Урок "Окружающий мир" в 4-м классе. Тема: "Кожа и ее значение"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Познакомить со строением и функциями покровного органа – кожей, формировать потребность беречь свое здоровье.
  2. На основе самостоятельных наблюдений учащихся и информации, полученной при чтении дополнительной научной литературы, систематизировать знания уч-ся о коже, ее строении и функциях; развивать речь, расширять кругозор и  словарный запас.
  3. формирование здорового образа жизни.

Оборудование: лупы, предметы для игры, зеркало, таблица «строение кожи», акварельные краски, альбомный лист, 3 стакана воды.

I. Начало урока

Сегодняшний урок мы начнем с легенды: «В Италии в 1646 г. произошел такой случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провел всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.

- Что же произошло с мальчиком?

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение кожи и ее функции.

Тема нашего урока «Кожа и ее значение».

II. Наблюдения и исследования

Кожу называют одеждой тела. Древние люди пользовались только этой «одеждой».

- От чего она защищает человека?

Дети: от дождя, ветра, жаркого солнца, от повреждений.

Давайте поиграем в игру:
Вызывается ученик, поворачивается спиной к учителю, учитель дает разные предметы, ученик их угадывает.

- Какие свойства объекта вы смогли определить?

Дети: размер, форму, из чего сделано.

Рассмотрите рисунок и определите, какие ощущения воспринимает кожа?  

Дети: боль, давление, прикосновение, тепло, холод, воду.

- Как называется этот орган чувств?

Дети: орган осязания.

- Исходя из этого, какую функцию мы вспомнили?

Дети: осязательную функцию.

III. Исследование кожи

- Сейчас мы будем рассматривать кожу как орган человеческого организма.

- Давайте объединимся в группы и поработаем.

1 гр. Рассмотри кожу. Потрогай ее пальцами, немного потяни на руках, лице, веках.

- Что вы можете сказать о коже из этого наблюдения?

- Обратите внимание на то, что на коже есть складки. Для чего они нужны на коже?

2 гр. Рассмотрите кожу через лупу.

- Что вы видите?

- Как вы думаете для чего они?

3 гр. Проведите на лбу пальцем, а затем приложите его к зеркалу.

- Что осталось на зеркале?

- Что это?

4 гр. Рассмотрите внимательно кожу на ладошках? Какая она?

- Что еще мы видим на ладошке?

- С помощью акварельной краски сделайте отпечаток пальца на бумаге.

- Сравните с отпечатками пальцев своих товарищей.

- Какой вывод можно сделать?

Игра «Криминалисты»

Заранее приготовить 4-5 отпечатков пальцев и на уроке найти, кому из трех учеников они принадлежат.

Линии человеческих отпечатков классифицируются по типу рисунка на петли, дуги, спирали и случайные фигуры.

Рисунок кожи у каждого человека свой и никогда не повторяется. Вероятность совпадений рисунка на одном и том же пальце невозможно. Поэтому в криминалистике давно используются отпечатки пальцев для поимки преступников. Давайте сделаем вывод о своих наблюдениях.

Кожа прочная, но в то же время мягкая и упругая. Позволяет человеку совершать движения, защищает от повреждений.

- А как называется этот слой? (Эпидермис)

Дети: Я нашел в словаре это слово. Это слово взято из греческого языка, что означает верхний или поверхностный слой. Этот слой очень тонкий и от него все время отслаиваются мельчайшие кусочки кожи. Ежедневно с поверхности кожи отшелушиваются тысячи мертвых клеток и кожа от этого тоньше не становится. На ней все время нарастают новые слои.

Слой, лежащий под эпидермисом и есть сама кожа.

Рассмотрите таблицу с. 70 учеб.

- Что вы видите?

- Для чего нужны сальные железы?

- Как происходит выделение жира?

- А если бы кожное сало не выделялось и не смазывало кожу?

- Что бы произошло?

- Для чего нужны потовые железы? Вспомните, в каких случаях выделяется пот? Какой он?

- Откуда берется пот?

- О какой функции мы узнали?

IV. Самостоятельная работа

Мы узнали о двух функциях кожи. А о третьей функции вы узнаете самостоятельно, прочитав текст  в учебнике: с 70 со слов «В коже много кровеносных сосудов…до вопроса на с. 71.

О каких функциях кожи вы узнали из этой статьи?

Дети: При помощи переносных сосудов кожа охраняет тело от жары и холода и не дает ему переохлаждаться и перегреваться.

Когда нам жарко, кожа краснеет, это говорит о том, что кровеносные сосуды расширились, и к ней притекло много крови и через кровь происходит отдача внутреннего тепла во внешнюю среду. А когда температура воздуха понижается, кожные кровеносные сосуды сужаются, кожа бледнеет и тепло не отдает, а сохраняет его.

- Какая температура считается нормальной для человека?

Дети: 36.6

- Как можно назвать эту функцию?

Дети: защитная

V. Вывод:

- О каких трех функциях вы узнали?

Дети:

осязательная

выделительная

защитная

- Теперь вы можете сказать: От чего же умер итальянский мальчик?

Дети: У него не дышала кожа, поры были закрыты краской и из организма не выводились вредные вещества. Мальчик провел много времени в холодном зале и потерял много тепла, t-ра его понизилась. Он сильно простыл и умер от воспаления легких.

- Послушайте. «Этот мальчишка такой безобразник, носится на велосипеде как сумасшедший. Свалится на асфальт, обдерет себе колено, а меня жжет «как огнем» потому что я знаю, как жжет настоящий огонь. Ведь этот мальчишка вечно играет со спичками. А то еще полезет в такую ледяную воду, что я готова сползти с его ног. Что это за жизнь?»

- Интересно, кто так убивается?

Дети: кожа.

ОПЫТ:

3 стакана с водой (холодная, теплая, горячая). Вызываются 2 ученика. Один уходит из класса. Предлагается опустить палец в холодную воду, потом в теплую и сказать что почувствовал. А второй ученик опускает руку в горячую, а потом в холодную. Что почувствовал?

- Почему одному ученику показалось, что вода в банке теплая, а другому что в этой же банке холодная?

- Почему наша кожа все чувствует, вы узнаете, прочитав последний абзац с 71 и с. 72 (1 абзац)

- Мы убедились, что кожа – важный орган человека. Ее надо беречь.

VI. Итог урока

Рефлексия деятельности.

- Что интересного вы узнали о себе?

- О чем бы вам хотелось рассказать своим родителями?

Разгадайте кроссворд:

По горизонтали:

1. Способность человека чувствовать прикосновение, боль, тепло, холод называется…..

2. Бесцветная жидкость, выделяемая подкожными железами.

3. Это кожное образование  (растет на коже)….

По вертикали:

4. Мельчайшие отверстия на поверхности кожи.

5. Основная функция кожи.

6. Кожа-это не просто покрытие человека, это активный….с многообразными функциями.

7. Подкожный жир сохраняет.

VII. Домашнее задание

с.69-75 прочитать; ответить на вопросы на с.74; проверить себя с.75, подготовиться к проверочной работе по теме «Кожа».