Турнир "Знатоки электричества"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Оборудование: задания турнира для каждой команды, реквизиты для экспериментальных опытов, ПК для мультимедийного сопровождения, таблицы результативности.

Краткое вступительное слово педагога: «Дорогие ребята. Мы изучили с вами тему «Электрические явления». На наших занятиях вы не только изучили понятия, физические величины, формулы по данной теме, но и познакомились с жизнью ученых-физиков, их открытиями, научились решать сложные задачи, собирать электрические цепи, научились объяснять электрические явления, наблюдаемые в природе. И сегодня у нас заключительное занятие по этой теме, пройдет оно в виде турнира. Для этого я вас попрошу разделиться на 3 команды, дать название своей команде. Команда победитель получит почетное звание «Знатоки электричества». Турнир состоит из трех туров, в каждом из которых несколько заданий, каждое задание разбито на несколько частей. Каждая часть задания, выполненная правильно, оценивается 0,5 балла. В таблице результативности каждый участник команды должен записать и посчитать количество баллов, полученное им за выполненное задание. Общее количество баллов, полученное каждым участником за выполненное задание, и будет результатом команды. Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество баллов»

Рекомендации: После каждого задания проверка осуществляется по-разному : как самопроверка, взаимопроверка в команде, когда участники меняются ответами внутри команды, и когда ответы проверяют соперники.

Ход турнира

1 тур «Разминка»

1. Выпиши номера правильных формул (время выполнения задания 1 мин)

  1. I =R/U
  2. I = I1 = I2
  3. U = I1R1 +I2 R2
  4. R = R1 + R2 / R1R2
  5. A =I2Rt
  6. P = At
  7. R = U/ I

Ответ: номера формул 2, 3, 5, 7.

2. Найди общее (время выполнения задания 2 мин)

  1. металлы, почва, растворы солей –
  2. фотоэлемент, электрофорная машина, гальванический элемент –
  3. утюг, электрическая плитка, кипятильник –
  4. источник тока, потребители, ключ –
  5. тепловое, химическое, магнитное –
  6. французский ученый, единица заряда –
  7. мех, стекло, дерево, эбонит, резина –
  8. q, I, R, U, P –

Ответ: Проводники, источники тока, нагревательные элементы, электрическая цепь, действия электрического тока, Кулон, изоляторы, физические величины.

3. Назовите современным термином то, что американский физик Б. Франклин назвал «электрическим огнем» (время выполнения задания 1 мин)

Как только грозовая туча окажется над змеем, заостренная проволока станет извлекать из неё электрический огонь, и змей вместе с бечевой наэлектризуется… А когда дождь смочит, змей вместе с бечевой, станет способным свободно проводить электрический ток. Вы увидите , как он обильно стекает с ключа при приближении вашего пальца»

Ответ: Электрический огонь – электрический заряд.

2 тур «Интеллектуальный»

1. «Люди науки» О ком идет речь? (время выполнения задания по 1 мин)

  1. он открыл один из важнейших количественных законов цепи электрического тока. Он установил постоянство силы тока в различных участках цепи, показал. Что сила тока убывает с увеличением длины провода и с уменьшением площади его поперечного сечения. Он нашел ряд из многих веществ по возрастанию сопротивления.
  2. Он был рыцарем Почетного легиона , получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания французской академии наук, где он выступал. Он изобрел электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов».
  3. Он славился своей рассеянностью. Про него рассказывают, что однажды, он с сосредоточенным видом варил в воде свои часы 3 мин, держа яйцо в руке. А, однажды, уходя из гостей, он перепутал шляпы и надел вместо своей круглой - треугольную шляпу, принадлежавшую важному духовному лицу. На другой день с извинениями вернул её владельцу, но все сочли, что это было сделано, чтобы завести полезное знакомство.
  4. Он открыл один из важнейших законов электричества в 1785 году, используя для этого крутильные весы. Прием, использованный им , лишний раз доказывает, что изобретательность человеческого ума не знает границ.
  5. О нем великий Максвелл сказал: « Исследования, в которых он установил законы механического взаимодействия электрических токов, принадлежат к числу самых блестящих работ». На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был также добр и также прост, как и велик».
  6. Известно, что первую электрическую лампочку изобрел А. Н. Лодыгин. Назовите фамилию американского изобретателя, который её усовершенствовал.

Ответ:

  1. Георг Ом
  2. Александро Вольта
  3. Андре Мари Ампер
  4. Шарль Кулон
  5. Андре Мари Ампер
  6. Эдисон

2 .Вставьте пропущенные слова в тексте (время выполнения задания 2 мин)

Благодаря исследованиям Франклина, …. , Рихмана, была доказана….природа молнии. Мы видим её практически в тот момент, когда происходит разряд: весь свет распространяется со скоростью ….

Раскаты грома мы слышим уже после вспышки, так как скорость звука в воздухе примерно равна…. Гром от зарниц (далеких молний) вообще не доходит.

Энергия звука …. по пути.

Слова для справок:

  1. Ампер
  2. Ленц
  3. Ломоносов
  4. Электрическая
  5. тепловая
  6. химическая
  7. Поглощение
  8. сжатие
  9. испарение
  10. 3·108 м/с
  11. 3·103 м/с
  12. 3·102 м/с

Ответ: Пропущенные слова: 3. Ломоносов, 4. электрическая, 10. 3·108 м/с, 12. 3·102 м/с, 7. поглощение.

3. Вопросы Василисы (время выполнения задания по 1 мин)

Объясни событие.

  1. Электроскоп заряжен, листочки разошлись.
    Его блестящий шарик ладонью обойму
    Но шарика не трону.
    Внимательней вглядись
    Листочки опадают,
    Скажи-ка, почему?

    Ответ: Вокруг заряженного шара существует электрическое поле. Заряд посредством этого поля передается руке, которая является хорошим проводником электрического заряда. Поэтому электроскоп постепенно разряжается.

  2. За окном сияет солнце
    День погожий и сухой
    Не пойдешь на школьный вечер
    С непромытой головой.
    Чисто голову ты вымыл,
    Обсушить не счел за труд,
    А потом провел расческой –
    Дыбом волосы встают.
    Что так дыбятся они? –
    Василисе объясни

    Ответ: В результате соприкосновения волос и расчески, они электризуются, то есть приобретают заряды разных знаков. Тела, имеющие заряды, разных знаков, отталкиваются.

4. Объясни рисунок (время выполнения задания по 1 мин)


рис. 1


рис. 2


рис. 3


рис. 4


рис. 5


рис. 6

Ответ:

  1. Притяжение разноименных зарядов
  2. электрический ток
  3. электризация
  4. Спектры эл. полей
  5. накопление заряда
  6. электризация воды

3 тур «Экспериментальный»

1. Внимание! Черный ящик. Отгадайте что в черном ящике? (время выполнения задания 1 мин)

Имеет пластмассовый корпус
Две клеммы «+» и «-»
Имеет шкалу и стрелку указатель
Включается в цепь параллельн
Цена деления прибора 0,2 В
Измеряет напряжение на участке цепи

Ответ: Вольтметр

2. Опишите прибор: Реостат (время выполнения задания 1 мин)

Ответ: керамический цилиндр, две клеммы, ползунок, проволока, покрытая окалиной, металлический стержень.

3. Найди ошибки (время выполнения задания 1 мин)

Ответ:

  1. Неправильно соединены батарейки(+ -)
  2. Ключ соединен одной клеммой
  3. Амперметр на месте лампочки
  4. Лампочка на месте амперметра
  5. Вольтметр соединен последовательно

4. Порешаем (время выполнения задания 5 мин)

Составьте возможные схемы, имея три резистора по 2 Ом, соберите элементы электрических цепей, соответствующие схемам и посчитайте их сопротивление

Ответ: 2 Ом, 4 Ом, 6 Ом, 4/3 Ом, 3 Ом, 2 Ом.

5. Творческое (время выполнения задания 5 мин)

Как изменится сопротивление цепи, состоящей из пяти одинаковых проводников по 2 Ом, если добавить еще два таких же проводника.

Ответ: 5 Ом, 6 Ом.

6. Задача Незнайки (время выполнения задания 5 мин)

Проволока имеет сопротивление 36 Ом. Когда ее разрезали на несколько равных частей и соединили эти части параллельно, то её сопротивление стало 1 Ом. На сколько частей разрезали проволоку?

Ответ:

R=n R1
R= R1 / n
36 = n R1
1 = R1 / n
R1 = n
36 = n2
n=6

Рекомендации: Учащимся напоминается о заполнении таблицы результативности, которая может быть в таком виде:

Таблица результативности
задание 1 2 3 4 5 6 7 8 ... Количество баллов
1 тур «Разминка»                    
1. формулы                    
2. Найди общее                    
3. «электрический огонь»                    
2 тур «Интеллектуальный»                    
1. «Люди науки»
О ком идет речь?
                   
2. Вставьте пропущенные слова                    
3. Вопросы Василисы.
Объясни событие.
                   
4. Объясни рисунок                    
3 тур «Экспериментальный»                    
1. Внимание! Черный ящик.                    
2. Опиши прибор                    
3. Найди ошибки                    
4. Порешаем                    
5. Творческое                    
6. Задача Незнайки                    
итог