Совершенствование навыка дифференциации гласных и согласных звуков

Разделы: Начальная школа


Цели:
- учить различать гласные и согласные звуки;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать мелкую моторику;
- развивать фонематический анализ, синтез, представление;
- активизировать словарный запас.

Оборудование: малые мячи для фитнесса красного и синего цвета, «волшебный» глобус, где материки – геометрические фигуры, доски для шнурования, шнурки красного и синего цвета.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Логопед: «Сядут те дети, чьё полное имя начинается с гласного звука. Теперь садятся оставшиеся ребята.»

2. Объявление темы.

Логопед: «Мы сейчас с вами определяли, чье имя начинается с гласного звука, а чьё с согласного. Вы всё сделали правильно, потому что мы уже знаем, что гласные звуки, это такие звуки……….. »
Дети: «которые можно пропеть, без препятствия».
Логопед: «а согласные звуки, это такие звуки…….»
Дети: «которые пропеть не возможно, в произнесении есть препятствие.»
Логопед: «Правильно. И сегодня мы с вами будем закреплять наше умение различать гласные и согласные звуки. Я пришла сегодня на работу, а мне говорят, что приходил почтальон и оставил конверт для первоклассников. Давайте посмотрим, что там внутри. В конверте приглашения в космический полет и задания для нас.»

3. Развитие мелкой моторики. Массаж ладоней. 

 Логопед: «Звуки, с которыми мы познакомились, превратились в мячики (красные и синие). Давайте их покатаем пальчиками.»  Дети сначала катают мячики пальцами, а затем ладошками обеих рук.
Логопед: «А мячики-то у нас не простые, синие и красные. Как вы думаете, почему?»
Дети отвечают, какие звуки (гласные и согласные превратились в мячи).

4. Развитие слухового внимания, фонематического анализа, совершенствование навыка дифференциации гласных и согласных.

Логопед: сейчас мы поиграем с вами в мячики. Я буду называть звуки, а вы поднимать мячики. Если вы услышите согласный, то поднимут мячи те, у кого они синие, а если услышите гласный, то…..
Дети: «поднимем красный.»
Логопед называет звуки, дети поднимают мячи.

5. Развитие мелкой моторики, фонематического представления, совершенствование дифференциации гласных и согласных звуков.

Рисунок 1 (порядок букв в слове не соблюден ).   

Логопед: «Молодцы! Вы хорошо справились с заданием услышали все звуки, узнали их и расколдовали. Давайте посмотрим, какими буквами эти звуки обозначаются на письме.»
Шнурование букв (доски для шнурования, шнурки красного и синего цвета).
Логопед: «Возьмите, пожалуйста, приготовленные досочки. Что вы видите на них?»
Дети: «Буквы»
Логопед: «Правильно, буквы. А теперь выберите тот шнурок, которым будите шнуровать эти буквы.»
Прошнурованная буква называется ребенком и проговаривается, какой звук обозначает – гласный или согласный. Затем каждый ребенок выставляет свою прошнурованную букву к доске и придумывает слово, начинающееся с этой буквы.

Рисунок 2.

6. Физкультминутка (имитация).

Логопед: «Мы выполнили задания и подготовились к полёту, теперь можно отправляться в путь. Выйдите из-за парт. Представьте себе, что на краю стола лежит шлем, а на стульях приготовлены скафандры. Давайте одеваться.»
Дети имитируют надевание, застегивание скафандра (каждой ногой, каждой рукой). «Надевают» шлем.
Логопед: «Готовы?»
Дети: «Да!»
Логопед: «Ну, тогда, полетели!»
Руки вверх «ракетой» и тянемся вверх, поднимаемся на пальчики.

7. Припоминание геометрических фигур, совершенствование навыка дифференциации гласных и согласных звуков, развитие навыка составления звуковых схем, развитие фонематического представления.

Рисунок 3.

Логопед: «Я вижу необычную планету. Давайте ее исследуем!
Глобус – игра дидактическая с кармашками для заданий, каждый кармашек обозначен какой-то геометрической фигурой.
Логопед: «Так, она круглая, она вертится, а живут на ней красные и синие человечки. Кто же это?»
Дети: «Звуки.»
Логопед: «А вот и страны – геометрические фигурки. Жители каждой страны приготовили для нас задания. Выходите по очереди к планете.»
Каждый ребенок подходит к глобусу, крутит его; перед ним останавливается какая-то геометрическая фигура. Ребенок должен назвать фигуру и найти кармашек с заданием с соответствующей фигурой. Учащийся достает из кармашка задание (картинка и фишки красного и синего цвета) и выкладывает название картинки (ракета, шлем, звезда, солнце, машина). Также в кармашке может быть определенный набор фишек, а слово необходимо придумать.
Логопед: «А какая картинка лишняя?»
Дети: «Машина, так как не подходит к теме космос.»

8. Физкультминутка

Логопед: «Наше задание выполнено. Возвращаемся домой!»
Дети подняли руки вверх и «летят» домой. «Раздеваются».

9. Развитие звукобуквенного синтеза, слогового анализа, фонематического представления, анализа, пополнение словарного запаса.

Логопед: «С возвращением вас на нашу родную планету, а как она называется?»
Дети: «Земля!»
Логопед: «Правильно, Земля. А сколько слогов в этом слове, Сколько гласных, согласных звуков? В самом начале нашего занятия мы шнуровали буквы. Давайте посмотрим, какое слово из них можно сложить.»
Е  Л  М  Я  З
Дети составляют слово ЗЕМЛЯ.
Логопед: «А как называются жители планеты Земля?»
Дети: «Земляне!»
Логопед: «Правильно! Молодцы! Давайте вместе вспомним, чем мы на занятии сегодня занимались.»
Дети вспоминают виды предложенных заданий.

10. Организационный момент.

Логопед: «Дорогие земляне! Наше занятие подошло к концу! До новых встреч!»