Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

Разделы: Физика


Цели урока:

  • образовательная: ввести первый закон термодинамики как закон сохранения энергии термодинамической системы, раскрыть его физическое содержание при рассмотрении конкретных процессов, продолжить формирование умений описывать тепловые процессы физическими величинами и законами, ввести понятие об адиабатном процессе, сформировать умения использовать первый закон термодинамики для описания газовых процессов;
  • развивающие: развитие памяти, быстроты реакции, творческих способностей, умения применять полученные знания на практике, развитие познавательного интереса.
  • воспитывающие: формирование коммуникативных качеств, культуры общения, воспитывать мировоззрение учащихся на основе метода научного познания природы, воспитывать наблюдательность, воспитывать целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели.

Оборудование к уроку: на каждом столе пробирка с холодной водой, термометр, бумага, теплоприёмник, жидкостной манометр, бланки с заданиями, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, таблица.

План урока

Этапы урока Время, мин. Приёмы и методы
1. Оргмомент 1  
2. Проверка д/з 6 письменный опрос (тест)
3. Фронтальный опыт 7 работа в парах
4. Изучение новой темы 20 рассказ, демонстрации, видео, записи в тетрадях, диалог
5. Закрепление материала 6 решение качественных задач, диалог
6. Рефлексия 3 ответы на вопросы
7. Д/з 2  

Ход урока

Организационный этап (обеспечить готовность учащихся к уроку, готовность рабочего места и необходимого для урока оборудования).

Проверка д/з. Мы изучаем основы термодинамики и для того, чтобы приступить к изучению первого закона термодинамики, необходимо полученные знания закрепить. Для этого выполним задание №1

Задание № 1

Фамилия, имя______________________________

Вариант 1

Броуновское движение - это:

А) тепловое движение взвешенных в жидкости (или газе) частиц; Б) хаотическое движение взвешенных в жидкости частиц; В) упорядоченное движение молекул жидкости; Г) упорядоченное движение взвешенных в жидкости частиц.

2. Какая из приведённых ниже формул позволяет рассчитать среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул газа:

А) p=nkT; Б) E=3/2kT; В) p=1/3m0nv2

3. Как изменится давление идеального газа при увеличении абсолютной температуры в 2 раза и объёма в 2 раза? (масса газа не изменяется)

А) увеличится в 4 раза; Б) уменьшится в 4 раза; В) не изменится; Г) увеличится в 2 раза.

4. Процесс изменения термодинамической системы при постоянном давлении называют:

А) изотермическим; Б) изохорным; В) изобарным.

5. Какое выражение соответствует закону Бойля-Мариотта:

А) V/T=const; Б) pV=const; В) p/T=const; Г) pT=const.

6. На рисунке график зависимости p(V), m=const. Какой процесс изменения газа изображён на рисунке?

А) изотермическое расширение; Б) изобарное расширение; В) изобарное сжатие; Г) изохорное нагревание.

ОЦЕНКА____________

Фамилия, имя______________________________

Вариант 2

Какое из следующих положений противоречит основам МКТ:

А) вещество состоит из молекул; Б) молекулы вещества движутся беспорядочно; В) все молекулы взаимодействуют друг с другом; Г) все молекулы вещества имеют одинаковые скорости.

2. Какая из приведённых ниже формул позволяет вычислить число частиц:

А) N=; Б) v=m/M; В) p=nkT.

3. Как изменится давление идеального газа, если число молекул газа и его объём увеличится в 2 раза, а температуру оставить неизменной?

А) увеличится в 2 раза; Б) уменьшится в 2 раза; В) увеличится в 4 раза; Г) не изменится.

4. Внутренняя энергия одноатомного идеального газа равна:

А) ; Б) ; В) ; Г) .

5. Газ, взаимодействие между молекулами которого пренебрежимо мало, называется:

А) реальным; Б) абсолютным; В) идеальным; Г) свободным.

6. На рисунке график зависимости p(Т), m=const. Какой процесс изменения газа изображён на рисунке?

А) изохорное нагревание; Б) изохорное охлаждение; В) изотермическое сжатие; Г) изобарное расширение.

ОЦЕНКА___________

Осуществляется взаимоконтроль в парах.

СЛАЙД 1

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

1. А 1. Г
2. Б 2. А
3. В 3. Г
4. В 4. В
5. Б 5. В
6. В 6. Б

СЛАЙД 2

Критерии оценки

За каждый правильный ответ - 1балл; за неправильный ответ - 0баллов.

"5" - 6 баллов (за каждый вопрос 1балл);

"4" - 5 балла;

"3" - 4 балла;

"2" - 3 балла.

А теперь выполним задание №2.

3. Фронтальный опыт "Изменение внутренней энергии тела при совершении работы"

Приборы и материалы: пробирка химическая, термометр лабораторный, цилиндр измерительный с холодной водой, лист бумаги.

Порядок выполнения работы

Налейте в пробирку 10мл воды и измерьте её температуру.

Закройте пробирку пробкой (или большим пальцем если нет пробки) и заверните в бумагу. Энергично встряхивайте воду в пробирке в течение 40 секунд (время засеките по секундомеру в часах или мобильном).

Откройте пробирку и снова измерьте температуру воды.

Ответьте на вопросы: а) как изменилась внутренняя энергия воды во время опыта? б) каким способом вы изменяли внутреннюю энергию воды в опыте? в) зачем пробирку с водой необходимо было заворачивать в бумагу во время опыта? г) что можно сказать о зависимости изменения внутренней энергии тела от совершённой работы?

4. Изучение новой темы

К середине 19 века многочисленные опыты показали, что механическая энергия никогда не пропадает бесследно.

Закон сохранения энергии:

Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает: количество энергии неизменно, она только переходит из одной формы в другую. (Падает, например, молот на кусок свинца и свинец нагревается - потенциальная энергия молота переходит в кинетическую, затем механическая энергия превратилась во внутреннюю энергия тела). Закон сохранения и превращения энергии, распространённый на тепловые явления, носит название первого закона термодинамики.

В термодинамике рассматриваются тела, положение центра тяжести которых практически не меняется. Механическая энергия таких тел остаётся постоянной, изменяться может лишь внутренняя энергия каждого тела. Первый закон термодинамики был открыт в середине 19 века немецким учёным врачом Майером (1814-1878), английским учёным Д. Джоулем(1818 - 1889) и получил наиболее точную формулировку в трудах немецкого учёного Г Гельмгольца (1821-1894).

Нагревание тела может происходить без сообщения ему какого-либо количества теплоты, а только за счет совершения работы, что мы и наблюдали в проделанном опыте. Либо за счёт теплообмена с окружающими телами.

Опыт. Изменение состояния термодинамической системы "теплоприёмник - газ" путём теплопередачи.

В общем случае при переходе системы из одного состояния в другое внутренняя энергия изменяется одновременно как за счёт совершения работы, так и за счёт передачи теплоты.

Первый закон термодинамики: Изменение внутренней энергии системы при переходе её из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количества теплоты переданного системе:

U=Q+A.

Если система изолирована (замкнутая) то есть над ней не совершается работа (А=0) и она не обменивается теплотой с окружающими телами (Q=0). То в этом случае согласно первому закону термодинамики U=0 (U1 = U2). Внутренняя энергия изолированной системы остаётся неизменной (сохраняется).

Учитывая, что A/ = - А, получим Q=A/ + U

Количество теплоты, переданное системе, идёт на изменение её внутренней энергии и на совершение системой работы над внешними телами.

Невозможность создания вечного двигателя - устройства, способного совершать неограниченное количество работы без затрат топлива или каких-либо других материалов. Если к системе не поступает теплота (Q=0), то работа A/ согласно первому началу термодинамики Q=A/ + U может быть совершена только за счёт убыли внутренней энергии: A/ = - U. После того как запас энергии окажется исчерпанным, двигатель перестанет работать.

Нельзя говорить, что в системе содержится определённое количество теплоты или работы. Как работа, так и количество теплоты являются величинами, характеризующими изменение внутренней энергии системы в результате того или иного процесса, и выражаются эти величины в джоулях. Откройте 207-ую страницу учебника и рассмотрите рисунки 165,166. Внутренняя энергия системы может изменится одинаково как за счет совершения системой работы, так и за счёт передачи окружающим телам какого-либо количества теплоты. Например, нагретый воздух в цилиндре может уменьшить свою энергию остывая, без совершения работы (рис 165). Но может потерять точно такое же количество энергии, перемещая поршень, без отдачи теплоты окружающим телам. Для этого стенки цилиндра и поршень должны быть теплонепроницаемыми (рис 166)

СЛАЙДЫ

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

Название процесса График изопроцесса в координатах р, V. Работа газа, количество теплоты Запись закона и физический смысл

Изотермическое расширение

A/>0, Q>0

V

Q = A/

U=0

Всё переданное газу тепло идёт на совершение им же работы.

Изотермическое сжатие

A/<0, Q<0

V

- Q = - A/

А = - Q

U=0

При совершении работы внешними силами газ отдаёт тепло окружающей среде.

Изобарное нагревание

(расширение)

A/>0, Q>0

V

A/ = p1(V2 - V1) = p1?V

U=Q+A

Q=A/ + ?U

U>0

Подводимое к газу тепло идёт на увеличение его внутренней энергии и на совершение газом работы

Изобарное охлаждение

(сжатие)

A/<0, Q<0

V

U= - A/ - Q

U= A - Q

U<0

Внутренняя энергия уменьшается за счёт того, что над газом совершается работа и газ отдаёт тепло окружающей среде

img5.gif (646 bytes) Изохорное нагревание

Q>0, A/ = 0

V

U= Q

U>0

Внутренняя энергия газа увеличивается за счёт подводимого тепла

Изохорное охлаждение

Q<0, A/ = 0

V

U= - Q

U<0

Внутренняя энергия уменьшается за счёт того, что газ отдаёт тепло окружающей среде

  Адиабатное расширение

(охлаждение)

A/>0

U= - A/

U<0

Внутренняя энергия газа уменьшается за счёт того, что сам газ совершает работу. Газ охлаждается.

Адиабатное сжатие

(нагревание)

A/<0

U= A

U>0

Внутренняя энергия газа увеличивается только за счёт работы внешних сил

Далее смотрим видеофильм "адиабатное расширение и сжатие".

5. Закрепление материала

Задача №1

Определите процессы, в которых участвует термодинамическая система идеальный газ, и прочитайте уравнение первого закона термодинамики для каждого случая?

а)

Ответ: происходит теплопередача, и над газом совершается работа, то есть изменяется объём, давление, температура, внутренняя энергия газа: U=Q+A.

б)

img7.gif (1019 bytes)

Ответ: газу сообщается количество теплоты, следовательно газ совершает работу, то есть объём газа увеличивается; в зависимости от значений Q и А происходит изменение внутренней энергии: U=Q-A.

в)

Ответ: газ нагревается, внутренняя энергия увеличивается, давление увеличивается, объём остаётся прежним: U=Q.

г)

img9.gif (1004 bytes)

Ответ: газ охлаждается, и над ним совершается работа, то есть возможно изменение внутренней энергии: U=А - Q.

д)

 

Ответ: газ охлаждается, температура его уменьшается, внутренняя энергия тоже уменьшается: ?U= - Q.

е)

Ответ: система остаётся в равновесном состоянии: U=0.

Задача №2

Устно с фронтальным обсуждением может быть рассмотрен пример решения задач из учебника (см. с. 221-222).

Задача №3

Вопросы для коллективного решения:

1. Можно ли считать человека термодинамической системой? (да)

2. В каких процессах обычно участвует система? (теплообмен с окружающими системами, работа при действии человека на другие системы)

3. За счёт чего поддерживается постоянная температура (внутренняя энергия) человека? (за счёт поступления энергии от других систем в форме пищи)

4. Как записать первый закон термодинамики для системы "человек"? (U=Qпищи - Qтеплообмена - A).

6. Подведение итогов. Рефлексия

Сегодня на уроке мы изучили первый закон термодинамики, раскрыли его физическое содержание при рассмотрении конкретных процессов, изучили новый изопроцесс - адиабатный, научились использовать первый закон термодинамики для описания газовых процессов. На следующем уроке мы будем решать задачи на применение первого закона термодинамики к различным процессам.

Чтобы понять, на сколько интересен и полезен материал, который мы изучали на уроке, выполните задание №2

Задание 2

Оцените сегодняшний урок: 0 - нет, 1 - да.

- Вам было интересно на уроке?________

- Вы узнали что-то новое?_____________

- Был ли доступен изучавшийся материал?_______

- Вы его поняли?_________

- Готовы ли вы работать над материалом на следующих уроках?_________

Количество баллов________

7. Д/з

 81,82

Литература

  1. Физика: Учеб. для 10 кл. образоват. учреждений / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский. - 12изд. - М. : Просвещение, 2004. - 336 с.
  2. Физика в 10 классе: Модели уроков: Кн. для учителя / Ю. А. Сауров. - М. : Просвещение, 2005. - 256 с.