Открытый урок в 8-м классе по теме "Мир человеческих чувств"

Разделы: Музыка


Цели:

  • сформировать представление о жанровом своеобразии сонаты, специфике этого жанра;
  • научить анализировать музыкальное произведение, сравнивать различные его интерпретации;
  • побудить учащихся к поиску различных трактовок популярных классических произведений.

Оборудование:

  • музыкальный центр;
  • компьютер;
  • проектор;
  • компакт диски с записями произведений.

План урока:

  1. Приветствие. Распевание. 3 мин.
  2. Вводная беседа. Постановка цели урока. 2 мин.
  3. Слушание и анализ 1 части “Лунной сонаты” Л.Бетховена. 10 мин.
  4. Слушание сонаты в современной обработке. Беседа. 7 мин.
  5. Работа над песней “Школьный романс” Е. Крылатова. 8 мин.
  6. Слушание фрагмента рок-оперы “Юнона и Авось” А.Рыбникова. 4 мин.
  7. Разучивание романса “Я тебя никогда не забуду”. 8 мин.
  8. Обобщение урока. Рефлексия. Итоги урока. 3 мин.

Ход урока

I. Приветствие. Распевание.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

Пение в разных тональностях. Работа над трехголосием.

II. На экране тема урока: “Бессмертные звуки

Слайд № 1 (Приложение 1)

- Почему такая странная формулировка темы урока?

- Чьи бессмертные звуки?

/Звуки музыки, какое-то музыкальное произведение, очень известное/

- Можем ли мы сейчас назвать точно произведение, которое будет звучать на уроке? /нет, здесь нет его названия, автора/

- Что мы должны сделать, чтобы дополнить тему урока?

/Послушать музыку/

- О чем она может быть? Мы ведь вели с вами разговор о вечных темах в искусстве. /о природе, о любви, о сказке/

- Может быть, эпиграф поможет нам определить образ произведения, которое будет звучать?

На экране эпиграф урока:

“Богатство вместе с властью вольно ходят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же, пусть неправильной была, -
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Все превзойдет, что было и что будет.”
Перси Биш Шелли (английский поэт XVIII – XIX вв.)

Слайд № 2 (Приложение 1)

- Из эпиграфа мы узнали, что произведение раскрывает мир человеческих чувств. Каких?

/Чувство любви/

- Что приносит человеку это удивительное чувство?

/Радость, наслаждение, восторг, грусть, боль разочарование, страдания/

- Почему?

/Любовь может быть безответной, неразделенной, тогда она приносит разочарование, страдания/

- Как вы думаете, страдать, переживать – это плохо для человека?

/Страдания делают человека сильнее, закаляют его характер, он становится более стойким к невзгодам/

III. “Лунная соната” Л. Бетховена 1 часть – слушание.

- Узнали музыку?

/Это “Лунная соната” Бетховена, 1 часть/

- Кому посвятил сонату композитор?

/Своей ученице Д.Гвиччарди, которую любил, но она не ответила на его взаимность/

На экране слайд № 3 (Приложение 1 )

- Ей 17, ему 30. Она – графиня, он – теряющий слух музыкант. В письме своему другу композитор пишет: “Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной девушкой, которая любит меня и любима мною”. Бетховен посвящает Джульетте сонату, когда разочарование от взаимоотношений уже наступило. Она выказывает явное предпочтение графу Галленбергу, который тоже сочиняет музыку, и даже ставил свои сочинения в программы с бетховенскими симфониями.

- Что вы услышали в музыке?

/Страдания, боль, разочарование, чувства, которые принесла Бетховену любовь./

- Какие средства музыкальной выразительности подчеркивали это?

/Медленный темп, монотонное сопровождение мелодии, низкие звуки в басу/

- Что напоминает нам начальная интонация 1 части сонаты?

Слушание первых тактов сонаты. Показ нотной записи.

Слайд № 4 (Приложение 1)

- С какими чувствами ассоциируется у вас эта интонация?

/Траур, трагедия, для Бетховена эта была смерть всех его надежд/

- Справился он со своим горем?

/Да, но ему очень тяжело, композитор ушел в себя, никого не хотел видеть/

- Название сонате дал Бетховен?

/Нет, так назвал сонату его друг, поэт Людвиг Рельштаб/

- А почему его друг назвал сонату “Лунной”?

/Наверное, услышал тишину лунной ночи/

- Это произведение необычайно популярно. Множество переложений, своих трактовок, своих интерпретаций 1 части сонаты можно услышать. Для гитары сделал переложение гитарист Марсель Робинсон, для джаз-оркестра Гленн Миллер. И каждый из них чувствовал эту музыку по-своему. Давайте послушаем, как по-своему прочитал 1 часть сонаты Ричард Клайдерман, современный французский пианист и аранжировщик.

Слайд № 5 (Приложение 1)

Слушание сонаты в интерпретации Р. Клайдермана.

- Какое прочтение бессмертной музыки Бетховена вам понравилось больше? Почему?

(В первом исполнении чувства были выражены глубже, а второе исполнение было немного легкомысленным, если так можно сказать; интерпретация Клайдермана звучит современно, с использованием ударных инструментов)

- Что же такое интерпретация?

/Это творческое освоение художественных произведений/

IV. “Школьный романс” Е. Крылатова – исполнение, работа над выразительным исполнением.

- На прошлых уроках мы разучивали песню Е. Крылатова “Школьный романс”. Какие чувства передает эта песня?

/Первой безответной любви/

Работа над интонацией, фразировкой, дикцией. Составление эмоционального плана исполнения песни. Отмечаем кульминации в куплете, в песне в целом.

Слайд № 6 - 8 (Приложение 1)

Исполнение по группам. Исполнение хором под фонограмму. Самооценка исполнения.

- Какие произведения мы можем вспомнить, которые раскрывают чувство всепоглощающей любви, которая часто приводит к разочарованию и даже трагедии?

/ “Ромео и Джульетта” С. Прокофьева, “Евгений Онегин” П. Чайковского, рок-опера А. Рыбникова “Юнона и Авось”/

V. Романс “Я тебя никогда не забуду” из рок-оперы “Юнона и Авось” - слушание.

- Какие чувства передает музыка?

/Любовь, страсть, расставание/

Слайд № 9 -10 Приложение 1

- Граф Рязанов и дочь губернатора Кончитта никогда больше не видели друг друга. Рязанов погибает на пути в Россию. Кончитта дает обет молчания.

Разучивание 1 куплета романса. Работа над интонацией, дикцией.

Слайд № 11 Приложение 1

VI. Сегодня мы с вами хорошо потрудились на уроке. Вернемся к теме урока, которая еще не дописана.

- Как можно закончить фразу?

/Музыки, “Лунной сонаты”, любви/

- Наверное, все ваши варианты правильные, но почему бессмертные?

/Музыка Бетховена, другая музыка о любви будет звучать вечно, т.к. человек не может без любви быть счастлив, без любви человек не проживет/

Слайд № 12 Приложение 1

- Что нового узнали на уроке?

(Музыка может звучать по-новому, может быть прочитана по-другому, по-своему; познакомились с новым произведением – рок - оперой А.Рыбникова “Юнона и Авось”)

VII. Домашнее задание. Найти запись классического произведения в современной интерпретации.

Библиография

  1. Алеeв В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Музыка / В.В.Алеев, Т.И. Науменко Т.Н.Кичак. - Дрофа, 2001. – с. 53-56
  2. Интернет-страницы: dassic-music.ru, kinoekran.com

Презентация