Урок-спектакль "Всему свое время" (урок чтения во 2-м классе)

Разделы: Начальная школа


Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

  1. Орг. Момент. Эмоциональный настрой

 

 

Учитель приветствует учащихся

Учащиеся стоят за конторками

Класс оборудован по технологии В.Ф.Базарного см. приложение № 1 (1)

Учитель обращается  к детям: Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Мысленно положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.
Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли! Всего вам доброго!

Учащиеся закрывают глаза. Делают глубокий вдох и медленный выдох. Представляют себе цветок Добра.

Создание эмоционально-психологического настроя учащихся и благоприятной рабочей обстановки в классе.

  1. Конкретизация нового способа действия

a) Подготовка к художественному восприятию произведения

 

Учитель предлагает детям сюрприз – приятную неожиданность: приглашение в кукольный театр на просмотр спектакля «Всему своё время»

Дети  настраиваются на просмотр. В импровизированном театре перед кукольной ширмой уч-ся присаживаются на стульчики, заранее расставленные учителем.

 

  1. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

– Понравился сюрприз?
– Прислушайтесь к себе, удалось ли вам впустить себя в сказку?

Свободные высказывания детей.

Создание творческой среды, направленной на личностное восприятие уч-ся (музыка, декорации, куклы – персонажи: Свиристель, Сорока, Медведь, Косач, выступление артистов) см. приложение № 2.

– Поблагодарим наших артистов – кукольников от доставленного удовольствия.

Аплодируют артистам.

 

– К какому жанру литературы относится кукольная постановка?
– Обратите внимание на верхние левые планки от вас и таблицу, помещённую там.

Рассматривают таблицу, помещённую на левых верхних планках. Делают вывод (например: «Показанная кукольная постановка – сказка»).

 

– Докажите, что это сказка

Дети высказывают и доказывают своё мнение (например: «Птицы и животные разговаривают. Среди зимы наступает лето»)

См. приложение № 1 (2). Связь предыдущего опыта учащихся с настоящим уроком.

Учитель акцентирует внимание учащихся на доску, просит прочитать название сказки,

Уч-ся читают запись на доске: «Всему своё время».

Помощь в постепенном осознании предмета изучения на уроке.

знакомит уч-ся с автором сказки – Николаем Ивановичем Сладковым.

Дети делают вывод: если есть автор, значит сказка литературная (авторская).

 

Учитель добивается высказываний детей:
– Чему учит сказка?

Уч-ся высказывают своё мнение (например: «Сказка учит уму-разуму» В сказке есть урок. Сказка учит отличать хорошее от плохого»).

Определение вида сказки.

Подводит детей к тому, что в сказке всегда есть урок, но урок мягкий – чаще это дружеский совет. Написать сказку может только настоящий поэт и мастер, каким является Н.И. Сладков.

 

Связь предыдущего опыта с актуальностью проблемы.

  1. Целеполагание

 

 

Учитель предлагает детям открыть  тайну сказки.

 

Активизация познавательной деятельности учащихся. См. приложение № 4.

– Какие хотите задать вопросы?
Фиксирует вопросы детей на доске. Составляет  алгоритм, с помощью вопросов, предложенных детьми.

Учащиеся предлагают вопросы: Зачем будем открывать тайну сказки? Как будем открывать тайну сказки?

 

  1. Открытие способа проверки

 

 

 

 

– Чтобы вам было легче, будете работать в парах и со словарями.

Работа в парах.

 

Дайте, пожалуйста, объяснение слову тайна.

Работая в парах, дети находят толкование слова тайна, зачитывают друг другу, предлагают послушать всем уч-ся: тайна – нечто неразгаданное.

 

– Можно сразу ответить на вопрос «зачем»? поставленный в нашем алгоритме.

Уч-ся обращаются к алгоритму открытия тайны сказки. Дети рассуждают.

Сотрудничество уч-ся. Самостоятельная поисковая деятельность учащихся.

– Какой алгоритм поможет выполнить эту работу?

Дети называют «Закон трёх О», ранее использованный на уроках чтения, который поможет раскрыть тайну сказки.

См. приложение № 4. (Методику Ильина «Закона трёх О»).
По законам искусства. Помогающего каждому ученику состояться человеком.

  1. Применение открытого способа проверки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Выполняем 1 закон: обворожить писателем (учитель обращает внимание на портрет писателя. Рассказывает биографию, читает эпиграф, записанный на доске).

Уч-ся внимательно всматриваются в портрет.

Уважение к мастеру сказки.

– А теперь кратко сформулируйте мысль о том, каким вы себе представляете этого писателя и человека, по сказке «Всему своё время».
Слова – подсказки на правых верхних планках.

Уч-ся обращаются к правым верхним планкам, ищут необходимую информацию, обрабатывают её и делают заключение (например: «Сладков Н.И. любил природу, животных, птиц. Он мудрый, шутливый, добрый писатель»).

Приобретение общих учебных умений, навыков, освоение способов деят-ти, в данном случае овладение речевой деятельностью, умениями применять самостоятельно полученную информацию – что является ключевой компетенцией младших школьников. См. приложение № 1 (2).

– Выполнили ли мы первый закон – обворожить писателем?

– Да.

Удерживание этапов работы, регулирующих реализацию поставленного плана.

– Какой будет следующий этап работы?

– Выполняем 2-й закон – окрылить героем.

– Как это лучше  сделать?

Высказывают свои мнения (например: «Нужно поработать с учебником, с экологическим панно и т.д.»).

Умение организовать свою деятельность.

– Учебник – помощник и друг. Откройте учебник по теме нашего урока.

 

 

Регулирует время работ по технологии Базарного. Учитель подаёт цветовой сигнал.

Дети меняются местами.

См. приложение № 1 (1).

Регулирует смену поз за конторками.

 

Звучит тихая музыка.

– Устремляем мысли к самому прекрасному.

Дети настраиваются на работу.

Восприятие сказки.

Предлагает чтение по цепочке.
Проводит словарную работу.

Читают по цепочке.

 

– Какие необычные сказочные слова вы прочитали?

– Закручинился, оскомина.

 

– Поработайте со словарём, найдите толкование этим словам.

Находят в словаре толкование слов закручинился, оскомина, записывают их в словарь сказочных слов.

См. приложение № 5.

– Представьте, вы находитесь в сказочном зимнем лесу.

Физкультпауза.

См. приложение № 1 (3).

– Подойдите к офтальмотренажу – это сказочные зимние тропинки, по которым вы спешите к нашим героям.

Работа у офтальмотренажа, экологического панно.

 

–Поработайте у экологической стенки с подвижными манекенами.
–Определите место жительства персонажей – Сороки, Медведя, Косача, Свиристеля.

 

См. приложение № 1 (4), приложение № 6.

– Дайте характеристику автору.

– Мудрый, шутливый, добрый.

 

– Я хочу предложить вам работу в группе, с тем, чтобы легче было распределить роли и читать по ролям.
Учитель направляет внимание уч-ся на то, как надо читать по ролям, для этого предлагает вспомнить роли, которые исполняли артисты в нашем кукольном театре.

 

Развитие выразительности речи (голоса, лица).
См. приложение № 7.

– Я хочу вам предложить пиктограммы

Уч-ся работают с пиктограммами.

Развитие творческих способностей.

– Хорошие артисты серьезно готовятся, репетируют.

Работа в группе.
Чтение по ролям в группе.
Дети готовятся к выступлению.

 

Учитель нацеливает уч-ся на выполнение третьего закона «О» – очаровать сказкой.
Выступает в роли координатора.
Оценивает выступление (чтение по ролям) аплодисментами.

Чтение по ролям. Выступление уч-ся перед артистами – уч-ся 4-го класса.

 

  1. Итоговый контроль и оценка

 

 

 

 

 

– С кем бы из героев вы хотели сотрудничать?
– Почему иллюстрацию Свиристеля поместили в учебнике?

Свободные высказывания детей.

Привитие любви и уважения ко всему живому в природе.

– Обратите внимание на эпиграф, записанный на доске.

Дети обращаются к эпиграфу. Делают вывод: «Со всеми надо дружить, всем помогать».

 

– Давайте все вместе прочитаем название сказки, записанное на доске, выделив слово всему.

Дети читают: «Всему своё время», выделяя ключевое слово всему.

 

– Что таится за этим предложением?

Дети делают вывод в своих высказываниях.

Организация принятия детьми «цели» и «проверить» самого себя, над чем и как ещё поработать. Для каждого ребёнка они могут быть индивидуальными.

Дополнение: не всегда нужно, чтобы все желания исполнялись.
– Раскрыта ли тайна сказки?

– Тайна сказки раскрыта, она в её названии: «Всему своё время».

 

  1. Рефлексивный анализ деятельности

 

 

 

– По результатам вашей плодотворной работы можно судить о достижении цели? (учитель обращается к целям на доске):
– зачем?

Дети высказывают своё мнение (например: «Чтобы быть умным, извлечь добрый урок – всему своё время»).

На этом этапе происходит выявление осознанного детьми способа достижения  учебной цели. Уровня усвоения и качества полученных знаний.

– как?

– С помощью кукольной постановки, «Закона трёх О», чтения по цепочке и т.п.

 

– Было трудно?
– Кто сегодня доволен собой?
– Кого бы вы хотели поблагодарить?

Свободные высказывания детей.

 

  1. Определение домашнего задания.

 

Учитель предлагает самим составить домашнее задание для своих одноклассников по изученной сказке «Всему своё время».
– Мне было очень приятно с вами сотрудничать. Урок окончен.

Свободные высказывания детей.

Мотивация на выполнение творческого домашнего задания. У каждого ребенка есть право выбора домашнего задания.

Приложение 3