Сотрудничество воспитателя дошкольного учреждения с семьей по оптимизации речевого развития детей

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

В статье 18 Закона Р.Ф. «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Но как показывает практика, признание приоритета семейного воспитания требует повышения педагогической культуры родителей. Они часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определенные трудности. Так проблема научить ребенка как можно раньше читать и писать выходит на первый план, становится самоцелью. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь в воспитании и развитии дошкольников.

Анкетирование родителей свидетельствует – родители готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет воспитателя в вопросах воспитания очень высок. 94% опрошенных родителей считают воспитателя наиболее важным источником информации по воспитанию ребенка, которому они более всего доверяют. Но при этом степень включенности родителей в образовательный процесс остается очень низкой. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в процесс сотрудничества.

Но педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. Возникает другое противоречие, которое разрешается посредством методической работы в ДОУ. Специфика её заключается в многоуровневом характере: так старший воспитатель (заместитель заведующей по ВМР) воздействует на воспитателей, а те в свою очередь оказывают помощь родителям.

Технология взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников

Важнейшим способом решения проблемы мы видим в планировании их совместной деятельности, в которой родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.

В чем заключается новизна предлагаемой технологии?

  1. Привлечение родителей к разработке и отбору тематики совместных мероприятий;
  2. Внедрение нетрадиционных форм организации общения и форм работы педагогов с родителями.

Как мы уже отметили, центральным моментом организации взаимодействия является планирование работы педагогов с родителями.

Планирование начинается с определения её цели и задач. Определяем общую и частную цели. Например:

Общая цель: установление сотруднических отношений.

Частная цель: разработка целостной системы действий участников педагогического процесса по оптимизации речевого развития детей.

Задачи:

  • повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах организации речевого развития детей через установление контактов с воспитателями и специалистами ДОУ;
  • достижение необходимого уровня взаимодействия детского сада и семьи в популяризации речевого развития детей;
  • внедрение в практику нетрадиционных форм работы с родителями;
  • переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ.

В соответствии с поставленной целью и задачами совместно с воспитателями разрабатываются темы родительских собраний по вопросам развития речи дошкольников.

Принципы отбора тем:

  • принцип активности (следование желанием родителей);
  • принцип значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы)
  • принцип оптимальности (выбранные темы требуют объединения усилий и совместного принятия решений).

Например, из перечня разработанных тем составляем таблицу.

Условный знак темы

Тема

Выбор (Y)

Всего выборов

А

Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

Б

Влияние движения на речь ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

Создание в семье условий для проявления и развития словотворчества у детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г

Совершенствование образовательной работы с детьми по развитию речи детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

Речевой этикет в жизни семьи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

Эффективные способы коммуникации с детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ж

Игры и упражнения для развития речи детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З

Развитие речи детей через разнообразные виды деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

Особенности воспитания в семье ребенка с проблемами речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

Особенности речевого развития ребенка (2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 6-7 лет)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

Воспитание культуры речи «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»

 

               

 

 

М

Словесные игры с детьми в семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

Ознакомление детей с художественной литературой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

Подготовка руки к письму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

Дети и поэзия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

Значение природы в развитии речи детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждому родителю предлагают выбрать по четыре наиболее интересные для него темы из этого списка для составления перспективного плана на год (или несколько, при большом перечне разработанных тем). Для этого таблица вывешивается на информационном стенде или заполняется родителями на последнем в учебном году родительском собрании в каждой возрастной группе.

Каждый из родителей может отметить свой выбор, например, «галочкой». Для каждой темы подсчитывается количество выборов, что свидетельствует об интересе к данной теме. Они станут темами родительских собраний.

При определении последовательности собраний целесообразно руководствоваться уже не количеством выборов (например, сначала планировать тему, получившую 9 выборов, затем тему, получившую 8 выборов, затем – 7), а логикой следования тем (если это возможно, и особенно если перспективный план разрабатывается на три года). Те темы, которые получили недостаточное количество выборов, становятся содержанием бесед, консультаций, наглядных средств информации.

Отталкиваясь от тематики, последовательности и сроков проведения родительских собраний, разрабатывается перспективный план работы с родителями на год (на три года), содержащий перечень и сроки проведения (см. Приложение №1).

Содержание работы с родителями мы предлагаем реализовать через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:

  • информационно – аналитические формы организации общения с родителями;
  • досуговые формы организации общения с родителями;
  • познавательные формы организации общения с родителями;
  • наглядно- информационные формы организации общения.

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, наличие у них необходимых педагогических знаний о развитии речи детей, запросах, интересах, потребностях.

Потому как только на аналитической основе возможно построение грамотного общения с родителями

Формы работы:

  • составление социального паспорта семьи;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • целевое посещение семьи;
  • проведение социологических срезов и др.

Досуговые формы организации общения с родителями помогают устанавливать тёплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также доверительные отношения между родителями и детьми, способствуют повышению педагогической культуры родителей и обогащению словаря детей. Какие формы мы отнесли к данной группе, вы видите на экране.

Формы работы:

  • тематические развлечения;
  • литературные вечера;
  • фольклорные праздники;
  • ярмарки;
  • КВН;
  • введение речевых традиций;
  • вечер вопросов и ответов.

Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными тогда, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Родители на данных мероприятиях могут читать стихотворения вместе со своим ребенком, петь песни и рассказывать интересные истории, например о профессии, имеют возможность проявить свои знания.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей.

Основная роль продолжает принадлежать коллективным формам общения как собрания, групповые консультации. Данные формы использовались и раньше, но здесь изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные:

  • общее родительские собрания;
  • родительские собрания в группах;
  • консультации;
  • проблемно-теоретический семинар;
  • работа семейных клубов;
  • мастер – класс;
  • организация педагогической библиотеки.

Познавательные формы организации общения педагогов и родителей выполняют выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей.

Наглядно – информационные формы организации общения условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительные и информационно – просветительские.

Задачами одной из них - информационно – ознакомительной - являются ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы по развитию речи детей, с педагогами, занимающимися с детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

В информационно-ознакомительную форму мы включаем проведение Дней открытых дверей и открытых занятий. Здесь так же можем говорить о данных формах общения как о нетрадиционных, в связи с тем что дошкольное учреждение стало более открытой системой. У родителей имеются возможности увидеть не только стиль общения педагогов с детьми, но и самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.

Родители стали активным участником жизни детей при посещении группы. Они могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Задачи другой группы – информационно-просветительской – близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях работы по развитию речи детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное – через газеты, организацию выставок и др.

Данная педагогическая разработка позволяет нам решить поставленные проблемы и плавно включает родителей в образовательный процесс как равноправных участников.

Степень эффективности сотрудничества обусловлена положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу по развитию речи детей, осознанием её целей и личностной заинтересованности.