Открытый урок по математике в 1-м классе "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формировать у учащихся навыки решения задач, раскрывающихся смысл действий сложения и вычитания;
  • развивать логическое мышление, навыки счета,
  • математическую смекалку, внимание, интерес к предмету;
  • воспитывать навыки культурного поведения.

Оборудование:

  • картинки героев из русской народной сказки “Гуси-лебеди”;
  • перфокарты, карточки для устного счета, цветы;
  • карточки с цифрами, раздаточный материал (кружки и квадратики);
  • задачи в стихах, листочки с заданием для самостоятельной работы;
  • корзина с гостинцами.

I. Организационный момент.

– Прозвенел звонок, урок начинается.

Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

1. Сообщение темы урока.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!

– Итак, у нас урок математики, на котором вы познакомитесь с задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.

2. Проверка готовности рабочих мест.

– Проверим готовность к уроку.

Хозяин на уроке учебник, его помощники – тетрадь, пенал.

II. Устный счет.

– Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами отправляемся в волшебный мир сказки. А в какую сказку, вы узнаете позже.

1. Сравнение чисел.

Жили-были 5 и 2.

– Ребята, назовите пятую букву алфавита? (Д)

– Значит кто жил? (Дед, старик)

-Назовите вторую букву алфавита? (Б)

– Кто жил с дедушкой? (Бабушка, старушка)

– Сравните эти числа. Что можно сказать? (5 > 2, 2< 5)

Игра “ Называй-незевай”.

Были у них …(дочка и маленький сынок)

– Кто? Сейчас мы узнаем.

–Назовите числа по порядку, начиная с наибольшего.

5

4

3

2

1

Д

О

Ч

К

А

С

Ы

Н

О

К

– Прочитайте. (Дочка и сынок)

Собрались старики в город и приказывают дочке:

– Мы поедем, дочка, в город; привезем вам гостинцы, а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.

Уехали старики, девочка посадила братца на траву и дала ему задание.

3. Работа по карточкам.

Но мальчик был маленький и ему трудно выполнить эти задания. Поможем ему.

На столах у некоторых ребят лежат перфокарты. Приступайте к выполнению. А остальные будут работать со мною.

4. Решение задач в стихах.

А девочка побежала на улицу и заигралась.

Она со своими подружками решала задачки в стихах.

На полянке у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать
Кто успел их сосчитать? (4)

На полянке у дубка –
Крот увидел два грибка,
А подальше у сосны
Он нашел еще один.
Ну-ка, кто считать готов,
Сколько крот нашел грибков? (3)

На скамейку дружно в ряд
Село несколько ребят:
Петя, Маша, Таня,
Саша с братом Ваней,
Катя тоже хочет сесть,
Сколько будет их всех? (6)

6 веселых медвежат
За малиной в лес спешат,
Но 1 малыш устал,
От товарищей отстал,
А теперь найди,
Сколько мишек впереди? (5)

В снег упал Сережа,
А за ним Алеша,
А за ним Марина,
А за ним Ирина,
А потом упал Игнат,
Сколько на снегу ребят? (5)

5 ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело,
Сколько всех их прилетело? (7)

Два лисенка играли на траве лесной,
Три зайчонка спешили с рыбалки домой.
Сколько же вместе зайчат и лисят? (5)

5. Состав чисел.

А потом девочки побежали на полянку и увидели необычные цветы.

– Какие числа надо поставить?

(На доске изображены цветы).

– Сколько цветов на поляне?

– Сколько синих?

– Сколько желтых?

– Каких больше?

– Каких меньше?

Молодцы!

III. Работа над новым материалом.

1. Решение задач.

А в это время налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.

Прибежала девочка, глядь,– нет братца! Кинулась туда-сюда,– нету!

Побежала девочка его искать.

Бежала, девочка, бежала, видит – стоит печка.

А) Девочка просит сказать, куда полетели гуси, но печь просит выполнить задание.

Давайте поможем девочке.

(1 ученик у доски, а остальные работают на месте)

– Положите на одну тарелку 3 пирожка, а на вторую столько же.

– Это сколько? (3)

– Что нужно сделать, чтобы пирожков на второй тарелке стало на 2 больше? (Нужно добавить 2 пирожка)

– Сравните, где пирожков стало больше? (На 2 тарелке)

– На сколько больше? (На 2 больше)

– Что значит, на 2 пирожка больше на второй тарелке? (На второй тарелке столько же пирожков, сколько на первой, но еще 2)

– Если 3 пирожка на первой тарелке, а на второй на 2 пирожка больше, сколько всего пирожков на второй тарелке? (5)

– Как узнали? Составьте запись с помощь разрезных цифр. (3 + 2 = 5)

Не дождавшись ответа от печки, побежала она дальше.

Б) Бежит девочка дальше и видит – стоит яблоня.

– Яблоня, покажи, куда гуси полетели?

– Выполнишь мое задание, тогда скажу.

(1 ученик у доски, а остальные работают на месте)

– Положите столько желтых кружков, сколько желтых яблок на одной ветке.

– Сколько положили? (4)

– Ниже положите столько зеленых кружков, сколько яблок на другой ветке.

– Сколько зеленых кружков положили? (4)

(Табличка СТОЛЬКО ЖЕ убирается, под табличкой 4 зеленых яблока)

– Сделайте так, чтобы зеленых яблок стало на 1 меньше. Что нужно сделать? (Нужно 1 зеленый кружок убрать)

(Учитель убирает 1 зеленое яблоко)

– Сравните, каких яблок меньше? (Зеленых яблок меньше)

– На сколько меньше? (На 1 зеленое яблоко.)

– Что значит, что зеленых яблок на одно меньше? (Зеленых яблок столько же, сколько желтых яблок, но без 1)

– Если желтых яблок 4, а зеленых на 1 меньше, сколько зеленых яблок? (3)

– Как узнали? Составьте запись. (4 – 1 = 3)

2. Физкультминутка.

Побежала девочка дальше и видит: льется молочная река – кисельные берега.

– Молочная река – кисельные берега, скажи, куда гуси полетели?

– Скажи, как называются числа при сложении?

Ничего не сказала девочка. Устала девочка.

– Давайте и мы с девочкой отдохнем.

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление нового материала.

Работа по учебнику.

Решение задачи № 1.

Но вдруг пробегал ежик. Хотела девочка ежа толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:

– Ежик, ежик, куда гуси полетели?

Ежик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит – стоит избушка на курьих ножках.

В избушке сидит Баба Яга; сидит и братец на лавочке у окошка и листает учебник математики.

– Ребята, откройте учебник на странице 88. Выполним задание № 1.

– Что прочитали? (Задачу)

– О чем говорится в задаче? (О тетрадях)

– Что известно? (Было у Люси 4 тетради)

– Что неизвестно? (Неизвестно, сколько тетрадей стало)

– Что сказано о том, сколько стало? (Тетрадей стало на 2 больше)

– Что значит на 2 больше? (Столько же, сколько было – 4, да еще 2)

– Кто знает, как найти, сколько тетрадей стало? (4 + 2 = 6)

– Составьте из разрезных цифр решение задачи.

– Проверим. Баба Яга и мальчик составили так: 4+2=6.

Самостоятельная работа.

Решение задачи № 3.

– Прочитаем первую задачу в задании № 3.

– Прочитаем вторую задачу в том же задании.

Сейчас первый вариант поможет мальчику составить из разрезных цифр решение задачи №1, а второй вариант поможет Бабе Яге составить задачу № 2.

– Приступаем.

Проверим:

Мальчик Баба Яга

4 + 1 = 5
7 - 1 = 6

Пока Баба Яга убирала цифры, девочка подкралась к окну, схватила братца и побежала домой.

А Баба Яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.

Бежит девочка, а гуси совсем ее нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:

– Реченька, голубушка, укрой меня!

А реченька ее опять спрашивает:

– Скажи, как называются числа при сложении?

– Кто сможет помощь девочке ответить на этот вопрос? (Слагаемое, слагаемое, сумма)

3. Самостоятельная работа.

Речка спрятала ребят под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.

Выбежали дети из-под бережка и побежали дальше, а гуси их увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке?

Прибежали они к яблоньке:

– Яблонька, голубушка, спрячь нас!

– Выполните задания, тогда спрячу.

– Ребята, поможем, у каждого на столе лежит листочек с заданием. Возьмите и приступайте к выполнению.

4. Игра “Какая карточка перевернута”

– Молодцы! Яблоня их и заслонила веточками, прикрыла листочками: гуси пролетели. Вышла и опять бежит с братцем, а гуси увидали – да за ней. К счастью, на дороге печка.

– Печка, матушка, спрячь нас!

– Выполните задание:

1, 2, …, 4, …, 6, 7, …, …, 10.

– Какие числа пропущены на моих пирожках?

Помогла печь ребятам укрыться от гусей. Гуси полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели.

Они прибежали домой, а тут отец и мать приехали и спрашивают:

– Чему учились на уроке? (Решать задачи)

5. Работа в тетрадях.

Самостоятельная работа.

– Сейчас мы и проверим, как вы усвоили этот материал.

Откройте тетрадь на странице 24.

Ты сынок, реши первую задачу, а ты, дочка, вторую.

– Ребята, поможем.

Прочитаем.

Первый вариант помогает мальчику, а второй вариант – девочке.

Выполняйте.

Проверим.

Мальчик Девочка

3 + 2 = 5
7 – 2 = 5

V. Итог урока.

– Молодцы, ребята! На уроке вы работали дружно, организованно.

Показали, что учебный материал в целом вами усвоен.

– В гостях, у какой сказки мы побывали? (Русская народная сказка “Гуси-лебеди”)

А вот и гостинцы, которые привезли отец и мать.

– Спасибо за урок!

VI. Организация на перемену.