Проектная работа по теме "Гимн березе"

Разделы: Начальная школа


Учебные дисциплины: окружающий мир, русский язык и литература, история, ИЗО

Возраст учащихся, на который рассчитан проект: 7-11  лет

Авторы проекта: учащиеся 4 «а» класса

Тип проекта:  учебный  проект

Задачи проекта:

Развивающие:

  • Развивать умение отбирать необходимый материал
  • Развивать коммуникативные навыки
  • Развитие связной письменной и устной речи учащихся
  • Выработка навыков выразительного чтения поэтического произведения, его эстетического восприятия
  • Развивать навыки работы с компьютерной техникой

Обучающие:

  • Расширить знания учащихся о жизни березы
  • Выяснить, что означает слово «береза»
  • Выявить роль березы в подержании жизни на Земле

Воспитательные:

  • Формировать бережное  отношение к растениям
  • Учить соблюдать правила поведения на природы

Практические

  • Создать буклеты, книжку-малышку, литературный альманах
  • Провести классный час «Гимн березе»

Результат проекта (продукт):
Разработка классного часа, буклеты, книжка-малышка, литературный альманах

Этапы реализации проекта

I этап - организационно- подготовительный - определяем направления работы и разбиваем класс на группы;

направление ответственные предполагаемый продукт
Откуда пошло название «береза». Нецветаев Андрей
Содураа Айдыс
собранная информация
Народные песни, загадки, пословицы, старинный праздник. Санникова Наталья  Мошева Вероника буклет
Народная медицина. Лечение болезней народными средствами. Иванова Светлана  Сугелдей Амырбит буклет
Берёзовые семена осваивают необжитые земли. Берёза даёт приют пернатым. Серен — оол Тереза  Гуляева Анастасия собранная информация, рисунки
Отношение наших предков к берёзе. Отношение современных людей к природе. Араптан Айрана  Ондар Айыраа сочинения
Интеллектуальные игры. Монгуш Дан-Хаяа  Кужугет Айжигаш кроссворд, криптограмма

 

Содержание деятельности Форма
организации
Промежуточный продукт
II (информационный) этап
1 Изучение литературы Открытие работы над проектом.
Работа в библиотеке
материалы к классному часу
III(практико-ориентированный) этап
1 Создание рисунков по теме «Гимн березе» Творческая лаборатория
по ИЗО
Рисунки
2 Создание буклета «Пословицы и поговорки о березе» Творческая лаборатория
по русскому языку и литературе
Буклет
3 Создание книжки-малышки «Загадки о березе» Творческая лаборатория
по русскому языку
Книжка-малышка
4 Написание сочинений      о березе Творческая лаборатория
по русскому языку и литературе
Литературный альманах
5 Создание буклета «Береза в народной медицине» Творческая лаборатория
по русскому языку и окружающему миру
Буклет
IV этап. Презентация результатов
10 Презентация проекта в виде проведения классного часа, с приглашением учащихся из параллельных классов Закрытие проекта Классный час

Материалы к проведению классного часа.

Красавицей   русских лесов называют   берёзу. Стройная, белокорая, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение, радость.
Хотя и считают берёзу   исконно   русским деревом,   символом России,   название его знакомо большинству   индоевропейских народов.   Оно восходит к корню,   уходящему в глубокую древность, и   обозначает   не только белизну, но и блеск. Название коры берёзы -  бересты - связано с тем же корнем.
У древних славян существовало слово бер, означающее « светлый», « ясный», «блестящий», «белый».   Именно от бер   и образовалась сначала берза,   а потом   берёза.
Белая берёза! Сколько песен о ней сложено, сколько   стихов написано и как нежно, ласково о ней говорят   люди, прославляя её   в своих   песнях: народная песня «Берёзонька».

Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая!
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки;
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные;
Под тобой, берёзонька,
Красны девушки
Венки    плетут.
В настоящее время мы не знаем многих праздников, а когда-то наши предки отмечали праздник, обязательной участницей которого была береза. Это был четверг перед Троицей - седьмой четверг после Пасхи.   Поэтому и называется он Семиком. На Семик в старину девушки шли в лес. Тайно завивали венки   на берёзах. Через эти   венки целовались друг с другом. Обменивались колечками,   лентами, платками.    И становились кумушками - подружками. А песни при этом пели такие:
Берёзка, берёзка,
Завивайся кудрява!
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли,
Пироги принесли
Со   яичницей.
Под тобой, берёзонька,
Не мак цветёт,
Не огонь горит –
Красные   девушки
В хороводе стоят,
Про тебя   берёзонька,
Всё   песни поют.
Известно, что ни в одной   стране нет столько берёз,   как   у нас в России. Со времён глухой старины    вошла   в нашу жизнь берёзка. Наши предки были мудрыми людьми. Они с почтением относились к каждому дереву, зря   не губили. Нежность и любовь к природе   передавалась из поколения в поколение.   Дерево - это источник   жизни. Именно берёза считается прекрасным деревом, дающим энергию. Славяне   с  помощью березы лечили детей   от грыжи или рахита.   Ритуал совершался на рассвете - считалось, что это то время, когда   у дерева много сил. Ребёнка три раза проносили   голым   сквозь   разрез, сделанным в живом дереве: оно   «принимало»   на себя   его недомогание, « отдавая» больному свою энергию.   После этой   церемонии   разрез стягивали и замазывали глиной. Когда выздоровевший   ребёнок вырастал, он должен был заботиться о своём спасителе.
Многие болезни можно лечить народными средствами. Вот некоторые их них.

Средства   для лечения цинги.
Залить   100 г хорошо промытых и измельчённых   молодых листьев 2 стаканами горячей   кипячёной воды, настаивать 3-4 часа, процедить. Пить по стакану 2-3 раза в день.

Отхаркивающее средство   для лечения   хронического бронхита.
Трава багульника - 4 части, почки берёзовые -1 часть, трава душицы - 2 части, листья крапивы двудомной - 1 часть. Две столовые ложки измельчённой смеси   залить 0, 5 л крутого кипятка, кипятить 10 минут. Настаивать, укутав, в течение 30 минут, пить по 1 / 3 стакана   в день после еды.

Воспаление почек.
Измельчить 100 г молодых   весенних берёзовых листьев и залить 2 стаканами тёплой кипячёной воды.    Настаивать 5-6 часов, процедить, отжать в настои   листья, после   отстаивания   перелить, оставив осадок.   Пить по 1 / 2 стакана   2-3 раза в день перед едой. Настой очень богат витамином С. Применять при   заболевании почек, при отёках   почечного и сердечно - сосудистого происхождения.

Лечение   сахарного диабета.
Почки берёзы собирать весной, во время их набухания. Суточная норма-2-3 столовые ложки почек   на 2   стакана   кипятка. Настаивать 6 часов.

Радикулит.
( Средства   для наружного применения.)
В мае или раньше, когда   на берёзе появятся   липкие листья с копейку   величиной, нарвать этих листьев вместе веточками и запарить в ванне очень горячей водой.   Затем листья вынуть и горячими обложить все больные места, а больного целиком хорошо укрыть на 2 часа.   Будет сильный пот;   как только   пот уменьшится, осторожно завернуть больного   в сухое и укрыть на всю ночь, ветки опять сложить и назавтра снова запарить. Результаты   замечательные.

Средства   для лечения переломов.
Бересту берёзы   распаривают и накладывают   как гипс при переломах,   уменьшая тем самым их болезненность.

Наши предки жили в содружестве с природой. А к деревьям - долгожителям обращались с просьбой о ниспослании здоровья и богатства,   удачного брака. Поэтому на рубку   деревьев существовал строгий запрет. Русские считали, что срубивший такое дерево сходит с ума или ломает себе руки и ноги. В центральной России крестьяне никогда   не строили дом на том месте, где прежде росли берёзы, так как их корчёвку считали большим грехом. Народная мудрость   точно выражает   отношение наших предков к деревьям, отношение глубоко почтительное, даже религиозное. Их наделяли душой, приписывали им человеческие качества, относились   как   к существам высшего порядка,   испрашивали у них помощи и благословения   перед   всякими   начинаниями. Отсюда и родились пословицы и загадки: « Кто дерево посадит - того благословят внуки,   кто срубит — того проклянут дети». Есть   такие старинные загадки: 

Стоит дерево кудряво,
На этом дереве пять угодьев:
Первое угодье —
Хворому здоровье,
Другое угодье-
Разбитому крепость,
Третье угодье –
Заперто море,
Четвёртое угодье-
Малому угроза,
Пятое   угодье –
Ночной   свет.
(Банный веник, береста для связывания   разбитого горшка, посуда из бересты, прут для наказания, лучина.)

Стоит в поле
Древо древанское,
На этом дереве   шесть   угодьев:
Первое угодье –
В избе обиходье,
Другое угодье —
В кругу вертится,
Третье    угодье —
Старому да малому потеха,
Четвёртое угодье –
На церкву крыша,
Пятое угодье —
По дорожке след,
Шестое угодье —
Всему миру масло.
( Веник, веретено, банный веник, скалка, лапти, лучина, дёготь.)

Так   веками воспитывалось   в человеке чувство бережного отношения   к деревьям, к самой природе, ко всему тому, что, его понятиям, превосходило его разум   и возможности. Эти суеверия предохраняли зелёные массивы от бездумной   и жестокой вырубки.
Берёза   первой из деревьев   осваивает   любой свободный клочок земли.   Как ей это удаётся? Только благодаря мельчайшим плодикам, которые   разносятся   ветром    на большие расстояния. Берёзовый плодик похож на крошечную бабочку с распахнутыми крыльями. В центре     расположено удлинённое семечко, а по бокам —   тончайшие   крылышки.
Берёза   удивительно   неприхотлива. Она растёт на сухих песках   и низинных болотах, стойко выдерживая как недостаток, так и избыток   влаги.   Не выносит берёза лишь   затенения   и в этом случае уступает своё   место другим деревьям. Цветёт берёза ранней весной,   когда смолистые   листочки у неё только развернулись. Цветки   - малютки     собраны   в соцветия - длинные    желтовато — зелёные   серёжки, свисающие с веточек. В них образуется мельчайшая жёлтая   пыльца, которая переносит­ся   ветром    на другие, более короткие соцветия, торчащие вверх, как маленькие   зелёные   свечи. В пору цветения берёзовую пыльцу можно увидеть   на     лужах в виде   жёлтого налёта. Берёзы дают приют пернатым.   В их кронах устраивают многочисленные   гнёзда грачи.   Не обходят их   своим вниманием дрозды и зяблики.   В старых дуплистых деревьях гнездятся    дятлы, синицы, мухоловки и поползни.    Берёзовыми серёжками   лакомятся   тетерева, а вытекающий из ствола сладкий сок охотно пьют многие птицы, бабочки, жуки и муравьи.
Как приятно бродить под тенью зелёных ветвей, собирать грибы - подберёзовики, которые   без берёзы жить не могут. Из берёзовой древесины   делают лыжи, мебель и фанеру, древесный уголь и дёготь.   А из её коры - бересты —   туески   для ягод и грибов, сувенирные поделки.

Сколько же доброты, нежности   и   благородства у   красавицы русских лесов. Берёзка,   как   заботливая мать, защищает   от мороза и солнца   небольшие, словно игрушечные   тенелюбивые ёлочки.
Пройдёт сколько - то положенных для дерева лет, вырастут ёлочки,   а берёзки - покровительницы   с достоинством уступят им своё место,   а сами начнут осваивать   новые необжитые места.
Люди, берите русскую берёзку, не заставляйте   её плакать, не вырубайте, не жгите   леса! Давайте будем учиться   у растений любви, нежности, взаимопониманию, благородству. Низкий   Вам   поклон   русские берёзки!

Целостная реализация проекта позволила продемонстрировать окружающим, и в первую очередь родителям, учащимся параллельных классов, чему научились участники проекта. Направления, предложенные учителем для реализации проекта, подбирались с учетом необходимости творческого подхода, посильности и интересности для данных учащихся, для дальнейшего развития их умственных способностей.
Если реализация первых проектов вызывала определенные трудности у учащихся, то в данном проекте учащиеся показали большую самостоятельность и ответственность  в реализации выбранного направления, проявляли творчество.

Литература.

  1. Журнал «Мурзилка» № 6 1998 г
  2. 2. Журнал    « Начальная школа»   № 4, 1997 Г.
  3. К. Грищенко. Музыка. 1 класс.- М.:.« Музыка»,   1971 г.
  4. Н. Я. Дмитриева, И. П. Товпинец.« Естествознание»
  5. Г. Т. Дъячкова. « Внеклассные занятия на тему: « Времена года».
  6. Р. Жуковская, Л. Пеньевская. Хрестоматия   для детей старшего дошкольного возраста.- М.: «Просвещение», 1978
  7.  итературное чтение для начальной школы. М.: «Аквариум» 1997г
  8. А. В.  Тихонов. Энциклопедия окружающего мира.- М.: «Просвещение»,  1981 г.
Приложение