Русская архитектура X–XII веков. Храм — образ космоса. Выполнение макета одноглавого храма

Разделы: МХК и ИЗО


Методическое представление.

  1. Введение.
  2. Методическая карта учебного проекта (1-2 уроки).
  3. Разработка учебного проекта.
  4. Работа над проектом.

Введение.

  • Преподавание изо ведется по программе Б.М.Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд” в 8 классе под редакцией О.В.Свиридовой 2006 г. Используются поурочные планы для преподавателей изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях по теме “Архитектура и монументальные виды искусства”.
  • Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала.
  • Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме, конструктивная работа; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам.
  • Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей жизни ребенка.

Методическая карта учебного проекта.

Предмет- изобразительное искусство 8 класс

Раздел “Архитектура России”

Тема 1-2 урока “Русская архитектура X – XII веков. Храм - образ космоса.Выполнение макета одноглавого храма”.

Основные понятия урока. Деревянное зодчество, крестово – купольный храм, купол.

Межпредметные связи. История России, граждановедение, литература, МХК, черчение.

Задание на дом. Презентация “Святыни Вятки”.

Тип урока – комплексное применение знаний

Форма урока – проект

Цели по содержанию:

  • Образовательная - создать условия для формирования у учащихся навыков поисковой деятельности через выполнение полного проекта.
  • Развивающая - развивать творческую и познавательную активность.
  • Воспитательная - формировать у учащихся нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.
  • Цели ученика- знать алгоритм решения проблемы и составление краткой формулировки задачи,
  • уметь отбирать и конструировать собственный ответ, учиться выполнять творческую работу в процессе взаимодействия в группе.

Разработка учебного проекта.

Урок №1.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными чертами архитектуры Древней Руси,
  • формировать чувство любви к родному искусству и бережное к нему отношение,
  • создать условия для развития поисковых умений учащихся средствами проектного обучения.

Ход учебного занятия

п/п

Содержание урока №1 Деятельность учителя Деятельность

ученика

Вре-

мя

1. Организационный

момент.

Проверяет готовность

к уроку.

  2

мин.

2. Целеполагание и мотивация. Формулирует тему

урока и цель.

 
3. Осознание и

осмысление.

Рассказывает о б архитектуре

X – XII веков (Приложение

№ 1) .

Обсуждает постановку художественной

задачи: сделать макет

местной церкви по данной

схеме (Приложение № 5)

Создает проблемную

ситуацию.

цецеркви по схеме.

Знакомит с алгоритмом

проектной работы.

(Приложение № 3).

Слушают, задают вопросы

 

 

 

 

 

 

Находят решение данной

проблемы. Делятся на микрогруппы. Выбирают ответственного.

10

мин.

4. Применение. Предлагает

ответственным групп сформулировать

задачу.

Обсуждение в группах.

Озвучивание задачи.

3

мин.

5. Закрепление. Создает условия для

закрепления знаний,

умений, навыков по

черчению.

Практическая работа

в созданных микрогруппах.

20

мин.

6. Итог урока. Отмечает как работали в

микрогруппах.

Оценка каждого участника

микрогруппы

(ответственный).

5

мин.

7. Домашнее

задание.

Создать презентацию

“Святыни Вятки”

используя инструкцию

(для

закрепления знаний

о крестово-купольном

храме). (Приложение № 2)

Подготовиться к итоговой

работе над макетом.

Созданные микрогруппы

выбирают Вятские

храмы, по которым будут

готовить презентацию.

5

мин.

Урок №2.

Цели урока :

  • познакомить с итогом презентационной работы “Святыни Вятки”,
  • создать условия для итоговой работы над макетом местной церкви Знамения Богородицы,
  • воспитывать нравственно – эстетическое восприятие мира, любовь к Родине и её культуре,
  • развивать творческую активность и умение работать в малой группе.

Ход учебного занятия

№ п/п Содержание урока №2 Деятельность учителя Деятельность ученика Время
1. Организационный момент. Проверяет готовность к уроку. Готовятся к работе в группах. 2 мин.
2. Целеполагание,

мотивация

Формулирует тему урока и цель. Выступление микрогрупп с результатами поисковой работы.
3. Проверка домашнего задания

Осознание и осмысление.

Наблюдает за ходом работы.

Предлагает представителю группы доложить результат классу по поисковой работе.

Слушают информацию, задают вопросы.

Выступление журналистов микрогрупп с результатами поисковой работы, оценивание работы каждой группы по критериям (Приложение № 4)

11 мин.
4. Закрепление. Закрепить знания,

умения, навыки по конструированию.

Закончить начатую работу на прошлом уроке

Работают в созданных ранее микрогруппах и заканчивают работу по конструированию макета. 22 мин.
5. Подведение итогов. Подводит итоги уроков. Отмечает, что и как было сделано.   3 мин.
6. Рефлексия. Отвечают на вопросы:

* Что я сделал и как работал?

* Чему мы научились?

* Как решалось дело “успешно” или “нет”?

* Почему?

Отвечают на вопросы по группам и по желанию 7 мин.

Работа над проектом

Урок построила с учетом последовательности психологических процессов, которые влияют на развитие подростка, от ощущения к восприятию, памяти, мышлению и далее воображению.

Была выявлена проблема и пути её решения.

Проблема решалась двумя путями.

  • 1 путь – поисковая группа – итог презентация “Святыни Вятки”.
  • 2 путь – практическая деятельность – итог макет одноглавого храма.

Были организованы поисковые группы (выдана инструкция для самостоятельной работы). В группе определились: оператор, журналист, технолог.

В течение недели ученики собирали материалы по теме. Весь собранный материал передавали главному технологу, создателю презентации. Таким образом были решены задачи проекта.

Решение проблемы было осуществлено через познавательную и практическую деятельность, т.к. основным видом деятельности подростка является общение (обмен информацией, опытом, знаниями, умениями, навыками, оценками, суждениями, мыслями, результатами деятельности (поисковая работа, в данном случае, наиболее оптимальная и актуальная форма отработки учебных навыков ).

Деятельность в общение в подобных группах на уроках конструирования ведет от практического дела к знаниям. Кроме того, наличие данных групп – благоприятное условие для выбора ребенком сферы реализации.

На уроке объединила игровой и практический моменты.

Практическая работа организована в микрогруппах. (Проект). Итог подводился наглядно (использовала рефлексию, 5 – бальная ось симметрии).

На уроке использовала три стадии творческого мышления:

  • -наглядно – действенное
  • -причинно - следственное
  • -эвристическое (эвристическое мышление позволяет решать сложные проблемы).

Мобилизовала детей на самооценку.

Дала информацию, где можно использовать знания, умения, навыки.

Похвалила.

Ожидаемый результат

Каждый ученик должен знать алгоритм поисковой работы, уметь находить решение для какой – либо проблемы, т.е. уметь проектировать и создавать архитектурное сооружение в виде макета.

У учащихся формируется конкретно – историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1.

Сообщение новых знаний.

Среди всех памятников старины памятники древнерусского искусства для нас особенно значимы. Искусство Древней Руси – это наша история, наша природа, наш характер, это наша Родина со всем, что заключено в этом слове.

Истоки русского искусства теряются в истории точного славянского народа антов, который ещё в VI веке образовал первые большие союзы в Поднепровье. В IX веке местные княжества восточных славян объединились в Киевское государство. Приняв в конце X века христианство, киевский князь Владимир принял и византийскую культуру, которая скрестилась с языческими обычаями и художественными традициями славян. Большое каменное строительство началось в X веке – строительство христианских церквей, естественно, по византийскому образцу.

Как же был устроен русский храм тех времен? В сознании наших предков он олицетворял Вселенную, rосмос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звезды на синем фоне. Под куполом – небом развертывалось литургическое действо.

Основным типом храма в древнерусской архитектуре является крестово- купольный храм.Купол опирался на барабан – подкупольный цилиндр и опирался на столбы с помощью переходов треугольной формы – парусов.

Купола менялись в русском зодчестве. Древнейшие, яйцевидные купола, заимствовали из Византии, шлемовидные – очень похожи на современные. В московском зодчестве больше прижились луковичные главки.

К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурные сооружения того времени, а многие сохранились в искаженном виде. Но и они достаточно ярко свидетельствуют о том, что первые каменные строения на Руси не были результатом механического копирования византийских образцов. Это и понятно, ведь дохристианская Русь имела древнюю традицию деревянного зодчества. До наших дней деревянных построек сохранилось немного. Среди них – музей – заповедник Кижи. (На доске видеоряд музея – заповедника “Кижи”).

Обратите внимание на то, что различным было количество куполов один, два, три, пять и даже 22 – у деревянной Преображенской церкви в Кижах.

Количество куполов в культовом зодчестве имело символический смысл. Два купола проявление божественного и человеческого начал в Христе, три – ипостась Бога, пять - Христос и 4 евангелиста, 13 куполов символизировали Христа с 12 апостолами.

Храм всегда ставился алтарем на восток – навстречу солнцу – не случайно: Бог ассоциируется со светом. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам – полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Их количество (один, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Купола с крестами и апсиды, самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки. С западной стороны в древних храмах устраивался притвор. В притворе во время службы находились те, кому за совершенные грехи временно запрещался вход в храм, а также готовящиеся принять крещение. Из притвора дверь ведет в среднюю, самую просторную часть храма. Именно здесь находятся верующие во время богослужения.

В восточной части храма находится алтарь. В глубине алтаря находится главная святыня храма – престол. Это четырехугольный каменный стол, символизирующий “гроб Господень”.

Иногда в основании храма имелись глубокие подвальные помещения – подклети, где устраивались захоронения знатных людей. Так храм как символический образ космоса воплотил в себе и небесное и земное.

В этом году Вятской епархии исполняется 350 лет. Наша местная церковь Знамения Богородицы, построена в 1726 году, входит в состав Вятской епархии.

Проблема: сделать макет одноглавого крестово- купольного храма, которым является местный храм и приурочить его к великому событию.

Макет сделать по схеме представленной на доске, используя технику бумагопластики.

Для этого объединиться в 5 микрогрупп. Выполнить развертку согласно следующим размерам.

(Приложение № 5).

Практическое выполнение задания.

Ученики применяют знания, умения, навыки работы в микрогруппах используя алгоритм проектной работы, а именно выбор ответственного в группе, работа по заданию, оценка деятельности в конце урока.

Домашнее задание: создать презентацию о храмах нашего края по инструкции

(приложение №2).


Приложение №2.

Инструкция.

В микрогруппах выбрать оператора, журналиста, технолога.

В течение недели выполнить поисковую работу.

Для этого выехать в город. Сфотографировать церковь на мобильный телефон или цифровой фотоаппарат. Сбросить на цифровой носитель и передать ответственному за составление презентации. На следующем уроке ответственный за презентацию даст оценку деятельности каждой группе по данным критериям. (Приложение №4).


Приложение №3.

Алгоритм поисковой работы.

1. Создание микрогруппы.

2.Ответственный в микрогруппе.

3.Работа по заданию. Сбор информации.

4.Оценка деятельности.

5.Создание диска – носителя.

5.Оценка деятельности.

6.Общий сбор информации по микрогруппам.

7.Презентация.


Приложение №4. Таблица (критерии оценивания микрогрупп).

Группа Ответственный в микрогруппе Оператор Журналист Технолог Задача

Критерии оценки деятельности

Итог

Сотрудни

чест-во

Коммуни

кабель

ность

Информа

тив

ность

1. Киселева Анна Комкова Анастасия Соколова Елена Снигирева Виктория Собрать информацию по Успенскому собору (Трифонов монастырь)        
2. Олинов Андрей Сысолин Андрей Градобоев Александр Шихарев Александр Собрать информацию по Космо- Дамиановской церкви и местной церкви Знамения Богородицы        
3. Рудакова Ольга Панина Ирина Голубева Анастасия Тупицын Олег Собрать информацию поСерафимовскому монастырю        
4. Посаженников Влад Билецкий Денис Степанов Вячеслав Руссов Максим Собрать информацию по церкви св.Пантелеимона        
5. Харина Анастасия Сергеева Дарья Сергеева Наталья Мамаева Юлия Собрать информацию по храму пророка Божия Илии        

Ответственная за составление презентации Пугина Светлана


Приложение №5.

Схема местной церкви Знамения Богородицы.

Сделать развертку согласно данным размерам:

  • Алтарь 6х10х 8
  • Церковь 11х12х6
  • Просторная часть храма 18х8х5
  • Притвор 4х8х12
  • Келья 6х8х8
  • Колокольня (звонница) 6х14х8
  • 2 барабана на звонницу 2х4х2
  • Купол на звонницу диаметр 3 см
  • Купол на церковь диаметр 7 см
  • Апсиды 3 шт. цилиндр 6х4