

Алтайский край – частица нашей Родины.

Учитель предлагает прочитать тему урока и попробовать сформулировать цель урока.

( Дети читают тему урока, предполагают цели урока)

- Как вы думаете, что поможет нам достичь нашей цели урока?

Предположительные ответы детей (рассказ учителя, чтение текстов, знакомство с книгой, выставка книг и т.д.) Предположения выслушиваются, делаются обобщения, цель фиксируется на доске.

Ознакомление с новым материалом.

Рассказ учителя. Знакомство с историей края. (На доске и у учеников на столах лежат карты Алтайского края)

Алтайский край расположен на окраине Западносибирской равнины и является частью Сибири.

Такое расположение повлияло на разнообразие и красочность местности, на разнообразные погодные условия (смена тепла и холода, различные осадки), плодородие почв и многоводность рек.

Алтайский край начали изучать очень давно – с 1604 года, после того как в Сибири был основан г. Томск. Первое поселение было построено в 1709г, но было уничтожено качающими племенами, а затем его снова построили в 1718 г.(основано русское поселение г. Бийск) выше по течению реки Бии. Поселенцы торговали пушниной. Но затем обнаружили медные руды у озера Колыванское и у горы Синюхи и тем положили начало промышленному освоению края, образованию Алтайского горного округа с главным городом Барнаулом, основанным в 1739г, близ устья реки Барнаулки. Временные хозяева – Демидовы, они привлекли в горный край поселенцев.

Затем в 1748 г была организована специальная экспедиция (П.Старцова) для выявления мест годных к заселению, которых было много найдено по долинам рек Алея, и Чарыша. Постепенно люди проникли и в горы.

Так благодаря упорству и любознательности русских людей вся верхняя часть бассейна реки Обь была освоена, обжита и для всех стала малой родиной, слава о которой разошлась по всему свету.

17 июня 1917 г постановлением Временного правительства из состава томской губернии была выделена Алтайская губерния с центром в г. Барнауле.

В 1937 году Алтайский край стал самостоятельным краем.

Показать герб Алтайского края и г. Барнаула и сравнить.

Показать иллюстрации, фотографии природы, достопримечательностей края.

-Откуда же произошло такое название Алтай?

Алтай (Алатун, Алты-ай,Алин-ту) значит золотые, пестрые, высокие –(ал), горы – (тай). Слово это монгольского происхождения. Высоким снежным горам у местного населения придается значение святости и чистоты.

-Почему наш город получил такое название?

Барнаул – название города происходи от реки, которую племена, проживающие когда-то здесь, назвали “Барнаул”, что в переводе означает “волчье озеро”, “мутная река”, “серая река”.

Чтение стихотворения.

Сейчас мы послушаем стихотворение об Алтае, которое написал барнаульский школьник Виталий Красноруцких. (читает один или два ребенка из класса, заранее подготовленных).

Алтай

По предгорьям Алтая
Я хожу не спеша.
Красота здесь такая –
Замирает душа.

Здесь крутой небосвод
И заснежены горы.
Здесь алтайский народ
И родные просторы.

Тут березка стоит,
К склонам гор прижимаясь,
Что-то ветру шепча,
Чуть заметно качаясь.

Здесь леса зелены.
И закат так прекрасен,-
Степи тайны полны.
Кто ж мой край так украсил.

В Барнауле живу-
Мне другого не надо.
И в мечтах, наяву-
Для меня он награда.

Тут простор и покой.
И скажу без сомненья:
Здесь и дом мой родной –
Уголок вдохновенья!

Физминутка.

Работа с картой.

Алтайский край граничит с Новосибирской областью, Кемеровской областью, республикой Казахстан и республикой Алтай (которая получила этот статус в 1991 году).

- Найдите эти границы на картах, которые лежат у каждого на столах. (Дети работают с картой)

В нашем крае 60 районов, 12 городов краевого подчинения, 14 поселков городского типа и 1621 сельский населенный пункт.

- Найдите города и поселки на карте.

Мы с вами кратко познакомились с историей возникновения Алтайского края, а сейчас познакомимся с природой и животным миром.

Природа Алтайского края поражает разнообразием пейзажей. Это бескрайние степи, всхолмленные предгорные равнины, березовые колки и сосновые боры, горные хребты и долины, могучие кедры и лиственницы, большие горные реки и широкая река Обь. (Сопровождаем показом подобранных фотографии или иллюстраций.)

Обь – берёт своё начало при слиянии двух горных рек Бии и Катуни. (показать на карте).

Обь – слово из зырянского языка, по мнению ученых, связанное с персидским словом “об” - “вода”. Географ В.Н.Татищев писал в 1744 году, что “сиё имя Обь есть остяцкое и значит Великая” ( Показать портрет)

Бия – (алтайское, бий- господин, повелитель) – правый исток Оби.

Катунь – (древнетюркское, кадын/хатун – женщина, повелительница) – левый приток Оби.

В народе существует много легенд об образовании замечательной реки Обь. Послушаем одну из легенд. (Рассказывает один из учеников, заранее подготовленный.)

Легенда "Откуда Обь течет"

Давно это было. В этом месте не было высоких гор, какие есть сейчас, а были обширные равнины. На этих равнинах паслись огромные стада овец, лошадей и другой живности, принадлежащих хану Алтаю. Но дороже богатств у хана была дочь, красавица Катынг. Много богатырей просили руки красавицы, но получали всегда отказ. Катынг втайне горячо любила бедного пастуха Бия.

Когда Катынг отвергла очередного жениха, отец рассердился и сказал: “Отдам тебя за того, за кого захочу”. Тогда Катынг решает бежать к любимому Бию. Узнав о решении Катынг, Бий бросил ханские стада, побежал навстречу любимой.

Обнаружив пропажу дочери, хан Алтай приказал своим воинам: “Кто первым догонит мою дочь, тот получит её в жены”. Быстрее ветра помчалась погоня. Каждый надеялся получить красавицу Катынг в жены. Много друзей и подруг помогали Катынг в побеге. Но и воины усердствовали. Быстрее всех оказались богатыри Бобыр, Сартакпай, Сарлык. Сарлык обманув друга Катынг Урсула, помчался дальше. Но на его пути поднялась Сема, любимая подруга Катынг, она обернулась рекой. Тем временем Бий и Катынг встретились и соединились навсегда в реку Обь.

В гневе хан Алтай превратил своих воинов в камни, сам тоже окаменел от горя. А грива бегущего коня Сарлыка окаменела поднятой перед рекой семой и стала перевалом Семинским, он последняя преграда перед встречей двух любящих сердец бия и Катуни (Катынг), образовавших собой великую реку Обь.

- Алтайский край богат полезными ископаемыми. У нас добывают медные руды, цветные металлы: золото, медь, свинец, цинк, серебро и другие. Имеются местонахождения гипса, мрамора, строительных материалов (известь).

Мировую славу Алтаю принесло камнерезное дело, цветные поделочные камни (порфит, кварциты, малахит, мрамор и другие). (Показать образцы полезных ископаемых).

Группа горючих ископаемых представлена местонахождениями каменного угля и бурого, торфа и т.д.

Минеральные соли добывают на озерах Кулунды. На озере Бурлинское добывают поваренную соль с 1768 года.

Очень широко в крае развито сельское хозяйство. Об этом нам расскажет…(ученик)

Рассказ ученика.

На развитие сельского хозяйства влияют хорошие почвы, погодные условия. Овощи выращивают в теплицах и на полях. Это редис, салат, шпинат, лук на перо, картофель, свекла, капуста, огурцы, томаты и другие. Выращивают культурные растения: пшеницу, овёс, ячмень, рожь, просо, подсолнечник, горох и другие.

Работа в малых группах.

Очень разнообразен растительный и животный мир Алтайского края. На это повлияли погодные условия, разнообразие почв, разнообразие местности (горы, степи, равнины). Среди растений встречаются 700 видов полезных для человека. Часть используется для пищи и лекарств, часть как декоративные, медоносные, красильные.

Часть занесена в Красную книгу Алтая и России.

- Более подробно рассмотрим при работе в группах (по 4-5 человек). (Детям раздаются листочки с небольшими текстами, можно и с иллюстративным материалом, они читают и готовятся рассказать и показать классу о том, что интересного они узнали). Приложение 1.

- Прочитайте тексты в группах, определите, о чем в них говорится, подготовьтесь рассказать всему классу, о чем вы прочитали.

Осмысление проделанной работы.

Делается обобщение о том, какую пользу могут принести растения и животные.

-Почему их не следует приносить домой?

Дети должны прийти к выводу, что многие животные охраняются. Наш край богат растительностью. Многие растения являются лекарственными. Многие насекомые могут быть опасны, например клещ, и как нужно себя вести, чтобы уберечься от его укусов и т.д.

Рефлексия.

- Что нового вы узнали о нашем крае?

- Понравился вам урок? Достигли мы поставленной цели?

- Мы познакомились кратко с историей своего края, его животным и растительным миром.

Более подробно можно познакомиться в Алтайском краеведческом музее, а также изучив и прочитав много книг.

Домашнее задание.

Любое творческое задание на усмотрение учителя.