Организация психолого-педагогического сопровождения семьи в условиях учреждения дополнительного образования

Разделы: Работа с родителями


Учреждения дополнительного образования представляют собой составную часть общего образования, позволяющее ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

Наше учреждение, Дзержинский Дворец детского и юношеского творчества города Нижнего Тагила, с 2006 года реализует проект психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Цель психолого-педагогического сопровождения – это, прежде всего, создание условий для гармоничного развития учащихся в процессе обучения. Под гармоничным развитием предполагается наличие у ребенка следующих динамических психических свойств:

  1. наличие гармонии как внутри человека, так и между человеком и социумом;

  2. возможность преодолевать жизненные трудности и использовать их для своего развития;

  3. наличие предпосылок к последующему развитию в процессе жизнедеятельности;

  4. сформированность основных возрастных новообразований;

  5. возможность полноценного функционирования, то есть выполнения необходимых (в соответствии с возрастом) социальных функций.

Таким образом, динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих гармоничное развитие, составляет понятие “психологическое здоровье”. Мы рассматриваем работу с семьей, родителями, как одну из важнейших аспектов деятельности психолога учреждения, направленной на сохранение психологического здоровья детей.

Понятие “психологическое здоровье”, подробно описанное в работах Хухлаевой О.В., рассматривают как систему, состоящую из пяти компонентов:

  • аксиологического – осознание ценности “Я” самого человека и “Я” других людей;

  • инструментального, т.е. владение рефлексией как средством самопознания;

  • потребностно-мотивационного – наличие у человека потребности в саморазвитии;

  • развивающего - наличие динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии, которое вписывается в границы нормы;

  • социально-культурного, который определяет возможность человека успешно функционировать в окружающих его социально-культурных условиях.

Основная цель нашей деятельности с семьей согласуется с точкой зрения Хухлаевой О.В. в том, что целью групповой работы с родителями является формирование общего воспитательного “поля” вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность воздействий взрослых (психологов и родителей).

Основные направления воздействий родителей, согласно компонентам психологического здоровья, предполагают формирование следующих качеств в ребенке:

  • умения любить себя и другого человека,

  • личностной рефлексии,

  • потребности в саморазвитии,

  • возрастных новообразований,

  • основных социальных ролей.

В ДДДЮТ в рамках проекта психолого-педагогического сопровождения семьи организована “Родительская консультация”, деятельность которой реализуется через три основных направления работы:

I. Диагностико-консультативная деятельность по вопросам развития и воспитания детей:

Направления:

  • диагностика познавательной сферы ребенка;

  • диагностика эмоциональной сферы;

  • диагностика детско-родительских отношений;

  • диагностика семьи.

Цель: профилактика нарушений развития познавательной, эмоциональной сфер ребенка, нарушений в сфере семейных отношений, планирование коррекционной работы по преодолению выявленных проблем.

Для обеспечения полноценной деятельности по этому направлению в кабинете психолога был создан банк диагностических методик, позволяющих оценить не только психологическое развитие ребенка, начиная с младшего дошкольного возраста, но и провести диагностику детско-родительских отношений (АСВ, методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), психодиагностическая методика “Подростки о родителях” ADOR, Задание-практикум "Интервью с родителями "Вы и ваш ребенок", диагностика семейного воспитания по методике "Рисунок семьи", тест “Кинетический рисунок семьи”, опросник “PARI” и др.), для составления рекомендаций родителям.

Любой родитель, чей ребенок занимается в нашем учреждении, может записаться в удобное для себя время на консультацию к психологу в журнале консультаций, который находится в свободном доступе у дежурного в фойе Дворца.

Консультирование родителей предполагает изменения в детско-родительских отношениях, которые могут происходить на трех уровнях:

  • чувства в отношении того или иного аспекта развития ребенка, ситуации (н-р, чувства вины);

  • мысли в отношении того или иного аспекта развития ребенка, ситуации (понимание причины поведения ребенка);

  • действия или желания действовать (предоставить ребенку больше самостоятельности в определенных ситуациях);

II. Информационная деятельность.

Реализуется через программу “Родительская школа”, где занятия проходят в форме проблемных лекций и бесед-практикумов, состоящих из теоретического обзора проблемных вопросов и практических заданий, направленных на рефлексию родительского опыта.

Состоит из двух блоков:

“Мой ребенок”: цель – познакомить родителей с возрастными, личностными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Темы бесед-практикумов для родительских занятий:

Реализуется через программу “Родительская школа”, где занятия проходят в форме проблемных лекций и бесед-практикумов, состоящих из теоретического обзора проблемных вопросов и практических заданий, направленных на рефлексию родительского опыта.

Состоит из двух блоков:

“Мой ребенок”: цель – познакомить родителей с возрастными, личностными, психологическими особенностями детей дошкольного возраста.

Темы бесед-практикумов для родительских занятий:

  1. Возрастные особенности дошкольного детства. Кризисы развития и пути преодоления возрастных трудностей.
  2. Темперамент-основа поведения. Определение типа темперамента ребенка, акценты в воспитании в зависимости от типа темперамента.
  3. У каждого свой характер. Типы детских характеров и рекомендации по воспитанию. Самооценка.
  4. Способности ребенка: как определить и развивать способности ребенка.
  5. Мальчики и девочки: психофизиологические аспекты воспитания и обучения.
  6. Правшество и левшество: значение ведущей руки (глаза, уха) в процессе обучения ребенка. Психологические портреты детей по ведущему типу функциональной ассиметрии мозга.
  7. Понятие психологической готовности к школе, анализ проблем и пути преодоления.
 “Наша семья”: цель – расширение представления о роли и значении семьи в воспитании подрастающего поколения, профилактика нарушений семейного воспитания, оптимизация детско-родительских отношений.

Темы бесед-практикумов и проблемных лекций для родительских занятий:

  1. Семья, род, родные…

  2. Первые шаги семейной жизни: крушение надежд или гармония и счастье.

  3. Личность родителей и развитие ребенка. Роль родительских установок на формирование жизненного сценария ребенка.

  4. Ошибки семейного воспитания.

  5. Традиции в семье.

Приложением к программе являются информационные материалы, представленные в методических сборниках:

  • “Родителям о детях”, сборник методических материалов по воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста;
  • “Наша семья”, сборник методических материалов по проблемам семьи, содержит психологические рекомендации, направленные на оптимизацию семейных отношений.

В фойе оформлен информационный стенд “Для Вас, родители!”, с материалами по воспитанию и развитию детей разных возрастных групп.

Темы популярных рубрик:

  • возрастные и психологические особенности детей;

  • развивающие упражнения для детей;

  • психологи о воспитании;

  • сказкотерапия для детей и взрослых.

Информационное направление деятельности психолога позволяет придти к согласованию воспитательных воздействий родителей на уровне ценностей (Хухлаева О.В.):

  • согласование ценностных основ воспитания ребенка, то есть определение того, какие приоритетные ценности хотят видеть в ребенке взрослые;

  • согласование проблемных и ресурсных областей в развитии детей, то есть определение того, какие проявления считать проблемными и к каким следует стремиться, “прорисовывание” желаемого образа ребенка;

  • согласование поведенческих воздействий в отношении ребенка, то есть определение зон ответственности родителей и педагогов, чтобы добиваться желаемых в нем изменений.

Таким образом, формируется культура детско-родительских отношений, семейных ценностей и традиций.

III. Тренинговая работа: занятия, ориентированные на совместную деятельность родителей с детьми.

Цель: конструктивное взаимодействие родителей с детьми в процессе совместной деятельности.

Темы занятий:

“Мое семейное дерево” - цель – в процессе творческой работы по составлению генеалогического древа семьи дать наглядное представление о семейных связях, их значении, о понятии “семейственность”, семья.

“Моя семья в ладошках” - цель – в процессе создания творческого проекта “семьи в ладошках” обучение конструктивному взаимодействию с детьми, оптимизация детско-родительских отношений.

Приложение.

“В тесном семейном кругу: играем всей семьёй”

Цель – формирование положительного эмоционального фона внутрисемейных отношений, оптимизация детско-родительских отношений.

Структурная организация “Родительской консультации” состоит из дополняющих друг друга направлений деятельности и формирует общее воспитательное “поле” поддержки ребенка через взаимодействие с семьей.

Таким образом, представленная модель сопровождения семьи реализуется через направления деятельности и формы работы, где в качестве результатов мы рассматриваем критерии, относящиеся к понятию “психологическое здоровье”:

  • позитивное самоощущение (позитивный основной эмоциональный фон настроения); позитивное восприятие мира;

  • высокий уровень развития рефлексии;

  • стремление улучшать качество основных видов деятельности;

  • успешное прохождение возрастных кризисов;

  • адаптированность к социуму (в семье и в образовательном учреждении);

Литература по данной теме:

  1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия с детьми. – СПб.: Речь, 2005.

  2. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.

  3. Хухлаева О. В.Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2001.

  4. Хухлаева О.В. Работа психолога с родителями: концепция и технологии. Лекции. - М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2006.

  5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. Изд.3-е- СПб.: Речь, 2007.