Нетрадиционный урок обучения грамоте и занятия по психологии общения в 1-м классе

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цели:

  • познакомить учащихся с гласной буквой «И», продолжить знакомство с гласными звуками и их обозначение буквами;
  • формировать навык чтения слов с буквой «И»;
  • развивать фонематический слух;
  • учить выделять в слове заданный звук в нужной позиции, давать ему характеристику, учить сравнивать его с другими звуками;
  • формировать умение составлять слова из заданных букв;
  • повторение имён одноклассников; знакомство детей в классе с предпочтениями друг друга;
  • развитие навыка взаимодействия в группе; развитие пространственной ориентации, произвольного внимания и памяти учащихся.

Оборудование и методические материалы: у учащихся - учебник-тетрадь «Учимся читать» 1 ч. для 1 кл. автор - Л. А. Ефросинина, конверт с цветными квадратиками, наборное полотно, у учителя – демонстрационные цветные карточки-квадраты, демонстрационные иллюстрации слов-предметов и буквы, карточки с картинками, карточки с буквами, мячи, листы А-3 для рисования, фломастеры.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Деятельность учителя

Деятельность детей

Учитель нач.кл. и психолог проверяют готовность к уроку и совместно с детьми произносят следующие слова:

Раз – два – три (хлопки), слушай и смотри
(показывают на ушки и глазки).
Три – два – раз (хлопки), мы начнём сейчас.

У учащихся на парте: учебник-тетрадь «Учимся читать» 1 ч. 1 кл., автор- Л. А. Ефросинина, конверт с цветными квадратиками, наборное полотно, пенал.

Рисунок 1

2. Сравнение и сопоставление звуков. Повторение о гласных и согласных звуках. Объединение в группы

Деятельность учителя

Деятельность детей

Учитель нач. кл.
- Ребята, вы сейчас получите по одной карточке, на которых изображены предметы и объекты, названия которых начинаются на определённый звук («Л», «Б», «Н», «О», «А», «У»). Ваша задача произнести шёпотом слово, выделить первый звук и произнести его. Те ребята, у кого предметы на картинке начинаются на такой же звук, встают вместе с ним в указанное место учителем.

- Ребята, подумайте, почему вы объединились таким образом?

 - Назовите ваши звуки.

 - Почему в одной стороне оказались звуки «Н», «Л», «Д», а в другой – «А», «О», «У»?

 - Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Таким образом, все дети определяют первый звук, а учитель просит их встать так, чтобы в одной стороне были дети, чьи карточки со словами-предметами, начинающимися на согласный звук, а в другой стороне – гласными звуками (см. Приложение №1).

Более подготовленным ученикам учитель выдает карточки с предметами, названия которых начинаются с согласного звука.

Дети вспоминают, что

  •  одни звуки – гласные, а другие – согласные.
  •  Гласные поются, тянутся, произносятся голосом.
  • Согласные произносятся с шумом. Во рту много преград: зубы, язык, губы. Они не тянутся и не поются.

 Рисунок 2

Рисунок 3

3. Игра «Снежный ком» (повтори имя одноклассника).

Игра « Узнай, что я люблю»

Деятельность учителя

Деятельность детей

Психолог.
- Ребята встаньте в круг и по очереди, передавая друг другу мячик локтями, называйте своё имя. Второй и последующие дети называют не только своё имя, но и имена тех ребят, которые уже передавали мяч до него.

Дети в кругу называют свои имена по цепочке с повторением предыдущим имён.

- А теперь мы будем передавать мяч большими и указательными пальцами обеих рук своему правому соседу, и продолжать начатое предложение «Я люблю…». Вам необходимо попытаться запомнить, о чём говорят ваши одноклассники. После того, как все ребята выскажут своё мнение, психолог может спросить нескольких детей о том, запомнили ли они, что любят их одноклассники (ребята по просьбе психолога рассказывают о предпочтениях своих одноклассников, стоящих по их правую (левую) руку).

Передавая мяч, дети рассказывают о себе.

Рисунок 4

Рисунок 5

4. Звуковой разбор слов

Деятельность учителя

Деятельность детей

Учитель нач. кл.
- Посмотрите на доску. Перед вами два рисунка.

- Что на них изображено?

С помощью фишек (квадратиков) сделайте звуковой разбор слов «КИТ», «ИГЛА».

Ребята, которые были в группе гласных звуков, разбирают слово – КИТ. Со словом ИГЛА работают дети из группы согласных звуков.

Учитель просит одного ученика из команды гласных звуков и одного из команды согласных звуков провести проверку звукового анализа на доске.

- КИТ. Какой звук вы слышите первым? Какой он? Согласный или гласный? Он твёрдый или мягкий? Назовите его твердую пару. Каким цветом его обозначили?

Какой второй звук в слове? Каким цветом вы его обозначили? Почему? Расскажите и т.д.

Такая же работа со словом ИГЛА.

- Какой звук есть и в слове КИТ, и в слове ИГЛА? Назовите его. Что вы можете сказать об этом звуке? Какой он?

Дети рассаживаются за парты.

Рассматривают рисунки на доске (См. Приложение №2).

- Кит. Игла.

На наборном полотне ребята выкладывают цветными квадратиками звуковую схему слова.

Разбирают слово «КИТ» и слово «ИГЛА».

Рисунок 6

Рисунок 7

5. Выделение нового звука. Знакомство с новой гласной буквой.

Деятельность учителя

Деятельность детей

Учитель нач. кл.

- Какой звук есть и в слове КИТ, и в слове ИГЛА? Назовите его.

Что вы можете сказать об этом звуке?

Какой он? Докажите.

-Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
- Три!
А какая буква?
- И!

- Верно, буква «И» состоит из трёх палочек. Гласный звук «И» на письме обозначается гласной буквой И. Буква «И» даёт всегда один звук «И» и в начале слова, и в середине, и после согласных звуков.

Дети отвечают на вопрос: «Звук «И».

Дети отвечают: «Он гласный, поётся, тянется, произносится голосом».

Дети поют и тянут звук, рассматривают изображение буквы «И» (см. Приложение №3)

Рисунок 8

6. Чтение слов, предложений и текста с буквой «И».

Деятельность учителя

Деятельность детей

Учитель.

- Те ребята, которые работали со словом «КИТ», пожалуйста, откройте учебник – тетрадь «Учимся читать» стр. 28. Найдите после буквы «И» 4 столбика слов.

Ваша задача - вставить букву «И» в слова и прочитать их.

- Ребята, которые разбирали слово ИГЛА, поработают с загадками. Прочитайте ниже загадки и допишите туда слова - отгадки.

Чтение слов с первой группой.
Игла, ива, слива, Марина,
Икра, аист, зима, Лиза.

Чтение стихотворений со второй группой.
Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу
Усердную ИГОЛКУ?
Буду мастером таким,
Как наш дядя Евдоким:
Делать стулья и столы,
Красить двери и полы.
А пока сестре Танюшке
Сам я делаю ИГРУШКИ.

Рисунок 9

Рисунок 10

7. Определение места нового звука в слове.

Деятельность учителя

Деятельность детей

Учитель и психолог.

- Сейчас каждый из вас получил карточку. Вам следует назвать данный предмет и определить в нём место нашего нового звука: в начале слова, в середине или в конце слова.

Давайте объединимся в три команды по нахождению звука «И» в слове.

Ребята рассматривают карточки (см. Приложение №4), произносят слова и объединяются в 3 группы.

Рисунок 11

Рисунок 12

8. Составление слов и совместный рисунок.

Деятельность учителя

Деятельность детей

Психолог

- Каждой команде надо из данных букв ( И, С, Р, У, Ш, К, Н, Г, Л, О, А) составить слово с буквой «И». Но слово должно быть таким. Которое вы сможете нарисовать все вместе.

Затем рисунки вывешиваются на доске, и проверяется правильность выбора слова.

Дети, после обсуждения и выбора слова, рисуют один предмет все вместе, по очереди передавая друг другу один лист бумаги и один карандаш.

Начинают и заканчивают по команде учителя и психолога

Рисунок 13

Рисунок 14

9. Итог урока.

Деятельность учителя

Деятельность детей

Учитель.

Что мы нового сегодня узнали на уроке?

Чему мы учились?

Психолог.

- Что нового вы узнали друг о друге?

Ответы детей.

Рисунок 15