Систематизирующий урок по теме "Химические реакции. Составление уравнений химических реакций"

Разделы: Химия


1. Организационные моменты урока

Класс делится на 4 одинаковые по уровню подготовленности команды, которые рассаживаются вокруг 4-х столов. Учитель готовит для каждой команды пробковые или магнитные доски, на которые по мере выполнения заданий будет наносить баллы, набранные учащимися. Баллы каждого учащегося вносятся в графу его команды. Таким образом, чем активнее участвует учащийся, тем больше баллов наберет его команда. Каждая команда в ходе урока будет совместно выполнять задания и интерактивные упражнения, представленные в виде раздаточных материалов, подготовленных учителем до урока с использованием вышеуказанных Интернет-ресурсов. Кроме того, было бы несравненно эффективнее иметь за столом каждой команды компьютер, подключенный к Интернет с сохраненными копиями Интернет-ресурсов.

2. Мотивация (начало урока)

Учитель приветствует ребят и задает вопрос «Кто знает, что произошло 26 апреля 1986 года?». Если ребята не могут сразу ответить на этот вопрос, учитель предлагает воспользоваться поисковой системой http://www.google.ru. В результате ребята узнают, что в этот день произошла авария на Чернобыльской АЭС. Далее учитель просит ребят открыть материал, сохраненный с ресурса http://www.everyday.com.ua/timeline/events/26-04-1986/cause.htm и кратко объясняет его содержимое, подчеркивает причину катастрофы. Далее учитель говорит: «Подобные реакции, только обычно менее бурные, происходят и в окружающей среде, организмах человека и животных. Они бывают как позитивными, так и негативными. В химии изучается один из самых распространенных видов реакций в природе – химические реакции, рассмотрением которых мы займемся на этом уроке». После такого мотивационного вступления учитель объявляет тему урока и записывает ее на доске.

3. Ход урока

Учитель: «Прежде чем приступить к изучению химических реакций и их типов необходимо знать, что такое вещества, какие вещества являются простыми, а какие сложными, а также уметь правильно составлять химические формулы веществ. Мы это изучали на более ранних этапах курса, а сейчас выполним несколько заданий, направленных на повторение пройденного материала».

а) Задания на понятие вещества
Учитель предлагает ребятам открыть электронный материал сохраненный с ресурса http://chemistry.r2.ru/urok/8/vesestvo.html или раздает каждой команде раздаточные материалы, содержащие информацию с данного Интернет-ресурса, и дает 2 минуты на ее прочтение. После этого учитель задает такие вопросы как: Что такое вещество? Какие свойства вещества вы знаете? Чем вещество отличается от тела? и т. д. Учащиеся отвечают, а в случае затруднения обращаются к имеющемуся материалу. После учитель произносит по очереди около 10 названий и просит ребят поднимать руку, если они считают это веществом и не поднимать руки – если не считают. В конце учащимся учитель проставляет баллы.

б) Задания на умение отличать простые вещества от сложных веществ.
Учитель предлагает ребятам открыть электронный материал, сохраненный с Интернет - ресурса http://center.fio.ru/method/resources/ALIKBEROVALYU/2004/KONSPECT/konsp1-04.html#1-04 или раздает каждой команде раздаточные материалы, содержащие информацию Интернет-ресурса, и дает 1 минуту на ее прочтение. Учитель раздает каждой команде по листу и просит разделить его на две графы: простые вещества и сложные вещества и записывает на доске в столбик столько названий веществ, сколько учеников в классе (алюминий, вода, алмаз, графит, железо, кислород, поваренная соль, медь, озон, хлор, платина и т. д.). Каждую команда должна записывает название вещества вместе с химической формулой в соответствующую графу. По окончании учитель собирает листы всех команд и проверяет их. В это время к доске по очереди выходят ребята и против каждого названия пишут химическую формулу и тип (простое или сложное). В случае затруднения на помощь приходит учитель. Результаты проверки выражаются в баллах и переносятся на доску. После чего учитель обращает внимание ребят на допущенные ими в работах ошибки (если таковые будут).

в) Задание на составление химических формул веществ.
Учитель предлагает ребятам открыть материал, сохраненный с Интернет- ресурса http://chemistry.r2.ru/urok/8/valent.html или раздает каждой команде раздаточные материалы, содержащие информацию с данного Интернет-ресурса, и дает 2 минуты на ее прочтение. После этого учитель раздает каждой команде по карточке на одной стороне приведены 10 химических формул без индексов, а на другой стороне решенный вариант соседней команды. Каждая команда на отдельном листке выполняет задание (проставляют индексы в полученных формулах) и передает этот лист другой команде, на карточке которых их решенный вариант. Таким образом, каждая команда, решив свой вариант, проверяет правильность решения соседней команды и проставляет ей оценку, а найденные ошибки разбирают у доски. Результаты проставляются на командной доске.

г) Ознакомление с понятием химической реакции, составление химических уравнений.
Учитель предлагает ребятам открыть материалы, сохраненные с ресурсов http://center.fio.ru/method/resources/ALIKBEROVALYU/2004/KONSPECT/konsp1-07.html#1-07 или раздает каждой команде раздаточные материалы, содержащие информацию с данных Интернет-ресурсов, и дает 5 минут на ее прочтение. После прочтения материала учитель проводит опрос в форме мозгового штурма, задавая учащимся следующие вопросы:

  1. Что такое химические реакции?
  2. Чем химические реакции отличаются от физических процессов?
  3. Назовите признаки химической реакции?
  4. Что такое химическое уравнение?
  5. Почему запись химической реакции назвали именно «уравнением»? С чем это связано?
  6. Как правильно составить химическое уравнение?

После этого учитель в качестве примера показывает составление уравнения синтеза воды:
2H2 + O2 ® 2H2O, останавливаясь и поясняя каждый этап. После этого каждая группа получает задание дополнить коэффициентами уравнение трех следующих реакций:

NaCl + H2SO4 = Na2SO4 + HCl

Cu + O2 = CuO

Fe + O2 + H2O ® Fe(OH)3

Это задание выполняет каждый ученик самостоятельно и по мере выполнения дает знать учителю, который подходит и проверяет выполненное. При оценке выполнения учитывается быстрота, правильность выполнения и проставляются соответствующие баллы.

4. Оценивание и домашняя работа

Оценки выставляются исходя из результатов команд суммированием баллов, набранные командой.

Домашняя работа состоит из следующих заданий:

  1. Повторить материал о понятии вещества с ресурса http://chemistry.r2.ru/urok/8/vesestvo.html и решить приведенные здесь же 4 теста, которые кстати снабжены возможностью самоконтроля (при выборе правильного ответа он окрашивается в зеленый цвет, а при выборе неправильного – в красный. Так можно на месте проверить правильность выполнения задания.
  2. Повторить материал с ресурса http://chemistry.r2.ru/urok/8/molecula.html о простых и сложных веществах и химических формулах и решить приведенные здесь же 5 тестов, которые тоже снабжены вышеописанной возможностью самоконтроля.
  3. Повторить материал с ресурсов http://center.fio.ru/method/resources/ALIKBEROVALYU/2004/KONSPECT/konsp1-07.html#1-07 и http://chemistry.r2.ru/urok/8/ur.html о химических реакциях и составлении уравнений реакций, кратко законспектировать содержимое этих ресурсов, ставя перед собой вопросы, освещенные на уроке:
    • Что такое химические реакции?
    • Чем химические реакции отличаются от физических процессов?
    • Назовите признаки химической реакции?
    • Что такое химическое уравнение?
    • Почему запись химической реакции назвали именно «уравнением»? С чем это связано?
    • Как правильно составить химическое уравнение?
  4. Выполнить задание 1 с ресурса http://chemistry.r2.ru/urok/8/ur.html, который тоже снабжен возможностью проверки правильности.

Презентация