Социальное партнерство семьи и образовательного учреждения

Разделы: Работа с родителями, Социальная педагогика


(Слайд № 1)

Социальный кризис в нашей стране отразился на социальном и нравственном здоровье семьи. Потенциальные возможности ее жизнедеятельности, ценностные ориентиры и установки, отношение к образованию и воспитанию детей за последние два десятилетия существенно изменились. Явно обострились социальные проблемы современной семьи, что обусловлено следующими факторами: (Слайд № 2)

  • Резким социально-экономическим расслоением общества,
  • Неустойчивостью, неопределенностью финансирования бюджетной сферы,
  • Ростом скрытой и явной безработицы,
  • Миграцией населения из-за различных чрезвычайных ситуаций.

Сегодня наиболее типичной для России становится однодетная семья, воспитательный потенциал которой значительно ниже, хотя в последнее время наметилась тенденция роста количества детей в семье.

Материальные возможности многодетных семей резко снизились, около 70% из них относятся к малообеспеченным. Увеличилось число неполных и “проблемных” семей.

Наблюдается тенденция роста беспризорности, снижения внимания родителей к воспитанию детей, сокращение времени на их общение с детьми.

И все же семья по-прежнему остается необходимой средой полноценного развития и успешного социального становления ребенка.

Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученика. Взаимодействие семьи и школы повышает воспитательный потенциал обеих, создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность всего общества в целом.

(Слайд № 3.)

В течение нескольких лет целью работы нашей школы является формирование общей культуры личности обучающихся и их адаптации к жизни в обществе.

Эта цель вытекает из проблемы школы:

создание условий для развития самостоятельной, творческой личности, способной адаптироваться к условиям социума.

(Слайд № 4.)

Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов, учащихся и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. Наиболее эффективными типами взаимодействия являются сотрудничество и диалог, и в своей работе с родителями мы стараемся использовать именно их.

(Слайд № 5.)

Основой сотрудничества школы и семьи является общая цель создания благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей, и направлена она на решение общих задач воспитания детей:

  • обеспечение качественного образования учащихся,
  • развитие профессиональных интересов и подготовка детей к сознательному выбору профессии,
  • формирование нравственности и культуры поведения у учащихся,
  • подготовка школьников к семейной жизни,
  • формирование потребности в здоровом образе жизни.

Но, несмотря на большую проделанную работу, процесс приобщения родителей к школе идет очень медленно. Еще не все родители активно и сознательно принимают участие в совместной работе семьи и школы. Во многом это связано с тем, что школа находится на микроучастке, где очень часто меняется контингент жителей, а, следовательно, и учащихся. (Слайд № 6.)Многие семьи проживают в частном секторе и их дома находятся довольно далеко от учебного заведения.

(Слайд № 7.)

На территории Малоэтажного поселка проживает большое количество многодетных, малообеспеченных, неполных и неблагополучных семей. Кроме того, в последние 10 лет появились семьи беженцев и вынужденных переселенцев. В работе с ними большой преградой стал языковой барьер.

Учениками школы являются и дети из Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Они недолго задерживаются в школе, но их влияние сказывается на общем климате. Многие из этих учащихся достаточно быстро осваиваются и легко принимают требования коллектива, но есть и проблемные дети, которые тяжело переносят резкие изменения в их жизни.

Еще одной немаловажной причиной низкой активности родителей является их невысокий образовательный уровень. (Слайд № 8.)Как видно из диаграммы социального паспорта моего класса за прошедшие 3 года постоянно менялся состав класса, условия жизни многих семей не улучшились, а образовательный уровень родителей падал (Слайд № 9.). Кроме того, постоянно понижается показатель уровня воспитанности учащихся, что тоже напрямую связано с воспитанием в семье. (Слайд № 10.)

Поэтому в работе с родителями мы стремимся создавать ситуации, которые направлены на более тесное общение и взаимодействие.

(Слайд № 11, 12)

В нашей школе созданы и успешно работают уже более 15 лет клубы для родителей, которые помогают семьям решать социальные, нравственные, семейные и др. проблемы, возникающие в процессе воспитания. В работе этих клубов принимают участие специалисты: нарколог, педиатр, психолог, работники профцентра, правовых органов, центра “ДАР”.

В классе ведется целенаправленная работа по изучению каждой семьи и привлечению родителей в воспитательный процесс. Созданы условия для проведения мероприятий, которые помогают родителям и детям лучше понять и принять друг друга, т.к. все классные дела мы стараемся проводить совместно с родителями. (Слайд № 13, 14, 15, 16.) Это и классные часы, и классные праздники, и школьные мероприятия, и экскурсии, и походы в театры, музеи, кинотеатры. Стало уже традицией проводить “Дни именинников”, “Семейные посиделки”, “Веселые старты”, праздники к красным датам календаря, в которых родители принимают самое активное участие.

(Слайд № 17.)

Многие дети нашей школы посещают кружки и секции (более 80% всех учащихся), но в последнее время стала видна тенденция снижения посещаемости внешкольных учреждений из-за резкого падения материального достатка семей этих детей.

Для родителей должно быть очевидным, что чем интересней и разнообразней деятельность детского коллектива, тем комфортней их ребенку в школе, тем больше получит он для своего социального развития. Участвуя в организации воспитательно-образовательного процесса, делах класса, родители способствуют развитию коллектива, отношений в нем и каждого ребенка.

Большими возможностями для развития отношений между родителями и детьми располагает учебный процесс. По всем дисциплинам учителя нашей школы стараются организовать различные формы совместной деятельности, вместе с родителями решать возникающие проблемы.

(Слайд № 18.)

Например, по итогам изучения какой-либо темы организуются семейные конкурсы, которые предполагают выполнение творческих домашних заданий, экспромтные соревнования семейных команд на уроке или после уроков, организацию выставок и др.

(Слайд № 19.)

В нашем классе довольно часто привлекаются родители, если это возможно, для подготовки методических материалов к уроку, для организации экскурсий, приветствуется выступление на уроке родителей, как специалистов, по изучаемой проблеме.

Детям предлагаются домашние задания, связанные с получением информации от своих родителей, родственников, которые, например, являются очевидцами какого-либо события. Дети могут составить рассказ по материалам беседы, (Слайд № 20.) принести и продемонстрировать сохранившиеся в семье материалы, предметы, документы. Или совместно с родителями работают со справочной и научной литературой, готовя сообщения по заданной теме.

(Слайд № 21.)

При подготовке школьной научно – практической конференции в нашем классе большую подготовительную работу провели родители и их дети. А потом мы уже совместно отбирали материал и строили выступление, создавали мультимедийное сопровождение. Многие родители присутствовали на выступлениях, морально поддерживая своих детей. Материалы данной конференции были собраны в сборнике, который также помогли создать и опубликовать родители нашего класса.

(Слайд № 22.)

С 2001 г. в школе работает музей-мастерская “Корни народного творчества”, основным направлением которого является изучение традиционных народных ремесел, овладение навыками технологического процесса, изготовление предметов народного творчества, ведется работа по краеведению.

(Слайд № 23.)

В кружке занимаются ребята и нашего класса, учатся своими руками творить красоту. Работы детей выставляются в доме-музее Фонарева, в Кузнецкой крепости.

(Слайд № 24.)

Одна из форм работы музея – массовые мероприятия, среди них – театрализованные представления, где обыгрывается содержательная сторона экспозиционной части. Декорации, костюмы, экспонаты, используемые в представлениях, делаются руками детей и их родителей.

Все родители очень разные, отношение их к педагогам, школе, своим детям также различное. Во всех классах ведется целенаправленная работа по изучению каждой семьи и привлечения родителей в воспитательный процесс.

(Слайд № 25.)

Как правило, в классе всегда есть родители, которые успешно выполняют воспитательные функции не только по отношению к своему ребенку, но и другим учащимся (28%). Они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи учителям в работе с детьми, другими семьями. Другая часть – “пассивный” актив, т.е. те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии со школой при некотором стимуле (30%). Оставшиеся 42% -- пассив -- родители, которые не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно со школой в воспитательном процессе. Именно для этих родителей ведется целенаправленная работа по привлечению их внимания к школе.

(Слайд № 26.)Дифференцированный подход нужен и при осуществлении поиска союзников в воспитании детей из проблемных семей:

  • семьи, где на данный момент проблемные родители, но относительно благополучные дети,
  • семьи, где при благоприятных условиях в семье существуют проблемы у ребенка,
  • семьи, где проблемы есть у родителей и детей.

Во втором случае необходимо объединяться с родителями в решении проблем ребенка и организовывать дифференцированную и индивидуальную работу в зависимости от характера проблемы.

Сложнее обстоит дело с первой и третьей группами. А именно такие проблемные семьи нередко встречаются в нашей школе. Важно при этом проявлять внимание, терпение, инициативу в поиске тех, кто может оказать поддержку этим семьям. (Слайд № 27.) В работе с ними должны участвовать не только педагоги школы, но и специалисты и организации, способные оказать психологическую, медицинскую, социальную и материальную помощь. И мы стараемся такую помощь предоставить.

Очень часто учителя становятся первыми помощниками и в оказании психолого-педагогической поддержки детей и в поиске специалистов, служб, организаций, которые могут защитить права и интересы ребенка, создать условия для его полноценного развития.

(Слайд № 28.)

При содержательной и разнообразной воспитательной деятельности, которая реализуется в нашей школе, еще достаточно мало раскрыт потенциал сотрудничества семьи и школы. Резко меняется время, а с ним связаны всевозможные влияния, как положительные, так и отрицательные, – это первая причина. Вторая заключается в том, что на данном этапе слаб воспитательный потенциал семьи. А поскольку законом “Об образовании” школе предписаны не только функции образования, но и воспитания, то нужно продолжать систематическую работу с семьей и поощрять содружество каждой семьи со школой.

Станут ли родители союзниками школы, в значительной мере зависит от педагогов. Для этого надо хорошо знать самих учащихся и семьи, постоянно их изучать, а полезную информацию тактично и квалифицированно учитывать в работе с ребенком и во взаимодействии с родителями.

Литература

  1. Акутина С.П. Воспитание = семья и школа./ Классный руководитель №7, 2006, С 26 – 43.
  2. Байбородова Л.В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. Ярославль, 2003.
  3. Байбородова Л.В. Формы взаимодействия педагогов, учащихся и родителей. Ярославль, 1992.
  4. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М., 1996.
  5. Брюхова В.М. Школа и семья: от диалога к партнерству./ Классный руководитель № 6, 2007, с. 126 – 139.
  6. Васильева Е.В. Стили семейного воспитания./ Справочник классного руководителя № 4, 2008, С.68 – 74.
  7. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением./ Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
  8. Джунгурова Т.Н. Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Лекция для начинающих классных руководителей./ Классный руководитель №7, 2006, С.13 – 15.
  9. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. М., 2000.
  10. Классному руководителю. / Под ред. М.И. Рожкова. М.: Владос, 2003.
  11. Новые формы воспитательной работы: Методические рекомендации в помощь заместителям директоров по воспитательной работе, кураторам, воспитателям, гувернерам, родителям. /Сост. Л.А. Сетрукова. Новокузнецк: ИПК, 1996.
  12. Урбанская О.Н.Работа с родителями младших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  13. Уроки педагогического мастерства для родителей./ сост. О.С. Курин. – Киев: “Радяньска школа”, 1976. – 142 с.

Презентация