Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

"Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы"

Разделы: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии


Современная школа России переживает процесс модернизации образования, в основе которого лежат новые жизненные ориентиры, а, следовательно, и новые образовательные цели и планируемые результаты. Обучение должно быть построено с учётом интересов и дальнейших планов учащихся. То есть в жизни учащиеся должны ощущать себя успешными и компетентными людьми.

Современный же этап развития школы в России характеризуется изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования. Обновление и инновации учебных дисциплин требуют включения в процесс обучения не только технологических новшеств, изменений организационной стороны учебного процесса, но и сопровождаются многоуровневым построением обучения, которое призвано совершенствовать подготовку каждого учащегося, познать его способности и интересы, обеспечивающие развитие личностного творческого потенциала.

В последние 10-15 лет доминирующие позиции в методике преподавания русского языка получил коммуникативно-ориентированный подход.

Понятие «коммуникативность» рассматривается в психологии, психолингвистике, методике, но трактуется в каждой науке по-разному. Так, в психолингвистике (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя) рассматривается коммуникативная деятельность, как деятельность общения, и указывается, что для полноценного общения человек должен располагать следующими умениями:

  • Правильно и быстро ориентироваться в условиях общения;
  • Уметь грамотно спланировать свою речь;
  • Выбрать содержание общения;
  • Найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.

Цель курса русского языка в начальной школе по системе Л.В. Занкова: освоение коммуникативной функции языка (адекватного его восприятия и пользования). Эта цель совпадает с основной целью модернизации образования.

Формирование коммуникативных умений у младших школьников – одна из важнейших проблем современного преподавания русского языка.

В современной методике сегодня широко используется термин «коммуникативная компетентность», т.е. индивидуальная способность человека организовать свою речевую деятельность в её продуктивных и рецептивных видах, используя языковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения.

Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности. Как показывает практика, учащиеся, оканчивая школу, не всегда в должной мере владеют навыками в коммуникации.

Основные причины:

  • недостаточное привлечение возможностей различных средств обучения в работу по формированию коммуникативных умений,
  • отсутствие в обучении ситуаций, стимулирующих речевую активность школьников, позволяющих детям более осознанно и свободно пользоваться русским языком в учебных и других целях.

Что и повлияло на выбор методической темы.

Формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков младших школьников обучающихся по Дидактической системе Л.В. Занкова.

Цель: создать условия для оптимальной личностной самореализации учащихся с одновременным высоким уровнем освоения ими учебных программ для систематического формирования и развития общеучебных коммуникативных навыков и умений.

Задачи:

  • формирование основ теоретического мышления;
  • развитие умений находить общие и отличительные признаки;
  • развитие способности к обобщению;
  • создание эмоционально благоприятной атмосферы для каждого ученика в условиях программного материала на его уровне;
  • формирование навыков общей культуры, эрудиции способности самостоятельно принимать и добывать знания;
  • развитие творческой инициативы и познавательного интереса.

мною:

  • изучена литература по теме;
  • разработана индивидуальная программа по формированию коммуникативных навыков общения;
  • определены требования к сформированности ОУК;
  • собран дидактический материал и составлены методические рекомендации по формированию ОУК;
  • создан пакет заданий для проведения мониторинга по формированию коммуникативных навыков общения;
  • проведены входная, итоговая контрольные работы по ОУК
  • составлены аналитические справки по измерению уровня становления коммуникативных навыков младших школьников.

В методике преподавания русского языка определены научные основы развития за счёт обогащения словарного запаса школьников в процессе изучения русского языка (М.Т. Баранов); исследованы вопросы формирования коммуникативных умений младших школьников.

Предполагается, что успех возможен только через анализ учителем:

  • Возрастных особенностей группы детей;
  • Индивидуального развития самого ребёнка;
  • Личностного развития (рост интересов);
  • Психологических особенностей деятельности и общения;
  • Профессиональной деятельности учителя в вопросах воспитания и общения.

В зависимости от того, в русле какой функции общения ставится задача, проблемная ситуация может быть разного вида:

  1. проблемно – информативная - (знает- хочет узнать);
  2. проблемно – побудительная - (побуждает к действию – действует);
  3. проблемно – оценочная – (побуждает к выражению своего отношения – выражает своё отношение, позицию).

Но как преодолеть барьер между учителем и учеником? Поэтому было предложено учащимся:

  • Добывать знания в совместном труде;
  • Создавать зону свободного самообразования;
  • Учить ребёнка верить в себя;
  • Углублять и развивать свои творческие способности.

Организация урока русского языка в русле поискового подхода с заданной коммуникативной компетенцией должна стать приоритетной в школе.

Использование современных технологий таких, как РО, личностно – ориентированная, рефлексивная, позволяет мне широко применять межпредметные связи, что способствует углублению содержания урока. Они значительно активизируют, повышают его познавательную ценность, способствуют эффективному формированию коммуникативной компетентности учащихся.

Учащиеся наглядно убеждаются во взаимосвязи процессов и явлений окружающего мира, применяют знания сразу из нескольких предметов к решению новых познавательных задач, проблемных вопросов. Это требует от ребёнка мыслительных и волевых процессов, значительного напряжения памяти, что поддерживает высокий интерес учащихся к уроку на всём его протяжении.

Межпредметные связи в обучении русскому языку могут рассматриваться не только с точки зрения общности методов, приёмов, форм преподнесения знаний, выработки умений и навыков, но и с точки зрения общности между предметами в плане развития умственных способностей учащихся, воспитания их творческой активности и самостоятельности.

На уроках литературного чтения много времени отвожу формированию таких коммуникативных умений как:

Формирование коммуникативных умений – это

  • Умение раскрывать тему, основную мысль;
  • Находить материал к высказыванию;
  • Систематизировать материал собранный к высказыванию;
  • Строить высказывания в определённой композиционной форме правильно, точно, ясно и по возможности ярко;
  • Определять авторскую позицию;
  • Высказывать собственное отношение.

Учащиеся, работая с текстом, не только отрабатывают навык чтения, но и учатся пользоваться чтением как средством получения информации и обогащения своего читательского опыта

Начиная с первого класса знакомлю учеников с дополнительной литературой: словарём, энциклопедией, справочниками.

Большое внимание уделяю диалогу. Это способствует в умственному поиску, заставляет его быть внимательным, собранным, быстро и чётко отвечать на вопросы. Поэтому работу по формированию речевой деятельности в 1 классе веду по таким направлениям:

  • работа над развитием речевого аппарата;
  • уточнение и обогащение словарного запаса;
  • формирование грамматического навыка;
  • работа над связной речью;
  • формирование умений воспринимать высказывания.

Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую:

  • игровые приёмы;
  • занимательный текстовой материал;
  • задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения.

Работу над заголовком текста начинаю на уроках чтения (в т.ч. на уроках обучения грамоте).

Для этого учу:

  1. Соотносить содержание текста с заглавием. Вдумываясь в заглавие, выделять основную мысль всего текста и отдельных частей.
  2. Ориентироваться в теме, в её границах и в содержании, осознавать то главное, что следует раскрыть в своём выступлении.
  3. Подбирать новое заглавие и обосновывать свой выбор.
  4. Озаглавливать неозаглавленный текст.

Особая трудность в обучении связной речи - научить тому, как простроить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел, так как он относится ко всему рассказу в целом. Поэтому планированию композиции рассказа, уделяю на уроке особое внимание.

Учу детей:

  1. Определять основной тезис рассказа.
  2. Выделять вступительную часть.
  3. Обдумывать вывод.

Деление текста на законченные смысловые части и озаглавливание их тоже вызывают у учащихся большие затруднения. Поэтому я использую самый простой приём «человечек».

В каждом тексте есть вступление, основная часть, заключение. Представьте себе, что текст – это человечек, у которого есть голова. В тексте – это вступление. Туловище – основная часть, ноги – заключение в тексте. Самая большая часть в тексте - основная, она может состоять из нескольких частей. Основная часть содержит в себе практически всё содержание текста. Голова и ноги поменьше, поэтому в тексте это 1-2 предложения.

Каждая часть по смыслу отличается от другой части. Учащиеся легко находят основную мысль каждой части и озаглавливают их.

План текста может быть:

  • Вопросный (Как? Сколько? Когда? Почему?)
  • Тезисный (кратко сформулированная идея рассказа)
  • Назывной (план записан в виде тезисов, но без глаголов)
  • Опорная схема (состоит из опор, т.е. слов, словосочет