Урок чтения во 2-м классе по разделу "Устное народное творчество"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: 

  • продолжить знакомство с устным народным творчеством народов мира;
  • работать над чтением, развивать устную речь детей, обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать умение слушать, развивать мышление,  умение давать оценку действиям и поступкам героев.

Оборудование  урока:

  • учебник «Литературное чтение», Э.Э.Кац;
  • выставка  рисунков детей по прочитанным  сказкам;
  • плакаты – «Устное народное творчество»,  «Сказки»,  «Загадки» и т.д;
  • выставка  книг по двум темам:  «Русское  народное творчество»  и «Якутское
  • народное творчество»;
  • у учащихся карточки с текстами пословиц и поговорок, считалок, потешек,
  • песенок, закличек и скороговорок.

Ход урока.

I.  Эмоциональный настрой на урок.

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с устным народным творчеством народов разных стран. Мы будем работать над чтением, развивать свою устную речь, учиться красиво рассказывать, учиться думать, наблюдать, слушать учителя и слушать друг друга, учиться  радоваться своим успехам и успехам  товарищей. Закройте глазки и про себя скажите: «Я готов, я  внимателен, я самый способный, у меня есть желание сегодня хорошо работать».

II.  Проверка  домашнего задания.

1. Какую сказку   мы прочитали на  первом уроке?

2. На сколько частей разделили  сказку?
Как озаглавили каждую часть?

На  доске запись, дети читают.

 «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
Братья поссорились.
Плохая жизнь.
Хорошо жить вместе.

3. Пересказ сказки своими  словами.
(3 ученика).

4. Как вы думаете, братья хорошими были мастерами, умелыми?
Что умел делать каждый брат: кузнец, плотник, пахарь?
(Дети дают полные ответы)

5. Почему же они так плохо жили?
Что помогло им помириться?
Какая  же профессия самая главная?

(Все  работы  важные и нужные)

6. Как же нужно было жить братьям?
(Выборочное чтение из  третьей части сказки).

7. Какая   из этих пословиц  более подходит к этой сказке:

- «Чтение – лучшее учение»
-  «Доброе братство – лучшее богатство»
- «Друг и брат – великое дело: не скоро  добудешь».

(Дети выбирают вторую пословицу)

III. Физкультминутка.   «Стрекоза» (с движениями).

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки  остановилась,
Над водою закружилась.

IV. Обобщение. Устное  творчество народов  мира.

 

1. Учитель. Мы продолжаем знакомство с устным народным творчеством разных народов. А что входит в устное народное творчество?

Дети.   Загадки, сказки, песенки.

2. Учитель  читает русские народные загадки  и якутские загадки.

Ученики  отгадывают загадки,   сами предлагают товарищам отгадать загадки, которые они  приготовили для урока.

3. Учитель. Вы прочитали много сказок и нарисовали по этим сказкам хорошие рисунки. Сейчас мы послушаем рассказы ребят  о своих рисунках.

(2 – 3 ученика рассказывают  о своих рисунках по любимым сказкам).

4.  Учитель. А что ещё входит в устное народное творчество?

Ученики.   Песни, пословицы и поговорки, считалки, потешки, заклички, скороговорки, колядки, дразнилки.
(Учитель прикрепляет на доске новые  карточки).

Учитель. А сейчас мы послушаем выступления наших ребят, которые подготовили они для этого урока.

(Дети наизусть читают пословицы, считалки и потешки, соревнуются в произношении скороговорок и шуток, объясняют,  когда их исполняют. В выступлении участвует каждый ученик класса).

5. Учитель. Больше всего народ любил петь песни. Вспомните, когда пели народные песни? О чём в них пелось? Помогали ли эти песни простому народу?
Дети отвечают на вопросы учителя. Девочки исполняют русскую народную песню  «Земелюшка  чернозём».

6. Учитель. У каждого народа есть своё устное творчество. Оно бережно сохраняется и передаётся из поколения в поколение.
(Учитель рассказывает о русском  и о якутском  устном  творчестве, показывает  книги  по  теме урока.)
На уроках чтения мы знакомились с  русским народным творчество, а на уроках «Национальной культуры народов Якутии»  мы познакомились с якутским эпосом  «Олонхо», это повествование о  славном якутском богатыре  Нюргуне  Ботуре Стремительном.  Якутский героический эпос «Олонхо» воссоздал на основе народных сказаний  писатель Платон Ойунскай, этот эпос вошёл в мировое наследие  устного народного творчества. Если  бы не было устного народного творчества, мы бы не  знали о прошлой жизни наших предком, не знали бы народных героев. В устном народном творчестве отражается вся жизнь народа,  сохраняется богатство родного языка. Построить хорошую жизнь можно  только зная своё прошлое, принимая знания и мудрость наших бабушек и дедушек.

Вам  понравился наш урок? 
Чем понравился?
Что вам особенно запомнилось? 
Чему вы научились на этом уроке?

(Выслушиваются ответы всех учащихся).

Учитель.  Спасибо всем за  хорошую работу на этом уроке.
Вы получили новые,  полезные знания, они нам помогут в подготовке «Фольклорного праздника»,   который пройдёт у нас в конце учебного года.