Система отслеживания эффективности обучения в начальной школе

Разделы: Администрирование школы


Контроль обучения в начальной школе мы проводим по двум основным направлениям:

  1. Контроль процесса обучения (в течение учебного года).
  2. Контроль результатов обучения (в конце четверти, года)

Контроль процесса обучения включает следующие  формы работы:

  • поэлементный анализ знаний (на основе срезовых работ);
  • учёт индивидуальных достижений учащихся по предметам;
  • посещение уроков администрацией и корректировка на этой основе деятельности учителя.

Контроль результатов обучения предполагает:

  • анализ отчётов по успеваемости (по предметам);
  • аналитическую беседу с учителями по выработке мер по устранению падения результативности обучения;
  • сравнительную характеристику успеваемости учащихся

Контроль за формированием программных знаний, умений и навыков учащихся, как правило, осуществляется в форме административных контрольных работ или тестирования по предметам, в форме проверки техники чтения. Одна из возникших необходимостей систематизации и отслеживания результативности обучения детей по отдельным предметам в начальной школе у нас разрешается с помощью поэлементного анализа знаний. Такая система очень удобна и доступна для диагностирования и оценивания результатов деятельности, а также помогает администратору не только выявлять изменения в знаниях учащихся, но и анализировать сам процесс усвоения ими знаний, своевременно вносить коррективы в деятельность учителей. Такой анализ проводится три раза в год на основе срезовых работ учащихся (см. Приложение 1). По  результатам поэлементного анализа составляется справка, где фиксируется снижение или повышение результатов уровня выполнения качества работ учащихся, анализируются допущенные детьми ошибки (в том числе в количественном отношении) в сравнении с предыдущими работами. С результатами работы и выводами необходимо ознакомить учителей за несколько дней до совещания, дать им возможность осмыслить эти результаты, подготовить к совещанию подробный анализ по своему классу: кто из детей снизил показатели и по каким причинам, почему возросло количество ошибок, по сравнению с ранее написанными работами, какие ошибки носят в классе массовый характер, какие пути видит учитель для устранения пробелов в знаниях учащихся. На совещании все эти вопросы обсуждаются и коллегиально намечаются меры по их решению. Например:

  • Направить на консультацию учащегося. Рекомендовать родителям учащегося провести комплексное медико-педагогическое обследование ребёнка с целью выявления причин снижения его работоспособности.
  • Оказать консультативную помощь родителям ребёнка в вопросах выполнения домашнего задания.
  • Откорректировать календарно-тематическое планирование для выделения дополнительных уроков по закреплению знаний по тем разделам программ, которые являются «западающими», там, где дети затруднялись более всего.
  • После серии таких уроков провести дублирование проверочных работ, причём включить туда задания выборочно, распределив учащихся класса по группам на основе сходства коррегируемых недостатков.

Только проводя мониторинг по разным показателям можно увидеть качественные изменения в работе учителя. Исходя из того, что существует необходимость разгрузить учителя, освободить его от заполнения большого количества всевозможной документации, была выработана оптимальная на наш взгляд форма отчётности    на начало года, по итогам четверти, года (см. Приложение 2). Такая форма отчёта позволяет проанализировать результаты работы по итогам, определить учащихся, имеющих одну «3» или одну «4», что позволяет отследить систему работы с разными  категориями учащихся и создаёт условие для индивидуальной работы с такими детьми; даёт возможность выявить учителей, давших низкое качество знаний.