Занятие по математике в средней группе по программа "Радуга" по теме "Число два. Понятие «пара»"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • познакомить детей с понятием "пара";
  • учить сравнивать группы предметов, содержащих до пяти предметов, по количеству на основе составления пар;
  • учить сравнивать предметы по одному признаку или свойству, развивая логическое мышление;
  • формировать умения соотносить цифры 1,2 с количеством;
  • развивать внимание, связную речь, расширить словарный запас;
  • воспитывать интерес к математике, уважительное отношение друг к другу;

Предшествующая работа:

  • прочитать главу "Клад" из повести-сказки Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот";
  • познакомить детей с новыми словами "клад", "кладоискатели";
  • дидактические игры "Чья это мама?", "Цифры";

Подготовка к занятию:

Демонстрационный материал:

  • план-карта поиска клада;
  • сотовый телефон;
  • домофон;
  • сундучок,
  • "волшебный" мешочек с геометрическими фигурами,
  • бидончик,
  • запись песни "Вместе весело шагать" В. Шаинского,
  • рюкзак;

Раздаточный материал:

  • картинки с предметами (в количестве 1 и 2);
  • цифры 1,2;
  • парные предметы: варежки, носки, ботинки, перчатки;
  • домашние животные (взрослые и детёныши);

Активизация словаря: пара, парные предметы, клад, кладоискатели, лошадь - жеребёнок, корова - телёнок, коза - козлёнок, овца - ягнёнок, пастбище;

Ход занятия

1. Организационный момент:

(Звучит спокойная музыка. Раздается телефонный звонок. Воспитатель отвечает на этот звонок, привлекая внимание детей).

Воспитатель: - Ребята, мне только что позвонил кот Матроскин. Он просит нас о помощи и обещал прийти к нам в гости.

(Раздается звонок домофона. Воспитатель берёт трубку и приглашает в группу кота Матроскина).

2. Создание игровой ситуации:

Матроскин:

- Здравствуйте, ребятки! Я так к вам спешил. Ваша воспитательница сказала, что вы можете мне помочь. Мы с Дядей Федором и Шариком хотим отыскать клад.

- А вы знаете, что такое "клад"? (ответы детей)

- Так вот, мы хотим отыскать клад, но у нас совсем нет времени, у нас хозяйство большое. Шарик охотится, я ухаживаю за своей коровой, а Дядя Федор дом ремонтирует. Помогите нам. А я вам дам карту, которая поможет найти место, где спрятан клад.

 Воспитатель: - Ну что, ребята? Поможем Матроскину клад найти? (ответы детей)

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает карту-план. Кот Матроскин уходит, прощаясь).

3. Повторение пройденного материала:

Воспитатель: - Чтобы найти клад, нам всем надо быть очень внимательными. Ведь надо найти место, где спрятан клад, точно следуя карте. Если мы собьёмся с пути, то клада нам никогда не найти. 

 

Игра "Четвертый лишний"

- Найдите среди данных предметов лишний.

- Почему этот предмет является лишним?

Игра "Найди нужную цифру"

- На каждой картинке посчитайте предметы и подберите к ним нужную цифру.

Игра "Знаете ли вы себя?"

- Отгадайте загадки.

Двое глядят,
Два слушают.
(глаза, уши)
Всю жизнь ходят
в обгонку,
А обогнать друг
друга не могут.
(ноги)

Воспитатель: - Вы все просто молодцы! Мы с вами быстро отыщем клад.

4. Знакомство с понятием "пара"

Воспитатель: (рассматривая карту)

- А вы знаете, что вместе весело шагать по просторам?

- Чтобы не заблудиться и не потеряться, надо разбиться по парам. Мальчик должен встать в пару с девочкой.

( Звучит песня В. Шаинского "Вместе весело шагать по просторам", а дети разбиваются по парам).

Воспитатель: - Все ли встали в пары?

- Кого больше мальчиков или девочек? (поровну)

Воспитатель: (обращая внимание детей на карту)

- Нам неизвестно, что ждет нас в пути, поэтому в дорогу необходимо взять нужные вещи.

- Какие вещи нам будут необходимы?

(Дети, рассматривая карту, называют вещи, которые будут необходимы).

Воспитатель: - Но пока я их собирала, они все перепутались. Помогите, найдите пару каждому предмету, так мы узнаем, все ли вещи я приготовила.

\

5. Физ.минутка

Две сестрицы - две руки
Рубят, строят, роют
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки -
Левая и правая.
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

6. Закрепление понятия "пара"

Воспитатель: (рассматривает с детьми карту)

 

- Наш путь лежит через пастбище, на котором пасутся домашние животные,

Здесь есть и взрослые животные, и их детёныши. Они тоже бывают озорниками, как и вы, поэтому они разбежались и теперь не могут найти своих мам. Помогите им.

Игра "Чья это мама?

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: (Вновь обращает внимание детей к карте)

 

- Вот мы и нашли сундук, о котором говорил кот Матроскин, но чтобы его открыть, нам нужно решить головоломку. Для каждого квадратика нужно найти свою "заплатку".

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: - Внимание! Сундучок открыт.

- Что же в нем? (Печенье)

7. Итог занятия:

- Да, мы с вами прошли трудный путь, и теперь нам необходимо подкрепиться. Мы сейчас узнаем, кому какое печенье достанется. Нам поможет "волшебный" мешочек. В нем лежат геометрические фигуры, по форме похожие на печенье. Какую геометрическую фигурку вы достанете, то печенье и скушаете.

(Дети выполняют задание)

(Входит кот Матроскин с бидоном молока)

Матроскин: - Какие вы все-таки молодцы! Помогли нам клад найти. А я вам принес молока от моей коровушки. Оно очень полезное. Пейте на здоровье. Приятного аппетита. До свидания.

(Дети моют руки и садятся за столы)