В одной из московских школ… (4-й класс)

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Не одно поколение людей формировалось под влиянием книг, и тревога, которую вызывает сегодняшнее отношение детей к книге, потеснённой телевидением, Интернетом, бурно развивающейся индустрией, развлечений, понятна. Читают мало, читают не то – слышится со всех сторон. Так ли это? И надо ли бить тревогу?

В рамках проектной деятельности, которая популярна и рекомендована методистами и управлением образования, учениками 4 класса “б” московской школы №1244 разработали групповой проект, который назывался “Круг чтения”. Его цель состояла в том, чтобы получить ответы на вопросы: какие книги читают четвероклассники их школы, каких героев любят, каким писателям отдают предпочтение; что читали их учителя, когда учились в четвёртом классе.

Сравнить, как изменились вкусы и предпочтения, и было задачей исследовательской деятельностью.

Сначала встретились с учителями. Вопросы были составлены и подготовлены заранее, однако в зависимости от ситуации немного менялись. Например, с завучем Ниной Анатольевной говорили не только о книгах, но и о мультфильмах, об обучающей игрушке “Мишка с книжкой”, а с Ольгой Эдуардовной Потараловой – о театре, который она любит. Завуч Наталья Николаевна Надеждинская рассказала о серии “Сундучок сказок”: в каждом из таких волшебных сундучков – четыре книжки с самыми любимыми детскими сказками. Детям было любопытно узнать, что их учительница французского языка Елена Игоревна Грудницкая читает Люка Бессонна, поскольку её дочь Настя любит его книги. А директор школы Светлана Петровна Жигалкина отдаёт предпочтение классике.

В одном вопросе мнения не сошлись – в отношении к “Гарри Поттеру”: когда учителя сказали, что Гарри Поттер – это потеря времени, дети стали их горячо убеждать а обратном и были рады, что директор школы и психолог согласились, что надо прочитать Джоан Роулинг и, возможно, более обстоятельно поговорить об этом цикле романов. В чём загадка успеха этого произведения у детей и почему скептически относятся к нему некоторые взрослые – предстоит ещё разобраться.

Одноклассники отвечали письменно. Дети, как оказалось, читают не так уж и мало. Здесь и русские классики, и зарубежные, и книжные новинки. Выяснилось, что каждый ученик четвёртого класса читает книги помимо школьной программы. Подбор их очень разнообразен. Большинство, как видно из анкет, предпочитают зарубежную литературу: самые популярные авторы – Дж. Роулинг (серия о Гарри Поттере), Марк Твен( чаще называли “Приключения Тома Соейра”) и Джек Лондон (“Белый клык”). Называли также “Таинственный остров” Жюля Верна, “Отверженных” В. Гюго, “Мэри Поппинс” П. Трэверс, повесть Л. Бессонна “Артур и минипуты”.

Из русской классиков упоминали рассказы И. Шмелёва, “Трёх толстяков” Ю. Олеши и “Бронзовую птицу” А. Рыбакова.

Многие из этих книг ребята назвали и своими любимыми. Однако список любимых книг гораздо шире: он включает также “Маленького принца” Экзюпери, “Последнего из могикан” Фенимора Купера, рассказы Конан Дойля и романы Лидии Чарской.

Самый интересный разговор получился, когда ребята попросили назвать книги, которые учителя читали в начальной школе. Конечно, вспомнить было нелегко и оказалось, что выбор несколько отличался от сегодняшнего. А. Гайдар, В. Осеева, С. Михалков и А. Барто, фантастические романы А. Беляева, сказки – вот что любили читать учителя. Рекомендуя детям прочитать те или иные книги, учителя, разумеется, при подборе книг учитывали и возраст своих подопечных: Гайдар и Носов, Пришвин и Алексин, Туве Янсон и Астрид Линдгрен, Марк Твен, Клайв Льюис, Морис Метерлинк – все эти книги, по мнению учителей, должны быть в библиотеке каждого школьника. Дети и классный руководитель согласились и включили их в план внеклассного чтения.

КАКИЕ КНИГИ СОВЕТУЮТ ПРОЧИТАТЬ...

Учителя - ученикам Ученики - учителям
Аркадий Гайдар “Чук и Гек”

Николай Носов “Витя Малеев в школе и дома”

Николай Носов “Приключения Незнайки и его друзей”

Анатолий Алексин “Повести”

Туве Янссон “Мумми-тролли”

Михаил Пришвин “Кладовая солнца”

Дмитрий Мамин-Сибиряк “Аленушкины сказки”

Морис Метерлинк “Синяя птица”

Астрид Линдгрен “Братья Львиное Сердце”

Марк Твен “Том Сойер”

Александр Пушкин “Капитанская дочка”

Александр Пушкин “Евгений Онегин”

Клайв Льюис “Хроники Нарнии”

Джоан Роулинг “Гарри Поттер”

Детские энциклопедии

Страноведческие книжки о Франции

Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”

Сказки

Феликс Зальтен “Бемби”

Михаил Булгаков “Мастер и Маргарита”

Александр Дюма “Три мушкетера”

Иван Шмелев “Рассказы”

Марк Твен “Том Сойер”

Дмитрий Емец “Таня Гроттер”

Катя Матюшкина “Кот Давинчи”

Антон Чехов “Человек в футляре”

Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”

Иван Крылов “Ворона и лисица”

“Энциклопедия юных сурков”

Катя Оковитая “Похитители принцесс”

Роман Трахтенберг “Анекдоты”

Детективы

Кулинария

КАКИЕ КНИГИ ЧИТАЮТ СЕЙЧАС

Учителя Ученики
Виктор Астафьев “Рассказы”

Владимир Пропп “Исторические корни волшебной сказки”

Морис Дрюон “Проклятые короли”

Маргарет Митчелл “Унесенные ветром”

Люк Бессон “Артур и минипуты”

Дэн Браун “Код да Винчи”

Дж.Рубенфельд “Убийство по Фрейду”

Валентин Пикуль “Исторические романы”

Джек Лондон “Белый клык”

Марк Твен “Приключения тома Сойерах

Памелла Треверс “Мэри Поппинс”

Роберт Луис Стивенсон “Таинственный остров”

Виктор Гюго “Отверженные”

Юрий Олеша “Три толстяка”

Александр Пушкин “Сказка о царе Салтане”

Иван Шмелев “Мэри”

Анатолий Рыбаков “Бронзовая птица”

Люк Бессон “Артур и минипуты”

Виталий Губарев “Королевство Кривых Зеркал”

“Лучшие сказки мира”

“Ведьма. Огонь дружбы”

Катя Оковитая “Похититель принцесс”

Книга рекордов Гиннесса

ЛЮБИМЫЕ КНИГИ

Учителя, когда они учились в 4 классе Ученики
Аркадий Гайдар “Чук и Гек”

Стихи Сергея Михалкова

Стихи Агнии Барто

Книги о декабристах

Сказки народов мира

Туве Янссон “Мумми-тролли”

Александр Беляев, фантастические

романы

Валентина Осеева “Васек Трубачев и его товарищи”, “Отряд Трубачева сражается”

фантастика

Джоан Роулинг “Гарри Поттер”

Джек Лондон “Белый клык”

Марк Твен “Том Сойер”

Конан Дойл “Собака Баскервилей”

Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”

Люк Бессон “Артур и минипуты”

Анатолий Рыбаков “Кортик”

Лидия Чарская “Большой Джон”

Джеймс Фенимор Купер “Последний из могикан”

Константин Воробьев “Убитые под Москвой”

Сказка о царе Берендее

ЛЮБИМЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ

Учителя Ученики
Наташа Ростова и Андрей Болконский

Печорин

Люба, героиня стихотворений Агнии

Барто

Буратино

Гермиона Грейнджер

Старуха Шапокляк

Незнайка

Чебурашка

Крокодил Гена

Баба Яга

Белоснежка

Вилл (“Чародейки”)

Гарри Поттер

Кот в сапогах

Колобок

Красная Шапочка

Лошадь Мэри (повесть Ивана Шмелева

Мишка из “Денискиных рассказов”

Лягушка Пипа (сказки Сергея Седова)

Принцесса Белль

Ронья, дочь разбойника (Астрид Линдгрен)

Спящая красавица

Том Сойер

Черепашки Ниндзя

Работа над проектом была интересна и полезна. Вот что говорят об этом сами участники проекта:

Ира Полетыкина: “Впервые все вместе мы делали одно дело от начала до конца. Это было нелегко. Но зато мы лучше узнали друг друга и особенно – своих учителей. Я рада, что участвовала в таком проекте!”

Даниил Чапурин: “Интересно, что нам не удалось найти ни одного школьника, который ничего не читает помимо школьной программы”.

Лена Бережкова: “Работая над этим проектом, мы научились задавать вопросы, слушать собеседника, обрабатывать записи интервью. Нам кажется, что материалы проекта могут пригодиться и школьникам, и учителям, и родителям. Очень важно, что одноклассники тоже заинтересовались проектом и говорили о прочитанных книгах не только во время уроков и классного часа, но и на переменах! Таким образом, в проекте участвовал весь класс”.

Таня Свечникова: “Мы узнали, что читают наши одноклассники и учителя и что читали наши учителя, когда были в 4 классе. Оказалось, что вкусы и интересы не очень – то изменились с годами! Некоторые книги нам тоже захотелось прочитать”.

Проект получил 3 место в окружном конкурсе “Горизонты открытия – 2008”.

Каждый человек, начиная с детства, накапливает драгоценные впечатления, разнообразные наблюдения. Они остаются в его сознании навсегда. Вот почему так важно и дома, и в школе говорить с детьми о книгах, обсуждать прочитанное, формировать круг чтения. Работа над проектом бала интересна, но и повлияла на формирование их вкусов.