"Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, а, следовательно, и новые образовательные цели и планируемые результаты. Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов учащихся. То есть в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.

Современный же этап развития школы в России характеризуется изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования. Обновление и инновации учебных дисциплин требуют включения в процесс обучения не только технологических новшеств, изменений организационной стороны учебного процесса, но и сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое призвано совершенствовать подготовку каждого учащегося, познать его способности и интересы, обеспечивающие развитие личностного творческого потенциала.

В последние 10-15 лет доминирующие позиции в методике преподавания русского языка получил коммуникативно-ориентированный подход.

Понятие «коммуникативность» рассматривается в психологии, психолингвистике, методике, но трактуется в каждой науке по-разному. Так, в психолингвистике (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя) рассматривается коммуникативная деятельность, как деятельность общения, и указывается, что для полноценного общения человек должен располагать следующими умениями:

  • Правильно и быстро ориентироваться в условиях общения;
  • Уметь грамотно спланировать свою речь;
  • Выбрать содержание общения;
  • Найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.

Цель курса русского языка в начальной школе по системе Л.В. Занкова: освоение коммуникативной функции языка (адекватного его восприятия и пользования). Эта цель совпадает с основной целью модернизации образования.

Формирование коммуникативных умений у младших школьников – одна из важнейших проблем современного преподавания русского языка.

В современной методике сегодня широко используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность в её продуктивных и рецептивных видах, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения.

Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.

Основные причины:

  • недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,
  • отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.

Что и повлияло на выбор методической темы.

Формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков младших школьников обучающихся по Дидактической системе Л.В. Занкова.

Цель: создать условия для оптимальной личностной самореализации учащихся с одновременным высоким уровнем освоения ими учебных программ для систематического формирования и развития общеучебных коммуникативных навыков и умений.

Задачи:

  • формирование основ теоретического мышления;
  • развитие умений находить общие и отличительные признаки;
  • развитие способности к обобщению;
  • создание эмоционально благоприятной атмосферы для каждого ученика в условиях программного материала на его уровне;
  • формирование навыков общей культуры, эрудиции способности самостоятельно принимать и добывать знания;
  • развитие творческой инициативы и познавательного интереса.

мною:

  • изучена литература по теме;
  • разработана индивидуальная программа по формированию коммуникативных навыков общения;
  • определены требования к сформированности ОУК;
  • собран дидактический материал и составлены методические рекомендации по формированию ОУК;
  • создан пакет заданий для проведения мониторинга по формированию коммуникативных навыков общения;
  • проведены входная, итоговая контрольные работы по ОУК
  • составлены аналитические справки по измерению уровня становления коммуникативных навыков младших школьников.

В методике преподавания русского языка определены научные основы развития за счёт обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка (М.Т. Баранов); исследованы вопросы формирования коммуникативных умений младших школьников.

Предполагается, что успех возможен только через анализ учителем:

  • Возрастных особенностей группы детей;
  • Индивидуального развития самого ребёнка;
  • Личностного развития (рост интересов);
  • Психологических особенностей деятельности и общения;
  • Профессиональной деятельности учителя в вопросах воспитания и общения.

В зависимости от того, в русле какой функции общения ставится задача, проблемная ситуация может быть разного вида:

  1. проблемно – информативная - (знает- хочет узнать);
  2. проблемно – побудительная - (побуждает к действию – действует);
  3. проблемно – оценочная – (побуждает к выражению своего отношения – выражает своё отношение, позицию).

Но как преодолеть барьер между учителем и учеником? Поэтому было предложено учащимся:

  • Добывать знания в совместном труде;
  • Создавать зону свободного самообразования;
  • Учить ребёнка верить в себя;
  • Углублять и развивать свои творческие способности.

Организация урока русского языка в русле поискового подхода с заданной коммуникативной компетенцией должна стать приоритетной в школе.

Использование современных технологий таких, как РО, личностно – ориентированная, рефлексивная, позволяет мне широко применять межпредметные связи, что способствует углублению содержания урока. Они значительно активизируют, повышают его познавательную ценность, способствуют эффективному формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Учащиеся наглядно убеждаются во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, применяют знания сразу из нескольких предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Это требует от ребёнка мыслительных и волевых процессов, значительного напряжения памяти, что поддерживает высокий интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.

Межпредметные связи в обучении русскому языку могут рассматриваться не только с точки зрения общности методов, приёмов, форм преподнесения знаний, выработки умений и навыков, но и с точки зрения общности между предметами в плане развития умственных способностей учащихся, воспитания их творческой активности и самостоятельности.

На уроках литературного чтения много времени отвожу формированию таких коммуникативных умений как:

Формирование коммуникативных умений – это

  • Умение раскрывать тему, основную мысль;
  • Находить материал к высказыванию;
  • Систематизировать материал собранный к высказыванию;
  • Строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
  • Определять авторскую позицию;
  • Высказывать собственное отношение.

Учащиеся, работая с текстом, не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством получения информации и обогащения своего читательского опыта

Начиная с первого класса знакомлю учеников с дополнительной литературой: словарём, энциклопедией, справочниками.

Большое внимание уделяю диалогу. Это способствует в умственному поиску, заставляет его быть внимательным, собранным, быстро и чётко отвечать на вопросы. Поэтому работу по формированию речевой деятельности в 1 классе веду по таким направлениям:

  • работа над развитием речевого аппарата;
  • уточнение и обогащение словарного запаса;
  • формирование грамматического навыка;
  • работа над связной речью;
  • формирование умений воспринимать высказывания.

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

  • игровые приёмы;
  • занимательный текстовой материал;
  • задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

Работу над заголовком текста начинаю на уроках чтения (в т.ч. на уроках обучения грамоте).

Для этого учу:

  1. Соотносить содержание текста с заглавием. Вдумываясь в заглавие, выделять основную мысль всего текста и отдельных частей.
  2. Ориентироваться в теме, в её границах и в содержании, осознавать то главное, что следует раскрыть в своём выступлении.
  3. Подбирать новое заглавие и обосновывать свой выбор.
  4. Озаглавливать неозаглавленный текст.

Особая трудность в обучении связной речи - научить тому, как простроить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел, так как он относится ко всему рассказу в целом. Поэтому планированию композиции рассказа, уделяю на уроке особое внимание.

Учу детей:

  1. Определять основной тезис рассказа.
  2. Выделять вступительную часть.
  3. Обдумывать вывод.

Деление текста на законченные смысловые части и озаглавливание их тоже вызывают у учащихся большие затруднения. Поэтому я использую самый простой приём «человечек».

В каждом тексте есть вступление, основная часть, заключение. Представьте себе, что текст – это человечек, у которого есть голова. В тексте – это вступление. Туловище – основная часть, ноги – заключение в тексте. Самая большая часть в тексте - основная, она может состоять из нескольких частей. Основная часть содержит в себе практически всё содержание текста. Голова и ноги поменьше, поэтому в тексте это 1-2 предложения.

Каждая часть по смыслу отличается от другой части. Учащиеся легко находят основную мысль каждой части и озаглавливают их.

План текста может быть:

  • Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)
  • Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)
  • Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)
  • Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочетаний, предложений несущих наибольшую смысловую нагрузку)
  • Комбинированный (сочетает в себе разные виды планов)

Требования к формулировке пунктов плана:

    1. В пунктах плана должны выражаться главные мысли текста, чтобы было понятно, о ком или о чём и что говорится в каждой части рассказа.
    2. Пункты плана должны быть связаны по смыслу.
    3. Пункты плана должны быть краткими, чёткими.

Работу над планом строю следующим образом:

Работа над планом.

  1. Прочитать текст.
  2. Определить идею, т.е. главную мысль и сформулировать её.
  3. Разделить текст на части.
  4. Озаглавить каждую часть.
  5. Перечитать текст и ещё раз продумать формулировки пунктов плана.

Далее организую работу над текстом индивидуально, в парах. Это развивает коммуникативные навыки общения. В заключение даю памятку для самопроверки.

Памятка для самопроверки.

  1. Соответствует ли содержание высказывания (текста) заглавию (теме)?
  2. Не пропущено ли главное, подтверждена ли фактами основная мысль?
  3. Нет ли в тексте лишних фактов, предложений, слов?
  4. Логично ли построен текст, не надо ли что-то переставить?
  5. Правильно ли связаны между собой части текста и соседние предложения? (Выделены ли части текста красной строкой)?
  6. Те ли слова подобраны для раскрытия темы? Верно ли построены предложения?
  7. Интересно ли и понятно всё изложенное читателю (слушателю)?

Использую в своей деятельности и другие виды работ с текстом.

* Восстановить порядок действий, которые необходимо выполнить при работе над текстом.

Текст приводится только в реферате.

  1. Выделить главную мысль в каждой смысловой части текста.
  2. Записать выделенные предложения в виде пунктов плана.
  3. Внимательно прочитать текст.
  4. Найти в тексте или составить самим предложения, наиболее полно отражающие выделенную главную мысль каждой смысловой части (т.е. назвать выделенные части)
  5. Разделить текст на достаточно большие законченные смысловые части.
  6. Повторно прочитать текст и решить, точно ли составленный план отражает основное содержание текста.

*Восстановить деформированный текст, части текста.

*Распределить заголовки согласно содержанию текста.

*Ответить на вопросы, охватывающие не всё содержание текста.

 Серьёзное внимание уделяю развитию письменной речи учащихся. С этой целью предлагаю такие задания.

* Найти речевые ошибки и исправить их.

  1. Утром моя сестра выглядела красивее, чем обычно, потому что у ней сегодня день рождение. Я подготовился заранее. Ещё вечером я долго ложил свои подарки в ейный портфель: откроет – удивится!
  2. Ксения сказала, что позвонит со школы, и ушла. Она боялась опоздать, потому что ихняя учительница очень строгая.

* Исправить ошибки, допущенные в произношении слов. Правильный вариант написать рядом на строчке.

Сколько время? ___
Вы сходите на следующей остановке? ___
Кто крайний? ___

*В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?( тестовая форма)

А. Родились они в снежном облаке над землёй.
Б. Жили – были снежинки.
В. Все они были похожи друг на друга, как сёстры, но у каждой был свой наряд.
Г. Одна была совсем как звёздочка с шестью лучами.
  1. А, Б, В, Г
  2. А, В, Г, Б
  3. Б, А, В, Г
  4. Б, В, Г, А
  • Выборочно ответить на вопросы.
  • Записать текст с использованием картинного плана.
  • Коллективно записать текст по частям.
  • Изложить по вопросам с более свободной передачей текста.

Научить детей работать с текстом сложно, но возможно. Здесь, как в математике. Самое главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходят с опытом.

ФОРМУЛА:

П=Т+И

где П – произведение
Т – тема (т.е. о чём)
И – идея (т.е. зачем? для чего?)

Тема – предмет повествования. Идея – основная мысль, определяющая содержание какого-нибудь произведения (текста).

*Попробуем определить тему и идею в следующем тексте:

Поспорил буйный ветер с солнцем, кто из них сильней, и условились они, что победит из них тот, кто заставит путника скинуть плащ. И вот ветер задул изо всей мочи. Задрожал путник от холода и укутался ещё плотнее. Наконец, ветер устал и предоставил солнцу показать свою силу. Едва солнце согрело землю своими лучами, как прохожий снял плащ. Скоро стало жарко. Тогда путник разделся и выкупался в реке.

ТЕМА – спор солнца с ветром, кто из них сильнее.

ИДЕЯ – лаской можно добиться большего, чем наказанием.

Обновление и инновации в процессе обучения способствовали развитию коммуникативных способностей учащихся, развитию личностного творческого потенциала. По итогам 2007-2008 учебного года учащиеся 4-го класса показали следующие результаты:

понимание: ноябрь 2007г. апрель 2008г.
1. Озаглавили текст 68% 87,5%
2 .Разделили текст на абзацы 48% 70,8%
3. Озаглавили части 76% 81,5%
письменное воспроизведение:    
1. Подробно изложили текст 96% 100%
2. События не пропустили 100% 87,5%
3. Порядок действий сохранили 88% 100%
4. Фактических ошибок нет 60% 79%

Положительная динамика наблюдается в умении: озаглавливать текст, делить текст на абзацы, озаглавливать части текста, воспроизводить его подробно, сохранять порядок действий, не допускать фактических ошибок.