Педагогический совет "Патриотическое воспитание школьников"

Разделы: Администрирование школы


Нам выпала доля жить на рубеже двух тысячелетий – нелёгкое время для нашего государства. Стремительный поток реформ потеснил многие нравственные основы жизни. О нравственности иногда вспоминают, причём старательно, но чаще всего – накануне каких – либо знаменательных дат, превращая разумное и доброе в очередную кампанию.

Не стало исключением в этой печальной тенденции и понятие патриотизма, о нём вспомнили в государстве в преддверии празднования 60-летия Великой победы.

К счастью, наша школа в трудные годы перемен, переоценки истории, смены идеологий, собственного мучительного капитального ремонта сохранила одним из основных направлений своей работы патриотическое воспитание учащихся.

Казалось бы, зачем нам об этом говорить, если в школе велась и ведется патриотическая работа? Но давайте задумаемся. Два года назад на одном из педагогических советов было принято решение о создании музея истории школы – вот уже близится 70-летие школы, а музея истории у школы с богатейшими традициями нет! Частично материал уже собран, в 1995 году силами учителей, учащихся и родителей была составлена летопись школы, но продолжения не последовало. Да, мы говорим о патриотизме, но всегда ли искренне? Как часто у нас проводятся тематические классные часы (не только о войне)? Сколько раз каждый из нас бывал в новом школьном музее Боевой Славы?

Патриот, по точному определению великолепного Владимира Ивановича Даля, не только “любитель Отечества”, но и “ревнитель о благе его”. Любовь к Отечеству, Родине…С чего начинается эта любовь? В чем она может проявляться? Как отвечали на уроках и писали в творческих работах ученики, патриотизм, любовь к родине начинается с человека, с любви и уважения, гуманного отношения к другим людям. А мы всегда гуманно относимся к ученикам и друг к другу? Ответы будут различными. Но задача у нас общая: создание условий для развития нравственной, культурной, творчески активной личности, живущей в связи с окружающим миром и осознающей свою ответственность перед ним; воспитание личности, любящей свою родину. Значит, проблема патриотического воспитания сохраняет свою актуальность и для нашей школы в переменчивом мире, ведь в школу приходят новые поколения учащихся, родившихся во время смены идеологий, мы должны им помочь полюбить Родину, несмотря на то что это очень сложно.

В.А. Сухомлинский писал: “Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие прежде всего стало познанием человека и Отечества. Чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота человечества”. Эти нравственно-духовные качества призван открыть учитель независимо оттого, какой предмет он преподает.

Задача, стоящая перед педагогом, состоит в том, чтобы как в урочной, так и во внеурочной деятельности, используя принципы эффективного общения, поддерживать и развивать самоценную патриотическую активность ребёнка. Основным воспитательным принципом является доверие к ребенку, уважение свободы его личности, личностно-ориентированные, гуманные отношения учителя с учеником.

Для каждого предмета есть свой угол зрения на воспитание гуманизма и патриотизма.

Предлагаем вашему вниманию видеоматериал.

А сейчас об уроках, фрагменты которых вы увидели. Урок истории в 8 классе “Б” был посвящен теме “Оборона Севастополя – пример героизма и патриотизма”. Основная цель урока - формирование патриотического сознания. В начале урока учителем были поставлены задачи перед группами. В результате самостоятельной работы с документальными источниками, рефлексии, обсуждения проблемных вопросов ребята пришли к следующим выводам: 1) патриот не тот, кто просто любит Родину, а тот, кто “живота” за нее не пощадит, 2) оборона Севастополя является одним из ярких примеров героизма и патриотизма.

Разговор о темах в таком крупном музыкальном произведении, как кантата “Александр Невский”, состоялся на уроке музыки в 5 “Б”. Ребята размышляли о том, что музыка отражает переживания людей, заставляет вспомнить великие уроки нашей истории и черпать в них духовную мудрость.

Тема урока МХК – “Патриотические мотивы в творчестве древнерусских авторов. Образы древнерусских героев в искусстве ХХ века”. Знакомясь с творчеством сынов земли русской, ребята вместе с учителем размышляли о патриотизме, прослеживали развитие патриотических мотивов в иконописи, древнерусской литературе, в музыке Прокофьева, кинолентах Эйзенштейна и полотнах Корина. Интересны выводы, к которым пришли ученики 9 “А” на уроке: 1) быть патриотом – значит быть человеком, 2) патриотизм каждого из нас заключается в целенаправленном получении знаний в данный момент, а в дальнейшем разумное их использование на благо Отечества.

Урок изобразительного искусства в 6 классе “А” был посвящен теме “Россия. Москва. Марьина роща”. Задача урока заключалась в том, чтобы помочь детям осознать и запечатлеть красоту “малой Родины”. Ребята отметили безрадостный факт: в Марьиной роще, окованной кольцом шумных магистралей и бесконечных строек, становится все меньше уютных уголков. Но любовь к своему району от этого не уменьшается. Две работы после урока были отправлены на конкурс. На уроках ИЗО, обращаясь к теме своего района, города, страны, ребята проникаются духом патриотизма.

“И один в поле воин” урок - литературная конференция по повести Б. Васильева “В списках не значился” проводился в 60-летнюю годовщину освобождения концентрационного лагеря Освенцим. Одной из главных целей урока являлось формирование представления о моральном духе советского солдата, о трагической судьбе армии в связи с идеологией и политикой накануне ВОВ. В результате кропотливой работы с текстом, размышлений ребята пришли к выводам о натурализме в изображении войны писателем, о толстовских традициях в оценке войны: “Война –это не парад с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами на белых конях, а война вся в крови, в страданиях, в смерти”.Победа в ВОВ была одержана благодаря величию духа, мужеству, терпению, стойкости и достоинству советского народа.

Предметы гуманитарной направленности располагают богатым материалом нравственного содержания. Затрагивая какую-то проблему на уроке, можно проводить параллели, побуждать учащихся к размышлениям о гуманизме, гражданственности, патриотизме применительно к конкретному материалу.

Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка осуществляется через систему личностных отношений к постигаемой культуре, сопоставление сведений о стране изучаемого языка со сведениями о своей стране. На разных этапах обучения ребята говорят о нашей стране, о достижениях, об учёных, прославивших Россию, об их вкладе в мировую науку, о Лауреатах Нобелевской премии. Развивая коммуникативные навыки учащихся, учителя поощряют искреннее отношение к обсуждаемому вопросу, что дает возможность не только высказывать свои мысли, но и формировать правильное отношение к событиям в стране. Тематика формирования патриотических чувств на уроках иностранного языка разнообразна, например: “Дом, в котором ты живёшь”, “Наши достижения”, “Москва - столица нашей Родины”, “Природа” и многое другое. Тексты для чтения тоже направлены на воспитание в умах и душах учащихся гордости за страну.

На предметах естественно-математического цикла также есть возможности сочетания процесса обучения с воспитанием гражданственности, чувства гордости и верности своему Отечеству.

Это, конечно же, воспитание трудолюбия, нравственности независимо от тематики уроков. Также история предмета, вклад соотечественников в развитие науки, факты биографии учёных, свидетельствующие о гуманизме, экологизация курсов преподавания. Это привитие интереса к предмету через систему творческих, исследовательских работ и проектов: возможно, кто-то из наших учеников в недалёком будущем будет продвигать отечественную науку к новым открытиям, вспомним слова Ломоносова: “может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать”. Посредством информационных технологий тоже можно воспитывать чувство патриотизма. Так учителя информатики поддержали инициативу учеников 11 класса в 2002 году в создании виртуальной газеты “Наш класс”, она хранится в медиатеке школы. Уже 3 год совершаются попытки создать сайт о школе, но в сборе информации нужны помощники, а их пока немного. Ученики нынешнего 10 класса работают над информационным проектом “Наша школа - ваша школа”, который будет представлен на международном конкурсе. Возросла роль Интернета, почти каждый учащийся школы имеет доступ к мировой информационной сети. В связи с этим необходимо разъяснять и демонстрировать учащимся, что эта сеть сочетает в себе добро и зло, и грани между этими нравственными категориями часто размыты.

Физическая культура, материальные технологии, ОБЖ также выполняют важнейшие задачи в воспитании гражданственности, чувства гордости и верности своему Отечеству. Это и дух коллективизма, ответственность за результат своих действий, и умения, навыки, которые могут пригодиться в жизни - всё это несут уроки.

Как же осуществляется на сегодняшний день патриотическое воспитание в нашей школе?

Конечно же, основу воспитания составляет гуманизм – важнейшая ценностная категория, носителем которой является личность педагога, творящая в непростых условиях современной социальной среды, призванная нести ученикам опыт прошлого для создания благоприятных нравственных условий будущей жизни.

Истоком патриотизма и мужества, благодарной памяти о прошлом во имя настоящего и грядущего является школьный музей Боевой славы. В музее работает группы экскурсоводов, почетного караула, пресс-группа, архивариусы, а также объединения “Помни имя своё” и “Диалог поколений”.

Значительное место в воспитании учащихся занимают встречи с ветеранами. Их, свидетелей страшных военных лет, с каждым годом становится всё меньше и меньше.

Возможность диалога, открытого общения на нравственные темы дают тематические классные часы, но, к сожалению, они проводятся у нас редко.

Огромную воспитательную миссию призваны выполнять школьные традиции: это праздники День города, День знаний, День танкиста, День лицеиста, День земли, День победы, многочисленные спортивные праздники “А ну-ка, парни”, “Весёлые старты”, День здоровья; месячники “Края Москвы, края родные”, “Твои защитники, Москва”, “Щит Родины”, “Вахта памяти”. Традиции, разумеется, необходимо бережно поддерживать и пополнять.

Безусловно, решение любых воспитательных задач невозможно без сотрудничества с семьями учащихся.

Богатый потенциал для воспитания любви к своему Отечеству имеют школьные предметы, уроки как форма организации образовательного процесса.

А также экскурсии, экспедиции по родному краю. Отрадно то, что некоторые учителя нашей школы, например, Трусова Л.В., Чечулина Н.В. сами проводят экскурсии для ребят. Учащиеся готовят и представляют в классах проекты заочных экскурсий по Москве. Сведения о Родине, добытые самими ребятами, особо дороги.

Укрепляют дух патриотизма и школьные праздники.

Велика роль творчества самих учащихся: исследовательские работы, многочисленные творческие проекты, сочинения на патриотические темы, газеты, боевые листки, альманахи: “Родник”, “Детям о дедах”. В этом году будет издан новый - “Книга памяти”, куда войдут размышления ребят о времени, интервью с ветеранами, исследования военных событий, рассказы о своих дедах и прадедах и многое другое. Творческий проект Шаленика Дениса и Бородулина Антона по истории занял 1 место в федеральном конкурсе ученических работ и был отмечен медалью Союза журналистов России.

Учащиеся обмениваются своими познаниями-маленькими открытиями мира на научно-практических конференциях: это презентации работ лицеистами, защита творческих проектов учениками 8-9 классов, это традиционная конференция по проблемам Великой Отечественной войны, которая проводится совместно с ветеранами; литературные конференции.

Наша школа постоянно участвует в окружных и городских конкурсах по патриотическому воспитанию, занимая призовые места. На протяжении последних 3 лет ученики и учителя успешно участвовали в конкурсе ЮНЕСКО “Память поколений”. Мы надеемся, что и в этом году команда школы станет победителем конкурса.

А наши спортсмены? Где как не на спортивных состязаниях ребят ведёт на пьедестал победы чувство гордости за свою школу? Желание ребят участвовать в окружных и городских олимпиадах, интеллектуальных марафонах, Ломоносовском турнире – важнейшее проявление патриотизма.

И наконец, система дополнительного образования, способствующая реализации основных школьных учебно-воспитательных задач в развитии самостоятельной, активной, творчески мыслящей личности, которая проникнута духом патриотизма.

К сожалению, не все направления этой условной схемы на практике всегда вносят действенный вклад в воспитание патриотов. Нам есть над чем работать в этом направлении.

Что же может помочь в патриотическом воспитании:

  • память о том, что истинный патриотизм содержателен, предметен, нерасчетлив, бескорыстен; мы воспитываем “ревнителей блага Отечества”;
  • системность и целостность работы;
  • гуманистический подход к нравственной организации учебного процесса каждым учителем;
  • диалоговые методы;
  • уважительное отношение к ученикам и друг другу;
  • взаимодействие со средой.

Закончить выступление хочу цитатами из сочинений ребят.

Будучи Главой управы, особое внимание я бы уделила ветеранам Великой Отечественной войны.

При строительстве новых зданий, вырубаются деревья, которые мешают строительству. Если бы я была главой районной Управы, я обязала руководителей этих строек за каждое вырубленное дерево сажать два новых по окончанию строительства.

Я хочу, чтобы у нас не было войны, например с чеченцами. Война разоряет всех и уничтожает людей. Если бы я был президентом России, я постарался договориться с теми чеченцами, которые не хотят войны, и тогда наступил бы мир, и деньги государства пошли на строительство домов, больниц, школ, магазинов.

Каждый родитель должен объяснить своему ребёнку, от того, как тот относится к своему детскому саду, школе, институту, зависит не только его будущее, но и будущее Родины.

Давайте, хотя бы в День Победы, подойдём к участникам войны и выразим огромную благодарность за то, что сегодня видим солнце, дышим воздухом и верим в нашу Родину. Война настигла их внезапно, но они не опорочили своей чести, не поддались страху и ужасу. Хочется, чтобы такие люди были во все времена в нашем Отечестве. Пока они есть, Россия по праву называется Великой державой.